Не за горами 90-летний юбилей. О том, что волновало наших журналистов и читателей в разные периоды жизни страны, читайте в №42-52 за 2013 год, а также в №1-15 за 2014 год.
Приказ народного комиссара просвещения РСФСР №205 от 21 марта 1944 года «Об укреплении дисциплины в школе» Народный комиссариат просвещения, отмечая некоторое улучшение воспитательной работы с учащимися, устанавливает, что отдельные учителя и директора школ в своей практической работе допускают извращения принципов советского воспитания.Эти извращения идут по двум направлениям:с одной стороны, учителя и директора школ не предъявляют твердых требований к учащимся, не применяют к ним соответствующих мер взыскания за нарушения порядка и дисциплины в школе, ограничиваясь бесплодными разъяснениями и уговариванием бесчинствующих и лентяев;с другой стороны, систематическая воспитательная работа со всеми учащимися и каждым в отдельности подменяется зачастую голым администрированием, механическим перенесением в школу дисциплинарной практики армии, а также применением к учащимся мер наказания, оскорбляющих достоинство ученика.Та и другая практика не дает положительных результатов, не воспитывает чувства долга и ответственности учащихся, снижает авторитет учителя и директора и противоречит воспитательной политике партии и прогрессивным традициям русской педагогики. Партией и правительством неоднократно давались исчерпывающие указания о путях и методах укрепления порядка и дисциплины в школе. Дисциплина учащихся воспитывается всем содержанием работы в школе и ее общим укладом: умелым преподаванием учебных предметов, строгим режимом всей школьной жизни, неуклонным соблюдением каждым школьником «Правил для учащихся», сплоченной организацией детского коллектива, разумно применяемыми мерами поощрения и наказания. Ведущая роль в этом деле принадлежит учителю.Только неукоснительное проведение этих указаний, умелое преодоление трудностей в воспитательной работе, а не беспринципное метание из одной крайности в другую обеспечит требуемую дисциплину учащихся.Приказываю:§ 1 Заведующим областными (краевыми) отделами народного образования и народным комиссарам просвещения АССР:1. Поставить в центре внимания отделов народного образования, директоров и учителей школ наряду с задачей повышения качества обучения учащихся обязательность всемерного укрепления дисциплины и порядка в школе.2. Вменить в обязанность директорам школ необходимость при воздействии на учащихся умелого сочетания методов убеждения с непреклонным требованием беспрекословного выполнения ими установленных правил и порядка в школе и вне ее.3. Установить следующие меры поощрения учащихся:а) поощрения: похвала учителя, награда и похвальная грамота, выдаваемая директором школы;б) наказания: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски или стола учителя, у двери), удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы (временное – не свыше двух недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом.4. Указать, что назначение поощрений и наказаний всецело зависит от педагогических соображений учителей и директора школы и что награды и наказания тем более действенны, чем разумнее и реже они применяются.5. Подчеркивая решающую роль учителя в установлении порядка и дисциплины в школе, обеспечить со стороны педагогического коллектива единство требований к учащимся, непременное доведение каждого требования до конца, тщательную подготовку к уроку, использование его в воспитательных целях и постоянное совершенствование учителя в вопросах теории и практики воспитания. 6. Считая, что работа комсомольских и пионерских организаций в школе является неотъемлемой частью всей воспитательной работы, направить их усилия на создание такого общественного мнения учащихся, при котором всякое нарушение порядка и дисциплины было бы нетерпимым, как порочащее часть школы и ученика.7. Потребовать от директоров и учителей школ серьезной работы по улучшению военно-физического воспитания учащихся, привитию им трудовых навыков, а также развертыванию внеклассных и внешкольных мероприятий, способствующих укреплению дисциплины в школе и вне ее.8. Усилить педагогическую пропаганду среди населения и родителей учащихся по вопросам воспитания. С этой целью восстановить лектории, родительские университеты и систематически проводить лекции и доклады. § 2 Управлению начальных и средних школ (тов. Парфеновой Н.М.):9. Разработать в двухмесячный срок инструкцию о мерах поощрения и наказания учащихся.10. Составить для учителей «Руководство по укреплению дисциплины учащихся».11. Включить в учебные планы летних учительских курсов цикл лекций и занятий по вопросам укрепления дисциплины учащихся.§ 3 Настоящий приказ обсудить на заседаниях педагогических советов школ, методических объединениях учителей, а также на заседаниях советов педагогических и учительских институтов, педагогических училищ и институтов усовершенствования учителей.Народный комиссар просвещения РСФСР В.ПотемкинА теперь попробуйте сравнить меры по наведению порядка и дисциплины в школах того времени и современные подходы к этой проблеме.
Комментарии