В музее Льва Толстого открылась выставка «Мой первый бал».
Кринолины, корсеты, три подъюбника, шелка, бязь, кружева. Это бальные платья времен Наташи Ростовой. Их волнующим шуршанием пропитаны страницы соседствующего с историческими нарядами романа. Он открыт именно на том месте, где Ростова своим выходом впервые ошеломила свет. Толстой несколько раз акцентирует внимание на оголенных руках Наташи, подчеркивая ее некоторое смущение и сравнивая ее с беломраморной красавицей Элен. Примерно в этот момент истории моды особая открытость – оголенные плечи и глубокое декольте становится особым признаком бального платья.
Парадный наряд эпохи ампира и юности героини «Войны и мира» был еще более воздушным и эфемерным, чем повседневный, – маленькие лифы в сочетании с крошечными рукавчиками, перчатками выше локтя и длинными-длинными юбками делали женщин похожими на бескрылых птиц. Бальная мода в те времена еще не спорила с «основной», только чуть ее утрировала.
А вот и реальные свидетели эпохи – выходное платье Софьи Андреевны и бальные аксессуары дочерей писателя. В то время вечернее платье стало практически антиподом повседневного. Если дневная одежда сильно маскулинизировалась и упростилась под натиском эмансипации, вечерняя осталась оплотом женственности, хотя и приобрела новые формы. Вечерние туалеты шились из блестящих и прозрачных тканей, юбки свисали всевозможными хвостами, воланами, драпировками. Раскрепощенность царила и на «верхнем этаже»: лифы, в отличие от сдержанных братьев по цеху повседневного назначения, не скрывали ни плечи, ни грудь, ни спину. На выставке представлена коллекция исторического бального платья фонда «Любакс».
Сегодняшнее вечернее платье не укладывается в строгие рамки, как и вся мода в целом. Музей Толстого своей экспозицией напомнил не только о былом, но и порадовал модниц изысканной коллекцией современного наряда для выпускного бала.
Комментарии