search
main
0

“УГ” в моей судьбе

Днепропетровск. Улица Бородинская, 26

По этому адресу много лет шли письма из “Учительской газеты”

Все давние читатели и друзья “УГ” в Днепропетровске, к кому я обращалась с просьбой рассказать, какую роль сыграла газета в их жизни, вначале просто не понимали сути моих слов. Как это – какую роль?.. При чем здесь вообще “роль”?.. Человек, раз и навсегда избравший для себя профессию педагога, просто жизни себе не мыслил без “УГ”, которая с первых дней и навсегда становилась сутью, духовным стержнем не только этого конкретного учителя, но и всей его семьи. Перефразируя многократно цитируемое к 200-летию Пушкина известное изречение, днепропетровские педагоги могли бы сказать: “Учительская газета” – это наше все”.

Ведь, вспомнив к слову цитату из романа другого русского классика, они затрудняются определить, “где кончается “УГ” и начинаются они”… Патриархом передовой педагогической мысли в Днепропетровске является ветеран войны и труда, отличник народного образования Илья Алексеевич Богинский. Более трех тысяч статей на школьную тематику опубликовал он в различных газетах и журналах – от днепропетровских до московских. “Но, – говорит он, – все мы “вышли” из “Учительской газеты”…

Впервые в конце сороковых, открыв номер “УГ” как читатель, он становится вскоре одним из наиболее активных авторов газеты, которой хранит верность всю жизнь. Редактор отдела школ “Учительской газеты” О. Челпанова в письме И. Богинскому, датированном 17 февраля 1978 года, так и написала: “…Благодарю за верность нашей газете, а мы всегда рады вашим статьям”. Получая конкретные задания редакции и предлагая собственные темы, он ведет активную деловую переписку с главным редактором “УГ” Н. Парфеновой, многолетним редактором отдела школ О. Челпановой, заместителем заведующего отделом школ Р. Панчехиным и многими другими сотрудниками газеты, ставшими для него практически членами семьи. Обмен поздравительными открытками к праздникам, взаимный интерес к делам друг друга (а не только к статьям) – так развивались эти отношения…

Будучи представителем того самого поколения, которое сразу после выпускного бала в средней школе ушло на фронты Великой Отечественной, Илья Алексеевич, “пропахав” пол-Европы, освободив Будапешт и закончив войну на Дальнем Востоке, и на страницах “УГ” был одним из самых “боевых” перьев. Обладая бесценным опытом педагога-практика и пройдя путь от рядового учителя до директора школы, он пишет статьи, направленные против бюрократизма и косности, равнодушия, угодничества, формализма и показухи. Многие из них положили начало читательским дискуссиям… Одна из них – “Искусство анализа”, опубликованная в 138-м номере “Учительской газеты” от 23 ноября 1963 года, – поднимала вопросы взаимоотношений между директором, завучем и учителями. Другая, вышедшая 11 ноября 1980 года, называлась “Бойтесь равнодушных”. В материале “Рождение интереса” шла речь о трудовом воспитании школьников. В частности, о том, что труд должен быть организован не “из-под палки”, дети сами должны ощущать потребность трудиться. Что для этого нужно сделать? Вот вопрос вопросов, ведь не зря утверждал Карнеги, что ничего нельзя добиться силком – человек сам должен этого захотеть…

Карнеги, кстати, принадлежат и слова, на которых останавливается взгляд каждого, кто входит в квартиру Ильи Алексеевича: “Я был убит горем, потому что у меня не было обуви. Но это длилось лишь до тех пор, пока я не встретил человека, у которого не было ног”. “Я и сына так воспитывал, – говорит хозяин квартиры. – Внушал ему: незачем расстраиваться по пустякам или кому-то завидовать, ведь всегда есть рядом люди, которым гораздо труднее, чем тебе. И твой долг – увидеть их и помочь им”.

Сын давно вырос, живет отдельно. Четыре года назад умерла жена Ильи Алексеевича, которая тоже была учительницей. “Мы с ней познакомились, когда ехали сдавать сессию – оба заочно учились в Киевском педагогическом институте имени Горького. Теперь это университет имени Драгоманова…”

В квартире – идеальный порядок. “У кого порядок в мыслях, у того порядок во всем”. Не знаю, кто сказал, но, по-моему, это о Богинском. Квартира истинного интеллигента: со стен смотрят портреты Есенина и Хемингуэя (“Мое любимое произведение Хемингуэя – “Старик и море”). Всюду – книги, книги… В отдельных папках – переписка с сотрудниками “УГ”, вырезки из газет собственных статей и тех, которые хотелось оставить для дальнейшего осмысления. И море всевозможных словарей и прочих справочных пособий. За стеклом книжного шкафа в гостиной – еще одно жизненное правило: “Старая мудрая сова сидела на дубе. Чем больше она видела, тем меньше говорила, тем больше слышала. Почему же мы не можем походить на эту птицу?”

Не один десяток лет И. Богинский является внештатным инспектором-методистом облоно. Такое удостоверение, впрочем, ему нужно вовсе не для “инспектирования” и дачи ценных указаний.

“Предъявитель данного удостоверения Богинский Илья Алексеевич, внештатный инспектор-методист областного управления образования, работает над изучением и обобщением передового педагогического опыта, готовит соответствующие материалы для периодических изданий. Просьба к руководителям отделов образования, директорам школ содействовать Богинскому Илье Алексеевичу в его общественной деятельности…” Интересен такой факт: написав в свое время книжки для ряда ответственных руководителей, И. Богинский так и не издал ни одной своей книги, не написал диссертации. Рукопись первой его книги была одобрена столичным издательством еще в начале пятидесятых, но последовавшие вскоре политические события сделали ее издание невозможным.

“Не состоялось” и звание “Заслуженный учитель”. Представление было написано, но тем все и кончилось. На уровне “представления” осталось и награждение медалью Крупской… “Для меня более всего важен процесс, а не конечный результат, – размышляет И. Богинский. – Любая награда – это как бы “подведение итогов”, некая “конечная станция”. Жизнь же на самом деле бесконечна – по крайней мере, до тех пор, пока идет этот взаимный творческий процесс – учишь сам и одновременно учишься у других, в том числе – у собственных учеников”.

Эта бесконечная цепь “уроков” продолжается по сей день. Илья Алексеевич давно на пенсии, но продолжает работать в школе – преподает географию десятиклассникам, а многочисленным читателям украинских газет продолжает давать уроки доброты и человечности, мудрости и высокого профессионализма. Истоки этих уроков – в “Учительской газете”, всегда утверждавшей вечные ценности. Готовя один из последних материалов для местной газеты о “фиктивных” медалистах и показывая суть явления, он вспомнил о пресловутой “процентомании”, с которой когда-то пытались бороться. А заодно – и строчки, опубликованные когда-то в “УГ” вместе с карикатурой: “Тройка мчится, тройка скачет, ликвидируя прорыв, чуть от радости не плачет “стопроцентный” коллектив”…

Просматриваю снова и снова его статьи прошлых лет: “Бойтесь угодников”, “Спираль, или Движение по кругу”, “Горькие плоды огульного подхода”, “Чтобы не было издержек”, “Бойцы и псаломщики”… И вижу, что они сверхактуальны и сейчас: автора волновало не временное, а подлинное, настоящее. Статья “Двойка по поведению”, опубликованная двадцать лет назад, будто написана сегодня: в школе, как и в обществе, царит двойной стандарт. “Нужно жить по совести”, – утверждает автор. А совесть – она во все времена категория непреходящая.

…Когда мы с фотокором Димой Кравченко уже собрались уходить, Илья Алексеевич вдруг предложил “выпить по рюмочке”. Мы с Димой смущенно отнекивались, пока не узнали: “Учительская газета” и ее преданный автор и читатель – ровесники. Можно даже сказать – близнецы, т.к. оба родились в 1924 году!.. Илье Алексеевичу, правда, семьдесят пять исполнилось чуть раньше – 12 февраля.

Но, как бы там ни было, за это стоило выпить.

Татьяна УШАКОВА

Днепропетровск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте