Имя в газете
В Пышму. К Андрею Ивановичу
В школьные годы я мечтал стать военным летчиком или десантником. Но даже в самых буйных, невероятных фантазиях не мог предположить, что буду работать в газете, да еще в “Учительской”. Тем не менее это случилось, о чем отнюдь не жалею.
Будучи человеком въедливым, я люблю листать старые подшивки. В одной из них, за 1969 год, увидел статью “Строгая любовь” – о заслуженном учителе школы РСФСР Андрее Ивановиче Шевелеве. Начиналась она так: “Моим попутчиком в поезде оказался угловатый, веснушчатый мальчишка лет шестнадцати, довольно общительный. Слава, так звали этого паренька, ехал домой после провала на вступительных экзаменах. На вопрос “Что думаешь делать дальше?” ответил: “Поеду в девятый, в Пышму. Жалко только, к Андрею Ивановичу не попаду. Слышал, что он не будет девятые классы учить”.
А ведь тем Славой, скорее всего, был я. В том году, закончив обычную сельскую восьмилетку, я попытался поступить в Свердловское суворовское училище. Но документы мои вернули, сказав, что я не прошел флюорографию. Но как я мог ее окаянную пройти? В нашем селе отродясь никто слова даже такого не слыхивал, а уж о наличии в местном фельдшерском пункте рентгеновского кабинета никто и не помышлял. Так я получил первую подсечку в осуществлении своих планов. После некоторых размышлений решил продолжить учебу в Пышминской средней школе, хорошая молва о которой шла по всей области. А уж ее учитель-математик, как у нас говорили, вовсю “гремел”. Своими планами я действительно поделился в поезде с немолодой, впрочем, в те юные годы ими были все взрослые старше 20, словоохотливой женщиной. Что из этого получилось, я узнал из “Учительской газеты” лишь через три десятка лет.
Впрочем, это мог быть и не я. Учеников-то у Андрея Ивановича – тысячи. Я помню, как он впервые вошел к нам на урок. Высокий, худощавый, строгий. Постоянный алюминиевый костыль под левым плечом не мешал, а как-то даже возвеличивал его. В классе – необычная тишина. Не от испуга, нет. Мы просто хотели уловить каждое слово.
Только позднее я отчетливо осознал, что Андрей Иванович – очень добрый, душевный, отзывчивый человек. Что школа для него – все, а ученики – смысл его жизни. Как жаль, что это понимание пришло уже не в школе.
В классе он не преподавал, он творил. Да и не класс это был, а настоящая лаборатория, оснащенная великим множеством сложнейших моделей, разрезов, таблиц, графиков, различных приспособлений. Потом я сам с интересом паял, выпиливал, полировал, клеил октаэдры, усеченные конусы, развертки пирамид, щеголял логарифмической линейкой. На дополнительных занятиях прошла робость перед дифференциалами и интегралами. Как это все пригодилось позднее при изучении начертательной геометрии, сопромата. Все экзамены по математике я всегда сдавал досрочно. Вузовские преподаватели, узнав, что я ученик Шевелева, никогда не задавали лишних вопросов – такой вот “знак качества”. А сколько раз благодарили меня бойцы за точность проложенного по карте маршрута, где цена каждого миллиметра – километры пешего хода в неласковых “кирзачах”. В афганских же горах расплата за неточность могла быть еще выше.
Уроки Андрея Ивановича… Герой Социалистического Труда, имеющий звание “Гражданин мира”, он скромный, чуткий человек. За что он получил звание “Гражданин мира”? (Поясню, что это движение зародилось во Франции в 1949 году). За бескорыстное служение людям… Благодаря инициативе Шевелева в Свердловской области появились книги памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны. А сегодня, несмотря на свой возраст и болезнь, Андрей Иванович заканчивает подготовку книги о ветеранах войны, чтобы увековечить имя каждого воина. Все это делает он бесплатно, по велению души и сердца. Недавно ему исполнилось 80 лет. Поздравляли учителя, близкие, родные, представители различных организаций, ученики. А он сказал тогда просто: “Если бы предложили прожить еще одну жизнь, я бы выбрал эту же”.
Я благодарен судьбе, что у меня были такие Учителя, как Андрей Иванович Шевелев, как директор школы Федор Михайлович Свяжин, человек государственного ума, широчайшего кругозора, великолепный оратор, лектор-международник. Анна Николаевна Громышева – наш классный руководитель, умела преподать не только химию, но и саму жизнь. Только ей доверяли все сердечные тайны наши одноклассницы. А учительница литературы Таисья Сергеевна Некрасова! Благодаря ей душа моя до сих пор ищет отдохновения в настоящих, глубоких книгах. Я помню, какие стихи читал Таисье Сергеевне на выпускном экзамене. Помню и те слезы в ее глазах, тогда для меня не совсем понятные.
Каждый год в начале февраля в Пышминской средней школе собираются выпускники. Собирались десятки лет назад, будут собираться, я уверен, и в следующем тысячелетии. Пусть это всегда будут встречи старых добрых друзей, которым невозможно подвести друг друга. Пусть педагоги увидят благодатные плоды своих трудов, а повзрослевшие ученики найдут достойные слова для своих учителей, слова, которых мы так стеснялись в юности.
Вячеслав НЕКРАСОВ, генеральный директор “Учительской газеты”
Не состариться средней Старицкой
В первых числах января получила я письмо из Старицы. И сразу вспомнился мне городок на Волге, забытый нынче в столицах. А ведь ему 700 лет, и история у него, богатая событиями.
А еще есть в Старице чудесная школа, которой ни много ни мало 221 год! Дату основания школы разыскал в архивах Александр Шитков, краевед, историк, преподаватель школы и педучилища, о чем он и написал в редакцию нашей газеты, которую в школе читают и любят.
О создании в Старице первой городской школы, прародительницы Старицкой средней (в городе она единственная), говорится в “Генеральном соображении по Тверской губернии, извлеченном из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783-1784 гг.”. В архивных документах тех лет есть запись об учреждении приказом общественного призрения “градских школ для купеческих и мещанских детей, возрастающих, не приобретая полезных и нужных состояния их знаний наук и ремесла”. Школа в Старице открылась на 30 мест, в нее определялись дети 6-13 лет и обучались “российской грамоте, правописанию и истолкованию христианского закона, всеобщей сокращенной истории, сочинений с вопросами и ответами; арифметике и рисовать”. Для купеческих и имущих мещанских детей обучение было платным, однако бесплатно могли обучаться и питаться сироты и малоимущие мещанские дети.
Первоначально школа размещалась в деревянном здании на улице Семеновской (ныне ул. К. Маркса). Для соблюдения “учрежденного в школе порядка и тишины между учащимися, чистоты в доме был определен смотритель из людей благонадежных, честных, рачительных и благоразумных”. Кроме перечисленного, он должен был смотреть, чтобы на учениках не было рваного платья, обуви и затасканного белья. “Не радеющие об этом ученики и особенно пришедшие в школу с неумытым лицом и руками в наказание задерживались в школе без выпуску”.
Бедные мещанские дети и сироты, обучающиеся в школе, снабжались “пищей, обувью, платьем из белого русского сукна с малиновыми обложками и покроем русским или немецким (по воле городского головы и гражданского общества)”. Те, кто учился за плату, ходили в своей одежде, только должны были для отличия носить шляпы, обтянутые зеленой тесьмой.
В 1805 году школа была переименована в приходское училище. Кроме него, с 1834 года в Старице начинает функционировать уездное училище, на открытие которого приезжает директор народных училищ Тверской губернии, историк-романист И.И.Лажечников. Сейчас в этом здании на перекрестке улиц Мира и Захарова располагаются начальные классы Старицкой средней школы.
После 1917 года Старицкая школа возобновила свою работу в здании бывшего духовного училища (сейчас там училище педагогическое). Лишь в 1957 году для Старицкой средней школы было построено новое здание.
О жизни школы рассказывает великолепный школьный музей, созданный творческой группой учителей во главе с завучем по воспитательной работе Натальей Ивановной Билетиной.
Директор школы Надежда Владимировна Авдошина, завуч Наталья Ивановна Билетина, Александр Шитков долго вспоминали о прошлом школы, рассказывали о дне сегодняшнем. Школа сохранила большую часть традиций. Во-первых, 80% учителей – выпускники Старицкой средней. Во-вторых, краеведение, являющееся основой не только воспитательной работы, но и всей жизни школы. Дни самоуправления, когда учителя становятся учениками 12-го класса. А еще туристические праздники. И, конечно, патриотический отряд “Русь” под руководством Валерия Фрыгина. Сколько воинов они нашли и перезахоронили! Сколько имен вписали в летопись родного города!
Сейчас в школе 505 учеников, 70 учителей вместе с техперсоналом. Кроме того, вспомогательная школа и интернат. Вспомогательная школа располагается вместе с начальной в старом здании. Деревянные полы, печное отопление, в классах сохранились лежанки. Отсутствуют водопровод и канализация. В здании прохладно и темно. И в основной школе подобных проблем немало. Спортивный зал и мастерские находятся отдельно, нет столовой – обедать и завтракать ребята ходят в педучилище. Нет учительской. И вместо актового зала используется коридор на первом этаже.
Несмотря на трудности, юбилей школы отметили на городском уровне. В декабре здание Дома культуры не отапливалось, но зал, как говорят, сидел не шелохнувшись. А сколько вечеров было проведено в самой школе! Сейчас готовится большой, Пушкинский… Пушкин бывал в Старице, сохранился дом, где он танцевал на балу. В Старицком районе гостил он и в других местах. В Бернове сейчас работает музей поэта.
…Я не знаю, что сейчас в Старице. Изменилось ли что-то к лучшему? Продолжается ли строительство нового школьного здания, начатого и фактически “законсервированного”? Средств на это не хватает. Как помочь старичанам?
Ясно одно – старицкие учителя не озлобились в сложное наше время, не потеряли веру. И пока они работают, школа не состарится. В самом деле, какие ее годы?
Наталья САВЕЛЬЕВА
Фото автора
Комментарии