search
main
0

УГ Подмосковье

Специальный выпуск

За образование отвечает вся власть

Ежегодно Департамент образования определяет приоритетные направления, над которыми он работает затем весь учебный год. Так, в 1996/1997-м мы решили, что это будет качество образования, информатизация, здоровье детей.

К необходимости изучения качества образования мы пришли через аттестацию. Аттестация должна выявить высокий профессионализм учителя, а как его проверить? Никакая экспертная группа не может оценить учителя по двум-трем урокам или, того хуже, по классным журналам. Лучшая оценка учителя – это качество знаний ребят. Часто используемый критерий – поступление в вузы – достаточно условен. Как, скажите, развести реальную заслугу учителя и то, что ученик получил, посещая дополнительные занятия.

Мы создали специальный центр изучения качества образования в институте повышения квалификации под руководством Николая Николаевича Решетникова, который разработал систему диагностики, тестов по математике, русскому языку, иностранному, начальной школе. И, что примечательно, сюда добровольно идут и дети, и учителя, и родители. Мы убеждены, завязка качества знаний с аттестацией – дело будущего.

Информатизацию образования, на которую область должна будет выделить 900 миллиардов рублей, рассматриваем не просто как замену устаревшей техники, но как развитие сетей – локальных, глобальных. Модемная связь должна связать все органы управления. Необходимо от фильмотек идти к медиатекам, телестудиям. И это не фантазии. Например, в Краснопутьевской школе Домодедовского района телевизор в каждом классе, все это обьединено в единую сеть, и главное – не пылится, а работает, активно включено в учебный процесс.

Дети часто приходят в школу уже больные, но в процессе обучения состояние их здоровья ухудшается, поэтому мы держим эту проблему в центре своего внимания. Тем более сегодня органы здравоохранения перешли на новую систему страхования, практически не проводятся углубленные исследования.

Еще одна приоритетная проблема, которую мы как бы пролонгировали с прошлого года, – это сельская школа. Более 40 процентов из 1650 средних учебных заведений, 15 профучилищ в Московской области, не говоря о дошкольных учреждениях, находятся в сельской местности. А тут проблем еще больше. Раньше всем занимались колхозы и совхозы, теперь социально-культурная сфера передана муниципальным властям, которым содержать ее часто не на что. Например, не каждое новоявленное акционерное общество, в которые превратились все бывшие хозяйства, способно подвозить детей в школу. Необходимо покупать свои автобусы, устанавливать график движения.

Все это экономические проблемы, которые в той или иной мере удается решить. Более важные вещи – содержание образования. Почему ребенок, который проживает в селе, должен иметь недостаточный уровень образования? Почему одаренные деревенские дети, а в селе их много, не должны учиться в особых условиях у себя в селе. На нашей коллегии, которая пройдет в Коломенском районе, мы поведем разговор как раз о вариативности образования в сельской школе. Коломна была выбрана не случайно. Здесь повернулись к национально-культурным традициям, создали интересную схему регионального компонента образования детей с учетом их способностей.

Как закон нам помог

Если смотреть закон о местном самоуправлении, то органы государственной власти заканчиваются на уровне субьекта Российской Федерации. С введением этого нормативного акта сегодня каждая территория, будь то маленькое село, деревня, поселок, обьявляет себя органом местного самоуправления, набирает штат управленцев и начинает проводить свою образовательную политику. Но в чем тогда отличие органов местного самоуправления от органов государственной власти? При запуске документа никто, конечно, не подумал о том, что он может разрушить единое образовательное пространство региона. Эту проблему пришлось решать многим моим коллегам. Как сохранить влияние на каждую школу, которая находится на нашей территории, в условиях децентрализации?

Мы пошли по пути заключения договоров с местными администрациями, где разграничиваем сферы взаимной ответственности и влияния. Например, начальник районного управления заключает соглашение, где органы самоуправления берут на себя вопросы обеспечения материально-технической базы, питания, здоровья детей. Все остальное в компетенции государственных органов. Вопросы назначения и увольнения управленцев образования решаются совместно.

Если посмотреть на функции департамента в условиях децентрализации, их можно разделить на два очень важных блока. Первый – контроль за выполнением закона об образовании на территории Московской области. Лицензирование, аттестация, аккредитация, педагогические кадры – за нами. Все остальное перешло в ведение органов местного самоуправления, в том числе и финансы.

Второй блок – учреждения областного подчинения (их у нас 160). Профессиональные училища, 14 из 81 интерната, три педагогических вуза. На содержание одного ПТУ требуется в среднем 4-5 миллиардов рублей. Какой муниципальный бюджет выдержит это? Поэтому разумно, что подобные учебные заведения именно областного подчинения.

От контрольных функций мы не отказались, только, в отличие от прежних времен, они основываются не на своевластии и инспектуре, а на изучении дел на месте и оказании практической помощи. У каждого из 66 районов области в департаменте есть свой куратор, который наблюдает за решением главных вопросов – социальной поддержки детей, законности отчисления, принятия уставов и их выполнение, работы советов школ, не взимают ли где незаконно плату и т.д. Поверьте мне, что так мы достигаем гораздо больших результатов. Правда, необходимо, чтобы специалист областного уровня был высочайше подготовлен.

Вообще у нас очень обновился управленческий контингент, пришли новые люди. Одна из функций департамента – учить управленцев. Сегодня мы должны быть экономистами и юристами – вопросы тарификации, штатного расписания, нормативно-правовой требуют особых знаний. А если, скажем, ведешь вопросы реабилитации, то потребуется кое-что и из медицины. Нельзя помочь директору в этих вопросах, не разобравшись самостоятельно.

Для образования области считается престижным иметь свою программу, концепцию развития. Но очень часто такие документы не подкрепляются ни юридически, ни финансово. Поэтому сперва мы взяли курс на создание своей нормативно-правовой базы, и к новому учебному году глава администрации и областная Дума приняли Закон об образовании Подмосковья. Этот документ – попытка ликвидировать те региональные пробелы, белые пятна, которые есть в федеральном законе, и самый главный вопрос – разделение полномочий между исполнительной и законодательной властями.

Кроме того, по новому закону образование перестало быть ведомственным. Сегодня это помимо нашего департамента и главное управление здравоохранения, и департамент социальной защиты, и управление по труду. Иными словами, за образование отвечает вся власть.

В отличие от федерального закона, нам удалось прописать вопросы социальной поддержки детей. Нынешняя сложная экономическая ситуация подталкивает детей уйти из школы ради заработка, особенно мальчишек. Они моют машины, торгуют и, не дай Бог, попадают в криминальные структуры. Задержать подростков в школе, чтобы они получили девятилетнее образование, позволит статья закона, отдаляющая срок отчисления из учебного заведения до 16 лет.

Особенно важным успехом закона можно также назвать блок социальной поддержки учительства. Муниципальные надбавки, льготы появлялись у нас стихийно, теперь это регламентировано законом. В 80 процентов регионов – бесплатный проезд от места проживания к месту работы или 50-процентная скидка, есть дотации на питание, на содержание детей в дошкольных учреждениях. Директорам школ и управленцам доплачивается до 50 процентов от заработной платы. Все это, конечно, дифференцированно, учитывается вклад каждого руководителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте