Евгений Комаpов:
“Будьте cпокойны, у нас все будет хорошо!”
Кольский полуостров – северные ворота России. Берега его омываются двумя морями – Баренцевым и Белым. Кольский залив не замерзает благодаря ответвлению теплого течения Гольфстрим и открыт для судоходства круглый год. Здесь начинается Северный морской путь – самая короткая дорога из Западной Европы в Америку и на Дальний Восток. Наличие мощного ледокольного флота в Мурманске позволяет мореходам всего мира не бояться никаких преград. Географическое положение края в значительной степени предопределило его историческую судьбу и специфику образования в регионе. На встрече с главой администрации Мурманской области Евгением Комаровым обо всем этом удалось узнать подробнее.
– Поговаривают, что вы “неровно дышите” к образованию, даже на турслете учителей на вопрос: “Членом какого профсоюза является губернатор?” – вы, ни секунды не сомневаясь в своих пристрастиях, ответили: “Если можно, то я вступил бы в союз работников образования”.
– Образование – это показатель морально-психологического климата области. И, как ни высокопарно это звучит, без него невозможно говорить ни о какой будущности России. У нас очень сильные учителя, Мурманский педагогический институт котируется весьма высоко. Конкурсы на поступление в него огромны. Но… выпускники далеко не всегда приходят работать в школу. Как заинтересовать учителя? Конечно же, в первую очередь необходимо предложить ему социальные гарантии. Заключить с ним своеобразный контракт: он должен качественно работать, а мы в течение означенного срока налаживаем его быт, обеспечиваем жильем. И еще нужно сделать труд учителя престижным. Напомнить обществу, что слово “учитель” должно ассоциироваться не только с образованием, но и обозначать представителя интеллигенции. На недавней встрече с заведующими районных отделов образования мы обсуждали этот вопрос и поняли, что подготовку учительских кадров нужно начинать с 1-го курса, а еще лучше – со школы. И вести этого человека всю жизнь. Уже скоро построим новое здание института усовершенствования учителей, нынешнее нас совершенно не устраивает. Там будет своя гостиница семейного типа, где во время учебы на курсах можно будет готовить для себя еду. А летом туда будем привозить школьников, желающих посетить Мурманск с экскурсией.
– Это бытовые условия, а как обстоят дела с материальным положением учительства области?
– Если бы мы получали все деньги, которые предусмотрены бюджетом, мы бы вышли из положения. Но этого не происходит, собираемость налогов (плохое выражение, но употребляемое сегодня) крайне низкая и не позволяет решить все вопросы образования. Задолженность зарплаты учителям, работавшим летом, составила 5-6 млрд. рублей.
Хочется полностью уйти от каких-либо тарифов, централизованных сверху, так как на сегодняшний день мы имеем совершенно популистские указы и постановления правительства, которые провозглашают: повысить заработную плату! Первый пункт читают все, а вот второй пункт забывают: повышение ее за счет средств местного бюджета при наличии средств. Зачем? Есть региональное управление образования, есть управление финансов, администрация области, ее законодательный орган, наконец. Им должно бы и решать: если есть деньги, то выделить энную оплату, если нет – то другую. Но сегодня политика центра выглядит так: каждой сестре по серьге. И не важно, Волгоград это или Иркутск, Сочи или Мурманск. Зарплата учителя везде одинакова, а цены и условия жизни, естественно, разные. Раньше на Севере были разные коэффициенты, сейчас этого нет. Мы, чтобы как-то поддержать, для учеников и учителей учредили денежные стипендии. Понятно, что не из бюджетных денег.
– Расскажите, что, собственно, отличает Мурманскую область от других.
– Кольское Заполярье всегда привлекало к себе романтиков, искателей приключений, людей предприимчивых и сильных. Здесь издавна селились выходцы из Новгорода и других княжеств. Они ловили рыбу, били зверя, обустраивали берега, ставили путевые кресты и церкви. Их, северных потомственных моряков, назвали “поморами”. Они бойко торговали с соседями, в основном с норвежцами. Родился даже примитивный русско-норвежский язык. Поморы, избежав монголо-татарского ига, сохранили многие самобытные национальные традиции. Замечательно, что они не утеряны и сегодня, в школах собирают по крупицам остатки древней культуры, восстанавливают ее, передают последующим поколениям.
– Такая работа ведется в одном из древнейших сел Кольского полуострова Варзуге. Ребята собирают поморские слова, делают поморские игрушки, разыгрывают перед сельчанами поморские обряды. Но сама школа… Чтобы в нее попасть, необходимо на лодочке переплыть на другой берег или зимой пройти этот путь по льду. Два маленьких домика с миниатюрными классами, где ютятся ученики и преподаватели.
– Да, эту уникальную школу необходимо сберечь. Мы строим в Варзуге новое помещение, где не придется тесниться и где учащиеся смогут с большим комфортом заниматься своими этнографическими изысканиями. Также ведется строительство учебных зданий в Полярном и Кольском районах, недавно открылась новая школа в Минькино, правда, она не только для области – туда привозят детей с нарушением речи со всего Северо-Запада. И пока все. Больше новых школ области пока не требуется: в настоящее время многие уезжают из региона. Дело в том, что в бытность Советского Союза на полуострове образовалась категория людей, приехавших сюда поработать и оставивших на своей родине забронированное за собой жилье. С распадом одного государства на множество самостоятельных республик у них появилось опасение потерять родной кров. Мы сотрудничаем с посольствами, помогаем с отьездом. Однажды за год мы потеряли 40 тысяч человек. С другой стороны, это общая российская тенденция – падение рождаемости. Так что в ближайшее время строить еще дополнительные школы, по всей вероятности, не нужно.
– Как вы считаете, можно ли остановить отток населения? Возможно решить эту проблему?
– Вообще Мурманская область – богатейший край. В его недрах найдено три четверти химических элементов таблицы Менделеева. Уникальны месторождения апатитонефелиновых руд, кианита, железа, редких металлов. Здесь добывают фосфорное сырье, никель, медь, цветные металлы. Многие предприятия выпускают разовую единичную продукцию, не имеющую аналогов в мире. Сегодня открыты новые перспективы развития транспорта, связи, рыбной промышленности, добычи и переработки полезных ископаемых. Нефтегазовая отрасль, видимо, во многом определит завтрашний день мурманской экономики. Поэтому будьте покойны, к нам еще будут приезжать и оставаться здесь.
– Вы не боитесь новых людей? Возможно ведь, не все окажутся “добропорядочными гражданами”.
– Сейчас в области криминогенность ниже, чем в общем по России. Но, конечно, это не повод успокаиваться. Предотвратить такую возможность нельзя, а вот исправлять имеющиеся “неполадки” можно. Сегодня у нас очень много ребят, которые уходят из семей. Практически в каждом районе для них созданы приюты, где этих детей стараются оторвать от улицы. У меня есть мечта – открыть для мальчишек, брошенных родителями, склонных к правонарушениям, но для которых еще не поздно что-либо сделать, кадетский военно-морской корпус. Это будет полностью закрытое элитарное заведение с такими предметами, как музыка, этика, эстетика. Они будут щеголять в особых формах и проходить практику на настоящих гражданских и военных кораблях. В этом престижном училище готовили бы офицеров не только флота, но и всей системы вооруженных сил, милиции. Рассчитываем на 600 учащихся.
И еще один проект, более близкий к осуществлению. В Ковдоре, в помещении бывшего детского садика, планируется собрать детей, состоящих на учете в милиции. Обычно таких отправляют в спецшколы, где они не только не исправляются, но становятся настоящими преступниками. А мы не отрываем их от общества, мы предоставим им школу на 280 мест, уроки, еду (не секрет, что у многих из них проблемы с питанием) и мастерские, в которых они научатся трудиться. Это весьма важно: либо мы бросим их на произвол судьбы, мол, куда кривая выведет, или придем на помощь сейчас.
В вуз… со своей стиральной машиной
3 октября 1974 года в поселок Вьюжный на судоремонтный завод “Нерпа” прибыл молодой выпускник Казанского инженерно-строительного института Юрий Юрлин. К тому моменту за его плечами уже были три года армии и стаж работы учителем физики и черчения в родной Татарии.
800 человек, живущих в шести домах, детский сад, маленькая поликлиника, сельский клуб да сопки и северный ветер, пронизывающий до костей в любое время года,- вот и весь Вьюжный…
Юрий Петрович поднимался по служебной лестнице быстро и уверенно: заместитель директора завода по капитальному строительству, председатель исполкома и наконец – глава администрации города. Эту должность Юрлин занимает и поныне. На человека, судорожно вцепившегося в свое кресло, не похож. Секрет прост – руководитель, лично курирующий вопросы образования, здравоохранения и социальной защиты, без места и народной любви не останется. Одним словом, Юрлину верят.
За 20 лет из поселка городского типа Вьюжный превратился в закрытый город Мурманск-60, сегодня его имя – Снежногорск. В Мурманской области это, пожалуй, единственный город, уехав из которого сразу после распада Союза, многие вернулись обратно. Единственный город, в котором постоянно растет рождаемость: по сравнению с 94-м годом она увеличилась на 38%…
По мнению Юрлина, беда многих молодых городов в том, что, возводя десятки жилых домов, администрация будто забывает, что живущие в них люди должны водить своих детей в детские сады, школы, библиотеки и поликлиники. А их нет, потому что администрация решает жилищную проблему, забывая обо всем остальном.
В Снежногорске шесть детских садов, в которые никогда не бывает очередей, в двух есть бассейны, один – санаторного типа. Ибо больные дети, по полгода живущие в полярной ночи без солнечного света, – бич Севера. Не забывают и школьников: из четырех школ – три опять-таки с бассейнами. Юрлин расчетлив: вкладывая немалые деньги в здоровье и образование детей, он тем самым гарантирует Снежногорску будущее.
Сегодня город можно назвать более-менее благополучным потому, что Юрлин отлично понимает его потенциальные возможности. Прекрасно осознавая, что выше собственной головы не прыгнешь, он делает ставку на реальные условия. Сегодня Снежногорск не потянет собственный вуз, а профессионалы нужны. Что делать? Узнав об открывшемся в Апатитах Кольском филиале Петрозаводского государственного университета, администрация поспешила заключить с ректором договор о целевом приеме студентов снежногорских школ, гарантируя им полное материальное обеспечение. Сегодня 18 снежногорцев учатся в Апатитах, а при них – собственный рафик и две стиральные машины… Подобное положение вещей, естественно, подразумевает возвращение молодых специалистов назад в родные пенаты. В самом Снежногорске на базе одной из школ открыты вечерние и заочные курсы Мурманского пединститута по специальностям учитель физкультуры и начальных классов.
Стипендии в размере 100 тысяч рублей ежемесячно администрация выплачивает и своим особо отличившимся школьникам.
Особо относятся к Юрлину военные. Это еще один хитрый ход руководителя администрации: предоставляя офицерам квартиры в городе, мэр гарантирует своим мальчишкам-призывникам службу рядом с домом. В этом году из 48 новобранцев Снежногорска лишь двое отправились в Москву и Выборг, остальные остались в Мурманской области.
Юрлин не скрывает своих проблем. Сегодня они есть у всех, и Снежногорск – не исключение. Недобрую шутку с его жителями сыграло полное сокращение военно-промышленного комплекса, который не только обеспечивал рабочие места жителям города, но и тащил на себе все социально-хозяйственные вопросы. Теперь этого нет, значит, надо искать какие-то другие пути. В планах у Юрлина совместное с Газпромом строительство завода, сооружение подземной атомной электростанции, создание производства по “расчленению” вышедших из строя подводных лодок. Все это требует вложения немалых средств, которые завтра гарантируют такие же огромные прибыли.
Именно поэтому Снежногорск можно смело назвать городом будущего, ибо все тут работает на него: промышленность, медицина, образование, но самое главное – руководство. А это, согласитесь, бывает так редко.
“УГ” – Мурманск
Людмила рогозина:
“К высшему образованию через Баренцрегион”
Говорят, Мурманск – мужской город. Говорят, что в экстремальных условиях Кольского Заполярья выживает сильнейший. Все это так. Но… мужчины уходят в море, исследуют недра здешних богатых полезными ископаемыми гор, пасут оленей.
А повседневными заботами города и области занимаются женщины. Начальник управления образования администрации Мурманской области, кандидат педагогических наук Людмила Рогозина – коренной житель этих мест. Начиная с XVI века ее предки жили на кольской земле. Ей близки все чаяния, страдания и желания поморов терского берега Белого моря, откуда она родом.
По окончании Петрозаводского педагогического института Людмила Дмитриевна работала учителем в Карелии. Затем – в Мурманске, 7 лет преподавала математику в школе, 7 лет читала лекции в институте усовершенствования учителей, откуда ее пригласили на должность заместителя заведующего гороно. В 1992 году стала начальником управления образования области.
В период с 1991 по 1996 год в регионе увеличилось число учреждений, финансируемых из областного и местного бюджетов. Если в 1991-м их было 574, то в 1996-м стало 705. Были открыты новые учреждения дополнительного образования, еще 12 тысяч детей нашли занятия по интересам в Мурманске, Апатитах, Оленегорске, Северодвинске, Скалистом, Ловозере (Международный экологический центр “Эконорд” в Апатитах, частная лингвистическая российско-финская школа для одаренных детей и бизнес-школа на базе “Лапландии” в Мурманске).
Появились 4 новых специальных коррекционных учреждения. Открыты 2 школы для детей с проблемами здоровья в Мурманске, 1 – в Ковдоре, школа с допрофессиональной и профессиональной направленностью в Мурманске. Надеюсь, что заявившие Ковдорский и Печенгский районы о создании в 1996 году школ для детей с дивиантным поведением решат проблемы организации, так как их ждет современное оборудование для организации трудового обучения.
Увеличилась сеть детских домов. Возникли центры реабилитации в Апатитах, Никеле, Кандалакше, Мурманске. Администрациями области принято более 100 детских садов от предприятий области. В 116 детских садах воспитатели, медицинские работники оказывают помощь детям, имеющим нарушение слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, заболевания туберкулезом.
В настоящее время подготовлены условия для правового образования и граждановедения. Изданы учебные программы и учебники нового поколения. С учетом возрастных особенностей в дошкольных учреждениях и начальной школе даются элементарные знания о демократии, правах человека, правах детей, нормы нравственности. На старшей ступени введены курсы “Человек и общество”, “Современный мир”, “Мир человека”. В 17 классах с углубленным изучением истории и обществоведческих дисциплин и в 25 классах юридического и правоохранительного профилей осваиваются профильно ориентированные курсы: “Основы правоведения”, “История государства и права”, “Введение в политологию”. Это позволяет построить вертикаль гражданско-правовых знаний…
…Сегодня учащиеся школ, ПУ России могут изучать 81 родной язык, в том числе на территории Мурманской области язык саами и коми. Все учебные программы откорректированы с учетом национального компонента. На уроках трудового обучения ребята обучаются навыкам по профилю “Народные промыслы”. При изучении дисциплины “Национальная культура” дети знакомятся с культурой Севера, России и других стран и народов. Во всех странах есть национальные меньшинства, имеющие другие языки, религиозные убеждения, расовую принадлежность и политические взгляды. В результате во всех странах существуют разногласия… Наша Конституция гарантирует свободу религии, но преподавание религии запрещено в государственных школах на том основании, что это может привести к появлению религиозной нетерпимости и, следовательно, поставить под угрозу единое чувство нации. …В конце прошлого года к нам обращались некоторые руководители с просьбой о перенесении экзамена (сроки которого определяются Министерством образования) с субботы на другой день по причине обращения отдельных религиозных групп.
Большую работу в направлении патриотического воспитания проводят школьные музеи. В Мурманской области 36 военно-патриотических, историко-краеведческих, литературных школьных музеев. Их фонды насчитывают более 7 тысяч подлинных экспонатов…
Важность патриотического воспитания в школах области, сохранение и развитие национального языка и культуры показали результаты конкурса “Храмы России”, проведенного совместно с органами культуры, комитетом молодежи и писательскими организациями, а также конкурса, посвященного празднованию 300-летия Российского флота. В 4-м областном историко-литературном конкурсе “Храмы России” приняли участие 138 учащихся.
В системе профессионального образования вводятся новые специальности, ориентированные на рынок труда, – продолжается программа массовой профессионализации молодежи. В результате расширения профессиональной практики на базе школ и УПК и совершенствования содержания начального профессионального образования выросло количество желающих получить рабочие специальности, особенно из числа высвобождающихся кадров при закрытии производств.
Возрос конкурс в педагогические учебные заведения. Приемные комиссии отмечают повышение уровня подготовки абитуриента. Система образования получила специалистов новых профилей, в том числе социальных педагогов, психологов. В течение года различными видами наград отмечено 398 работников, 526 педагогов получили высшую категорию.
В соответствии с нормативными документами ежегодно 20% педагогов должны повышать свою квалификацию. Она осуществлялась в основном институтом развития регионального образования, повышения квалификации педагогических кадров. В связи с недостаточным финансированием отрасли в истекшем году было обучено только 75% от запланированного числа.
В течение 1995, 1996 годов финансовое обеспечение системы образования Мурманской области неустойчивое. В истекший период в учреждениях образования проведены мероприятия по экономному расходованию бюджетных средств. С 1995-1996 учебного года увеличена наполняемость классов общеобразовательных школ с 23,9 до 24,26 учащихся в классе, сокращено на 106 количество групп продленного дня, проводятся мероприятия по сокращению излишеств в штатных расписаниях.
Немаловажное значение для системы образования принимает международное сотрудничество, которое получило развитие за последние четыре года в связи с созданием программы “Баренцрегион”. В настоящее время международные связи приобрели практический характер. Это стажировки специалистов и учащихся, семинары и конференции по вопросам образования, обмен группами учащихся и преподавателей однопрофильных училищ для знакомства и практики.
Интересен проект взаимного обмена учащихся “Баренцплюс Юниор”, который проводится третий год. В течение учебного года учащиеся живут в семьях и обучаются в учебных заведениях. Таким образом, предоставляется возможность молодежи познакомиться с языком, культурой и историей стран Баренцрегиона. Проект “От училища к высшей профессиональной школе” в Мурманской области, в котором участвуют Лапландский университет Финляндии, наше педагогическое училище, два профессиональных лицея, Мурманский пединститут и Хибинский технический колледж. В результате реализации данного проекта мы получим разноуровневую подготовку кадров, а также механизм взаимодействия средних специальных и высших профессиональных учебных заведений.
В рамках сотрудничества сопредельных регионов с целью развития содержания и структур профессионального образования Управление образования намерено создать совместное российско-скандинавское профессиональное учебное заведение нового типа, включающее в себя современные учебные полигоны по тепло-, водо-, электрокоммуникациям, ремонту и обслуживанию зарубежных автомобилей.
Большая семья из Дома радости
Оленегорский детский дом открылся 30 лет назад в помещении школы-интерната. Длинные казарменные коридоры, спальни на 25-30 человек – страшно смотреть.
Коллективу детского дома, предводительницей которого была Валентина Гордеева, пришлось многое перелопатить. С помощью бывших шефов расширили участок, оборудовали спортивный зал, построили четыре веранды закрытого типа, где малыши не боятся гулять в любую погоду, бассейн. По стенам – работы русских умельцев. Комнаты оформили так, чтобы ни одна не походила на другую. Красота!
Но главное – как изгнать сам дух детдомовщины? Здесь щепетильно относятся к тому, чтобы дети выглядели домашними и ухоженными. Одежда ребятам покупается самая модная. Прически выбираются самые современные. Праздники проводятся самые душевные.
Долгое время тем, кому исполнялось 7 лет, приходилось покидать уютный дом и отправляться в школу-интернат. И в 1985 году коллектив наконец решил: “Все, хватит. Детей своих никому не отдадим!”. Обратились за поддержкой в попечительский совет при Оленегорском исполкоме. Их поддержали. Но тут всплыла еще одна трудность. Среди воспитанников находились дети из одной семьи, обьединить бы старших и младших братьев и сестренок… А для этого надо было создать новые условия для жизни и отдыха детей, провести реконструкцию всего помещения.
Возникла идея о создании четырех семей, состоящих из детей разного возраста. Построили 4 квартиры с общим холлом, общей кухонькой для “семейных” посиделок (обычно дети едят в предназначенном для этого собственном кафе) и отдельными комнатками. В семье живут братья и сестры. По крови – обязательно, по желанию – как подружатся. Старшие учат малышей самостоятельности, аккуратности, опрятности, ответственности.
Так родился детский дом семейного типа. Но и тут без волнений не обошлось. Дети пошли в школу и сразу все забеспокоились: вдруг их там назовут детдомовскими, вдруг обидят чем? И придумали назвать дом Домом детства, Домом радости. А еще “Огоньком”, пусть маленьким, но беспрестанно согревающим детские души. Теперь официальный статус этого гнездышка “Дом детства “Огонек”.
Когда ребята отправились в первый класс, пришлось решать еще один немаловажный вопрос. Так как всех определили в одну школу, то с городскими, “домашними” детьми подружиться не удавалось. Но и тут нашли выход: распределили ребят по разным школам города, оставив, таким образом, в каждом классе по 2-3 человека. Кто-то параллельно учится в музыкальной школе, кто-то – в художественной. Тут-то дружба и началась. Дети ходят друг к другу в гости и на дни рождения. В них появилась до тех пор незаметная вольность и раскованность.
В 1997 году в Доме детства первый выпуск: семь человек заканчивают девятый класс. Девочки умеют шить и готовить, мальчишки знают, с какой стороны подойти к токарному станку. Во взрослой жизни – это важные навыки, но не единственные необходимые.
Дом детства научил своих воспитанников быть бережливыми и экономными, научил их быть хозяевами. Сегодня 20 человек, работая в доме на две ставки, копят деньги, чтобы потом самим покупать себе какие-то необходимые мелочи.
Но главное, эти дети свободны. Они не ходят строем и не стараются быть похожими один на другого. Они – простые дети большого мира, а проблем у них подчас и меньше. Ни один воспитанник Дома радости “Огонек” не стоит на учете в детской комнате милиции. Потому что их интересует совсем другое. Директора своего дома они называют “бабулей”, и никого роднее ее у них нет. А сама Валентина Васильевна желает им только одного: чтобы этот “огонек” они пронесли в своих душах через всю жизнь.
Комментарии