С вашей легкой руки
я написала настоящий учебник географии
Дело в том, что в течение пятнадцати лет меня нигде не печатали. В лучшем случае я получала по почте вежливый отказ, а в худшем – вообще ничего. Однажды как гром среди ясного неба пришла телеграмма из “Правды”: “Готовим письмо печати тчк Подтвердите место работы тчк ответ оплачен”. Я побежала на телеграф, выложила два рубля (ответ на самом деле не был оплачен)… В конце концов получила еще один “щелчок по носу”. Статья так и не вышла – “слетела” в последний момент.
И вот он, господин случай. Моя мама много лет работала в школе, и однажды в “Учительской газете” о ней появилась статья. Точнее, даже не статья, а небольшая заметка. Тем не менее это было событие, и мама попросила меня съездить в редакцию и привезти несколько экземпляров газеты. Я, как послушная дочь, естественно поехала. И нисколько об этом не жалею, так как в редакции познакомилась с замечательным человеком – Еленой Комаровой. Она открыла новую страничку в моей жизни – мои статьи вдруг стали публиковать. “Неужели они кому-то интересны?” – не верилось мне. Хотелось написать что-нибудь новенькое, интересное. И этим “новеньким” стала географическая игра – занимательное путешествие по земному шару, которое мы с сыном придумывали целое лето. Игра называлась “Семь раз вокруг света”.
Знаете, географы – народ очень занятный. В большинстве своем это романтики, которых влечет прелесть дальних странствий. Недаром они придумали свой собственный гимн “Я не знаю, где встретиться нам придется с тобой”. Правда, когда я училась на геофаке МГУ, у нас был другой – “Люди идут по свету”. Мне ужасно нравилась в нем одна фраза: “Счастлив, кому знакомо щемящее чувство дороги…”
А разве можно узнать географию, не отправившись в путешествие по свету, хотя бы мысленно? Открытие новых океанов и материков, совершенствование кораблей и навигационных приборов, исследования океанических течений и ветров. Рассказать об этом можно так, что даже самый отпетый двоечник влюбится в географию, и этот предмет перестанет быть для него заурядным.
Но, оказывается, и здесь можно все испортить. С каким удовольствием мы смотрим фильмы о путешествиях. А если, скажем, заставить вас нанести на контурную карту все маршруты походов Семена Дежнева? Именно такое домашнее задание однажды задали моему сыну. Весь вечер мы с ним просидели над энциклопедией, перерисовывая абсолютно слепые линии с одной карты на другую, и прокляли все на свете. Согласитесь, так можно навсегда отбить у человека охоту путешествовать.
…Начало девяностых. В образовании у нас творится то же, что и везде. Рушатся и реорганизуются старые институты, создаются маленькие фирмы и фирмочки. Директор нашего НИИ собрал всех и сообщил, дескать, ребята, я освобождаю вас от обязанности ходить каждый день на работу, с тем чтобы вы могли зарабатывать себе на жизнь. И началось: ТОО, ОАО, ЗАО… Я обивала пороги в течение нескольких лет. Кандидаты наук с университетским образованием нигде не требовались. А в одной фирме мне “весело” предложили должность ночной телефонистки…
Должна сказать, что перелом в моих скитаниях совершила именно “Учительская газета”. Не напрямую. Но публикации вернули мне совсем было утраченную уверенность в себе, в собственных возможностях. Вслед за глубокой ночью, как правило, наступает рассвет. Мне вдруг позвонили из издательства и предложили написать учебник по географии для 6-го класса. Когда я приехала подписывать договор и меня спросили, на какую сумму я рассчитываю, я сказала, что согласна работать бесплатно. И это была правда. Если бы в договоре напротив суммы гонорара стояло 00 руб. 00 коп., я бы все равно написала этот учебник. Я столько думала над ним! Было бы счастьем просто изложить на бумаге все то, что накопилось в моей бедной головушке. А если еще издать все это в коленкоровом переплете да на мелованной бумаге!.. К тому же начало будущего учебника было уже готово и опубликовано в “Учительской”. Путешествие по планете с названием “Семь раз вокруг света” – неплохое, на мой взгляд, вступление к “Начальному курсу географии”.
В современных курсах школьной географии отсутствует деление на физическую и экономическую. Это видно по их названиям: “Начальный курс географии”, “Материки и океаны, страны и народы”, “География России”. Содержание предметов строится на принципах внутренней интеграции основ физической, экономической и социальной географии. Усиливается внимание к вопросам формирования народов, их адаптации к природным условиям, особенностей их культуры в связи с природно-историческими факторами. Не остаются без внимания экологические проблемы. Суть концепции географического образования, разработанной нашей лабораторией, можно сформулировать так: единство “небесного”, “земного” и “человеческого” начал планеты Земля. Чем мы сейчас занимаемся? Тесты, стандарты, программы, лекции. Образование снова в цене. И в весьма высокой цене. Помимо государственных, сейчас появляется большое количество частных школ и вузов, готовых выложить круглую сумму за методическое обеспечение своих курсов. Не далее как на прошлой неделе господин Сорос решил потратить 12 тысяч долларов на то, чтобы подключить наш институт к сети “Internet”… А я все чаще вспоминаю ту “глубокую ночь” начала девяностых, когда образование вдруг оказалось никому не нужным. Становится холодно от этих воспоминаний.
Знаете, мне довольно часто приходится ездить по стране и общаться с учителями. В большинстве своем это люди творческие, желающие заявить о себе, рассказать о своих “находках”. Как это сделать, чтобы вас услышали не только ваши ученики и коллеги по работе? Напишите в “Учительскую”.
Наталья ПЕТРОВА
Комментарии