Продолжаем рассказывать о том, что волновало наших читателей много десятилетий назад. С ретроспективой архивных публикаций вы можете ознакомиться в №42-52 за 2013 г., а также в №1 за 2014 г.
Дальнейшее упрощение правописания и пунктуации принесет огромное облегчение миллионам русских детей, национальным меньшинствам и тем взрослым учащимся, которые наполняют наши ликпункты, школы малограмотных, курсы и школы взрослых, школы партпросвещения, выдвиженцев и пр. Процент рецидива неграмотности и малограмотности должен быть значительно снижен. Это соображение не может не заинтересовать Всероссийскую комиссию по ликвидации неграмотности. Письмо, которое под силу только меньшинству, имеющему возможность тратить 8-10 лет, для большинства является настоящей задержкой в дальнейшем культурном росте. С этим мы должны считаться, тем более что упрощение достигается с полным соблюдением научности.В упрощении пунктуации и орфографии заинтересованы все трудящиеся. Раньше причиной медлительности проведения реформы правописания считали то, что «одна высокопоставленная особа усматривала в орфографическом проекте революционный акт, посягающий на язык, который в качестве важного элемента народности вместе с православием и самодержавием составляли основу государственного бытия» (Сакулин, «Реформа русского правописания»).В наших условиях ссылка на «посягательство» – вредный и реакционный вздор. Мы являемся свидетелями и творцами величайшей социалистической стройки, и не удалить гнилые зубы, не выбросить ненужный балласт из нашей школьной работы было бы преступно.Вся советская наука поставлена на службу интересам победившего пролетариата. И непонятно, почему этот «Молох» (все же здорово его потрепала реформа 1917 года), покровительствуемый Главнаукой, еще покачивается на своих кривых ножках и продолжает выматывать силы и энергию у многомиллионной массы учащихся, учительства и работников печати. И.Устинов(«Возрастная педология». Изд. «Работник Просвещения». 1930 г. )При чтении этой книги удивляешься «кровожадности» автора. Вот примеры тестов для детей 8 лет под общим названием «Прочитай мне это и расскажи».«Сильный пожар прошлой ночью уничтожил в центре города несколько домов. Двадцать семейств сегодня без квартир. Один пожарный, спасая ребенка, сильно обжег руки» (стр. 193).А вот тесты для детей 10 лет: «Слушайте внимательно, что я вам сейчас расскажу. В том, что я скажу, будет и нелепость. Смотрите, сможете ли вы мне сказать, в чем ошибка:1. Однажды велосипедист сломал себе голову и тотчас же умер. Его взяли в больницу. В больнице опасаются, что он никогда не поправится.2. Вчера произошло крушение поезда, но несерьезное, было убито всего 48 человек.3. В лесу нашли тело бедной девушки, разрезанное на 18 частей. Говорят, что она сама себя убила».Тест удался, если ребенок справился с тремя примерами.Для 13 лет: «Решение жизненных задач (можете ли вы дать ответ на эти вопросы?).1. Одна женщина, гуляя в густом парке, остановилась, страшно перепуганная. Затем она бросилась к ближайшему милиционеру и сказала ему, что она только что видела висящего на ветке дерева… Что вы думаете, она там увидела?2. У моего соседа было три гостя. Сначала позвали милиционера, затем доктора, потом извозчика. Что там случилось?Надо решить обе задачи».Для 14 и 15 лет дается «идеологическая установка»: «Что такое послушание, справедливость, вежливость? Надо дать два правильных ответа.Какая разница между…1. Бедностью и несчастьем?2. Наслаждением и счастьем?3. Эволюцией и революцией?» (Стр. 197.)Для 16 лет: «Внимательно послушайте и, когда я кончу, расскажите мне своими словами смысл того, что я прочитал. Слушайте:Существует много мнений о ценности жизни. Некоторые говорят, что она хороша, другие – что она плоха. Правильнее будет сказать, что она середина между тем и другим. Ибо, с одной стороны, счастье никогда не приносит нам столько, сколько мы бы хотели, а с другой стороны, несчастье никогда не приносит нам столько, сколько хотели бы наши враги.Ну, передайте своими словами смысл того, что я прочитал вам. Ответ должен воспроизвести три мысли:1) жизнь ни хороша, ни плоха;2) она не так хороша, как мы хотим;3) она не так плоха, как хотят другие».Комментарии излишни!Кого и как можно проверять по таким ответам?!Д.КрадманКак можно убедиться, тяга к радикальным реформам, равно как и к созданию весьма неоднозначных психологических тестов, у нас до сих пор неискоренима…
Комментарии