search
main
0

“УГ”-75 лет

Имя в газете

Синяя птица на золотой арфе

Cвою последнюю книгу моя мама Наталия Ильинична Сац назвала “Жизнь – явление полосатое”. Рассказывает Роксана Николаевна. “Черное и белое в жизни мамы почти всегда сменялись внезапно, не затрудняясь оттенками и полутонами”. Счастливое время для нее – это детство, хотя, по ее признанию, в ворохе детских воспоминаний хронология всегда хромонога. “Кнут Гамсун, Леонид Андреев, Семен Юшкевич – “страхи-ужасы” их пьес остались в памяти большим мрачным фоном”. И тут же контраст – яркая и радостная вспышка памяти “Синяя птица” – чудесный подарок Лазоревого царства.

Наталия Ильинична вспоминала: “Когда наш папа зазвучал “Синей птицей”, когда из его комнаты полились звуки танцующих стрелок часов сказочного марша, феи Света, мы, еще ничего не понимая, почувствовали, что это “наше”.

У многих из нас именно с “Синей птицей” связывается пробуждение интереса к искусству, к театру. Часто интерес превращается в любовь, которая помогает человеку в самых разных обстоятельствах жизни. “Самое чудесное в жизни – иметь право проявлять свою инициативу, с головой уйти в любимое дело, завоевать доверие”. Но уйти с головой в любимое дело – значит ни на минуту не терять своей головы ни от трудностей, ни от успехов, организуя новое, анализировать уже сделанное, накапливая опыт “сегодня”, думать о более значительном “завтра”. Эти мысли возникли у нее в детстве. Они тогда были еще “корявыми”, говорила она, пусть так, но они были.

Весь мир аплодировал Наталии Сац и созданным ею детским театрам. До нее детского театра ни в России, нигде в мире не существовало. Как же все вышло? Как получилось? Откуда взялась эта невероятная творческая энергия? Наталия Ильинична считала, что все пошло как раз от этих самых корявых детских мыслей.

И еще: “Удивительное стечение обстоятельств – случай дал мне возможность оказаться в Детском отделе (речь идет о первых днях Октябрьской революции). Какие-то знания, какие-то способности и многие усилия (какое-то – это прежде всего ее отец, знаменитый композитор, это общение со Станиславским, Вахтанговым, семейством Сулержицких. Она – избранница Судьбы? – В.Е.) помогли на “плэй” случая, как в игре в теннис, ответить “рэди” и не проиграть первые геймы. Но сейчас знаю, чего хочу уже сама. Хочу так сильно, как еще никогда. Это “хочу” горячо во мне созрело. Хочу создавать театр для детей. Совсем новый. Такого театра еще никогда нигде не было. “Синяя птица” был лучший, в своем роде единственный детский спектакль большого искусства. Но он так и остался единственным. Художественный театр жил интересами взрослых, а в задуманном театре все должно было быть для детей. Не отдельные спектакли, а театр – это большая разница. В этом театре дети – не случайные посетители, а полноправные хозяева. Лучшие писатели должны думать о детях, создавать для них новые пьесы, большие художники сцены – посвятить целиком свое творчество маленьким. В театре для детей должно быть свое собственное помещение, так же, как оно есть у театров для взрослых”.

Об этом Наталия Ильинична Сац много раз писала в прессе, в частности и в нашей “Учительской газете”. Первая большая публикация о проблемах детского театра появилась в “УГ” (тогда газета называлась “За коммунистическое просвещение”) в 1932 году. Некоторые находили в ней человека сверхфанатичного. Может быть, такой она и была. Но, согласитесь, под лежачий камень вода не течет. Да перед ней в прах рассыпались глыбы, которые часто возникали на пути создания детского театра.

Н.И.Сац не подвергала сомнению завоевания Октября. Была убеждена, что именно революция дала возможность осуществиться ее мечте и открыть первый в нашей стране и в мире театр для детей. До последних дней жизни она настаивала на необходимости сохранения детских театров. Была категорически против превращения их во взрослые или молодежные. В дискуссиях и полемиках говорила об огромной воспитательной роли детских театров, о том, что именно в них ребенок приобщается к искусству. Пусть из него не выйдет актер или режиссер, но благодарный, талантливый и профессиональный зритель получится обязательно.

К сожалению, сегодня некоторые театры юного зрителя ликвидировали педагогические части как архаические структуры в своем составе. Н.И.Сац не могла смириться с этими “новшествами” и ссорилась с их зачинателями. Никто не мог убедить ее в том, что из детского театра должна исчезнуть педагогика. Вот вам и “жизнь в полосочку” с театральными премьерами с аншлагом, и репрессии, обрушившиеся на нее и семью как на “врагов народа”, и реабилитация, и присвоение почетного звания “Народной артистки СССР”.

Роксана Николаевна написала в книжке воспоминаний “Путь к себе”, что неприятели побаивались Наталию Ильиничну, окружали ее всевозможными мистическими историями. А и то правда! Смотрите: “Мама создала несколько театров для детей. И было впечатление, что они так же преданы ей, как она им. Когда ее посадили в тюрьму, загорелся Центральный детский театр. Несколько лет продолжалась реконструкция Камерного музыкального театра на Никольской, где до этого помещался наш детский музыкальный, но накануне новоселья, неизвестно отчего, возник пожар. И вот совсем недавно, приехав на празднование 50-летия ТЮЗа Казахстана, я стояла на его пепелище. Чудо-здание сгорело сразу после того, как маму “съели” чиновники от искусства и примкнувшие к ним коллеги и она вынуждена была покинуть Алма-Ату…”

Зато над зданием Детского музыкального театра имени Наталии Ильиничны Сац “парит” скульптура Клыкова “Синяя птица на золотой арфе”. Она венчает его купол. “Синяя птица” стала символом этого театра, где все делается так, как хотела бы Наталия Ильинична Сац.

Валерий ЕРМОЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте