Продолжаем ретроспективу архивных материалов «Учительской газеты», которые перекликаются с тем, о чем мы пишем сегодня. Начало см. в №42-52 за 2013 год и в №1-36 за 2014 год.
За все в ответе?Недавно мне довелось сопровождать одну важную даму из крупной международной организации на встрече с директорами московских школ. «Скажите, изменились ли цели образования за последние годы?» – спросила она. Наиболее активная директриса ответила, что для нее цели образования не изменились: «Как мы давали прочные знания, так и даем. Каждый год наша школа выпускает по 10 медалистов!» Международная дама запечалилась. «Знаете, я преподавала в школе французскую литературу, – сказала она. – И всегда была очень горда, что мои ученики пишут сочинения едва ли не лучше всех в стране. Особенно хорошими учениками были два юноши, которые получили национальные премии за свои успехи в области изучения литературы. Через много лет я с горечью узнала, что оба они стали наркоманами. Этот случай заставил меня задуматься: а чего стоили все мои усилия во французской литературе? Чего стоили все эти замечательные промежуточные результаты, если конечный оказался столь плачевным?»Присутствующие директора запротестовали – школа не может отвечать за то, что происходит после нее. Однако гостья оказалась тверда: если школа не может влиять на то, что происходит с ее выпускниками в жизни после школы, то зачем же вообще нужны школьные учебные результаты? Так они и расстались, не поняв друг друга.Исак Фрумин, доктор педагогических наук Не только школаВозобновляя планомерно организованную воспитательную работу в школе, необходимо учитывать ряд моментов.Во-первых, основная роль в воспитании ребенка принадлежит семье. Издержки семейного воспитания школьное исправляет лишь иногда и отчасти. Слова «береги честь смолоду» были сказаны Гриневу не на классном часе. Во-вторых, нет необходимости возрождать существовавшие ранее детские идеологизированные структуры. Целесообразнее организовывать детей на время осуществления какого-либо серьезного проекта или небольшой акции, поддерживать традиции учебного заведения. В-третьих, школа берет на себя идейное воспитание. Проблема нравственного – более сложная и комплексная. О «чести смолоду» было сказано отцом, но о том, что «души прекрасные порывы» надо посвятить Отчизне, мы услышали на уроках словесности. В-четвертых, воспитание ведется в основном через содержание учебных предметов. И если моральные установки формирует больше литература, то идейный фундамент личности закладывается на уроках истории. Сергей Семенов, учитель истории школы №175, МоскваСкорбим…Произошедшая в Беслане чудовищная трагедия – грозное предупреждение для нас. Сейчас надо попытаться понять ее причины, а не стараться победить терроризм силой. Убежден: пока будут применяться силовые методы разрешения конфликтов, до тех пор будет террор. Это одна из причин его существования. Необходимо четкое понимание, как выходить из межрелигиозных и межэтнических конфликтов. Важно, чтобы мы не превратились в страну ненависти и страха. На добро нужно отвечать добром, а на зло – справедливостью. Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ
Комментарии