На встрече участников конкурсов “Учитель года” и “Лидеры в образовании” с читателями “УГ” в рамках выставки “Школа-2001” всех поразило признание лауреата конкурса управленцев, директора Колязинской школы Нижегородской области Михаила Тошнова: “Я представляю небольшую сельскую школу, директором которой работаю 27-й год. Ни разу не пожалел, что участвовал в конкурсе. В моей педагогической карьере это был самый лучший год”.
Права ведущая встречи, заместитель главного редактора “Учительской газеты” Ирина ДИМОВА: “Мы, “Учительская газета”, гордимся тем, что в свое время выдвинули идею проведения конкурса “Учитель года”, затем идею конкурса “Лидер в образовании”.
Нет ничего удивительного, что, дав в свое время старт “Учителю года”, через одиннадцать лет наша газета вместе с Министерством образования и профсоюзами запустила новый конкурс, для управленцев. Естественно, когда крупнейшее педагогическое издание знает потребности времени. Тогда, в начале 90-х, страна нуждалась в профессиональном педагогическом сообществе. Начало ему положил учительский конкурс. Теперь школам нужны грамотные управленцы. И новый конкурс “Лидеры в образовании” должен помочь менеджерам в образовании оценить себя, найти единомышленников, увидеть лучшее, что делается в этой сфере сегодня.
Интересный факт. Учительский и управленческий конкурсы не просто существуют рядом, но уже взаимодействуют. Впрочем, это тоже совершенно естественно. Ирина Димова: “Если подняться над ежедневностью и увидеть возможности учителя, использовать их, то можно добиться многого и для самой школы. В этом году среди победителей конкурса “Лидеры в образовании” директор гимназии из Брянска Ольга Александровна Кравченко, а учитель этой школы Олег Парамонов в 1993 году стал победителем конкурса “Учитель года России”.
Еще один пример такого взаимопроникновения привела на встрече участница конкурса “Лидер в образовании”, директор центра образования “Единство” из Междуреченска (Кемеровская область) Валентина КЛИВЕР: “Мне особенно приятно, что в моей школе работают два финалиста конкурса “Учитель года” – Петр Липатов (2000 г.), и Лина Груздева (1999 г.). Это, наверное, к чему-то обязывает. И когда я сама прошла конкурс “Лидеры в образовании”, я поняла, что это значит для каждого образовательного учреждения. Это дает признание коллег”.
Директор московского образовательного центра N109 Евгений ЯМБУРГ тоже оказался на перепутье двух конкурсов. Он судит учителей на педагогическом состязании в Большом жюри, но не побоялся стать “судимым” на конкурсе “Лидер в образовании”. И победил! Проанализировав материалы своих коллег, участников конкурса, Евгений Александрович пришел к выводу: “90% – это проекты, направленные на расширение содержания образования. 8% приходится на педагогические технологии. И только 2% – на управление. Реально это приводит к катастрофической ситуации. Здоровье детей все хуже. Например, московские школы выпускают 98% больных детей. России всегда не хватало нормальных администраторов. Любой проект начинается с понимания, какой контингент детей, учителей у тебя в школе”.
Лауреат конкурса “Лидеры в образовании” Алла КУРБАТОВА, директор подмосковной дмитровской многопрофильной гимназии N6 и ее коллеги именно с этого и начали свою работу: “Мой проект называется “Маркетинг деятельности директора общеобразовательной школы”. Десять лет мы строили свою деятельность, исходя из социального заказа нашего Дмитровского района на образование”.
Другой лауреат конкурса, директор центра образования N686 Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, добавил в свою управленческую деятельность “артистическую составляющую”. Сергей Зиновьевич – выпускник Щукинского училища, президент “Российской Ассоциации театров, где играют дети”. На вопрос пресс-секретаря “УГ” Ольги Бигильдинской, должен ли управленец быть артистом, Казарновский ответил: “Существует два способа общения с классом, вообще с людьми. Первый – приходите и рассказываете то, что они не знают. Второй – приходите и делитесь тем, что знаете вы. Способность делиться собой – часть актерской природы. Но это качество также присуще и педагогу, и управленцу”.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии