search
main
0

«УГ» 90 лет

В прошлых номерах мы затронули тему профстандарта педагога. Каким должен быть учитель? К чему должен стремиться? И каков он на самом деле? Об этом «Учительская газета» писала еще в 20-х годах прошлого столетия. Ретроспективу архивных публикаций читайте в №42-49.

Производственная порядочность- Сочинение вами откуда-то сдуто, – говорит в классе учитель 16-летней ученице.Румянец стыда заливает щеки девушки…«Сочинение не самостоятельное. Надо постараться написать новое». Это в другой школе учитель вложил записку в тетрадь ученице.Два приема, за которыми видны два совершенно различных культурных лица учителя…В таком деле, как педагогическое, «кочки» неизбежны. Кто о них не спотыкался в первые годы работы в школе? Но при высоких требованиях, предъявляемых учителем к самому себе, их будет не так много.Такие эпитеты, употребляемые иными не в меру вспыльчивыми учителями, как «дурак», «балда», «скотина», «осел лопоухий», «дубина», «чучело гороховое» и пр., отнюдь не способствуют культурному росту учащихся. А в семилетках, педтехникуме мы видим часто именно такое отношение, приучающее к вульгарности, к неосторожному обращению с человеческим словом. В школах теперь рукоприкладством не занимаются, но словоблудия еще сколько угодно, а словоблудие развращает…Есть учителя, которые кричат на учеников. Есть такие, которые «язвят», любят поставить в смешное положение. Есть любители заискивать у класса, подлаживаться к худшим детским инстинктам. Педагогический такт исключает сухость, формальное отношение, грубость, вульгарность. Он предполагает умелый юмор, потому что юмор оживляет уроки, вносит бодрое настроение. Педагогический такт – лучший метод воспитания и мощный рычаг школьной дисциплины.Мы слишком понизили требования к учителю как к человеку и воспитателю. Мы много заботимся о методах учебы, а не о культурности учителя. У нас часто получается так, как будто учитель ни в чем не виновен, когда возникают неустройства в школе. От того-то у детей понижаются требования к своему поведению, к развитию товарищеских чувств.Педагогический такт не есть нечто врожденное, его можно выработать в себе серьезным отношением к делу воспитания.Учительский такт выковывается упорной работой над самим собой. Такт – это гуманность (конечно, не слюнявая…), которая должна проникать во все мелочи обучения, и прежде всего такт – это педагогическая порядочность.М.Ломакин О такте и призванииПриходилось встречать новых, только что окончивших педвуз работников, о которых приходится говорить: «Да педагоги ли они?» Не раз писалось на страницах «Учительской газеты» о педагогическом такте – о том самом, чего не дает никакой вуз. Этого-то такта у них и нет, нет часто любви к делу, а есть какой-то удивительно упрощенный подход к своим обязанностям и ответственнейшей роли педагога. А наряду с этим гораздо чаще встретишь старых педагогов, работающих с увлечением, ищущих новых путей работы, глубоко любящих свое дело.Значит, вопрос не в возрасте, а в педагогическом призвании! Очень многие из тех, кто шел в педвузы, никогда как следует и не подумали, куда они идут. Часто идут потому, что «сюда легче попасть». Нередки случаи, когда даже оканчивающие педвузы не имеют желания идти на педагогическую работу и идут только потому, что идти больше некуда. Не каждый педвуз умеет показать всю сложность, всю важность, всю глубину педагогической работы. Часто оканчивающие педвуз получают лишь формальные знания, а вот любви к педагогической работе в них не воспитали.Школе нужны работники, а не служащие, работники, любящие школу и способные к критике своей работы, не боящиеся критики более опытных товарищей.Крулик Сорняки«…Не пускал в школу ребят, которые приходили в лаптях, требуя от них, чтобы приходили в сапогах. Однажды Ариков в виде наказания остриг половину головы провинившемуся ученику. Над мальчиком потешалась вся деревня…» – так скупо, с протокольной сжатостью говорит обвинительное заключение Томского окрсуда об белостокском учителе Арикове.Киевский губернский суд в течение недели разбирал дело «педагога» школы №7 Киева Голубы. Перед судейским столом прошла вереница девочек в возрасте от 11 до 15 лет. Голуба читал им «сверх программы» лекции о процессе рождения детей. Лекции сопровождались «лабораторными» приемами. Голуба садился около учениц и посвящал их во все тонкости разврата. А у себя на квартире он пытался изнасиловать одну из учениц, и на ее испуганный крик пригрозил… вызвать пожарную охрану. Профработник «Кадры решают всё», – сказал когда-то Сталин. С тех пор эту фразу произносили миллионы раз, однако актуальности своей она не потеряла и сегодня. Даже наоборот, именно сегодня она актуальна, как никогда…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте