search
main
0

“УГ” в моей судьбе

Так считает Галина Андерсон, ровесница нашей газеты

Эту моложавую улыбчивую женщину в Петрозаводске знают многие. В первую очередь, конечно, бывшие ученики, их родители, коллеги. Но не только: Галина Александровна и сейчас много занимается общественной работой, она непременный участник – и победитель! – газетных конкурсов, без нее трудно представить себе театральную премьеру или интересный вернисаж. Не последнее место в жизни Галины Александровны занимает спорт: она до сих пор не рассталась с лыжами, дома играет с внуками в настольный теннис и ежедневно занимается, по ее словам, “бегом за троллейбусами”. У нее есть даже стрелковая биография: в 1949 году она была чемпионкой Карелии среди женщин.

Словом, интересы Галины Александровны удивительно разнообразны. Но прежде всего ее волнует образование, его проблемы, потери и обретения. 37 лет она работала в школе, 20 из них была директором 10-й петрозаводской школы. Преподавала физику, в годы войны пришлось поработать и военруком. Уникален архив Галины Андерсон. Есть здесь материалы, связанные и с “Учительской газетой”, автором которой она была.

– В чем, на ваш взгляд, изменилась газета?

– Конечно, старая “УГ” была политизирована, часто в этом пересаливала.

Мне была близка ленинская тема, я даже ездила в Шушенское. Понимаете, у нас была определенная идея, звездочка, может быть, недосягаемая, но прекрасная. Я часто задумываюсь: а какая сейчас идея?

Мне нечего ответить, и Галина Александровна продолжает:

– Мне нравится открытость нынешней “Учительской газеты”. Она пишет о теневой экономике образования, забастовках, работе российского министерства, распространении наркотиков.

По душе пришлись новая рубрика “Энциклопедия российских городов”, выпуски “Темы”. Перегрузка школьников – об этом кричать надо! А особое удовлетворение я получила, когда 17 ноября прошлого года наконец вспомнили о детских организациях. Вообще очень важно провести объективный анализ воспитательного опыта прошлого: неужели в пионерии и комсомоле все было плохо? В последние годы акцент делается на личность, и это хорошо, но ведь она живет в коллективе.

С интересом читаю “Директорский клуб” – в прежней “УГ” подобной рубрики не было. Хорошо, что публикуются странички, посвященные отдельным предметам, – отличное подспорье для учителей, не выписывающих в таком объеме, как мы, методическую литературу. Понятно, почему – нет средств.

– О чем стоило бы рассказать?

– Не вижу публикаций о детях, выброшенных из школы после седьмого, восьмого классов. А их по России – миллионы! Знаете, как раньше трясли директоров, если ребенок оказывался вне школы? Потому что стояла четкая цель – образование должны получить все, доходили до каждого мальчишки. В 20-е годы моя тетя занималась ликбезом на Онежском тракторном заводе. О шефских связях сейчас уже и речи не ведется, разве что о благодетелях.

– Что вас больше всего тревожит в образовании?

– Учитель не должен в классе выкладывать детям свои трудности, домашние неурядицы. Ученики к таким излияниям относятся с иронией. Потому что требования детей к учителю за эти годы не изменились: они по-прежнему ищут в нем идеал. Никогда не соглашусь с педагогом, который говорит: “Если не понимаете предмет, платите за дополнительные занятия или нанимайте репетитора”. Не приемлю позицию: “Это ваши заботы”. Дети есть дети, они не сразу могут все понять. Мы в школе всегда проводили консультации: кто-то не понял материал, а кто-то и прослушал – что ж, таких прощать надо.

Многое тревожит… То, что дети почти не нюхают производства. Что учителя не знают семей своих учеников – а как же без этого работать? Сожалею, что на второй план отошла культура поведения детей.

– По-моему, в своей работе вы видели высокую миссию – воспитать просвещенного человека. А сейчас воцарился прагматический подход – дать определенную сумму знаний, а дальше – “ваши проблемы”…

– Да, это так. Потому ребята и оказываются после окончания школы предоставленными самим себе. Идите, мол, на все четыре стороны. Моя внучка, окончив школу, не смогла никуда устроиться на работу. Пошла в техническое училище, но их ведь теперь – раз-два и обчелся. Вот эта якобы “свобода” для выпускника и есть конечный результат сегодняшнего образования. Не случайно ребята, выйдя из школы, и не ищут друг друга, нет у них особого желания встречаться – каждый предоставлен самому себе. А мы, выпускники 41-го года, до сих пор связи не теряем, хотя нас всего пятеро и осталось…

Наталья МЕШКОВА

Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте