Имя в газете
Тетрадь мастера
Замечательный подарок готовит учителям, историкам образования и родителям НИПКРО – 16 рабочих тетрадей народной сибирской учительницы Таисы Прокофьевны Комаровой, Героя Социалистического Труда.
Ее малокомплектная школа в Красном Камешке Сузунского района Новосибирской области была всесоюзной лабораторией новаторских методик и технологий.
В “Учительской газете” 12 января 1971 года была опубликована целая полоса Людмилы Евладовой “Пятилетка учительницы Комаровой”, письма хлынули таким потоком, что Таиса Прокофьевна отвечала на них ночи напролет – “Школа Комаровой” стала всесоюзной и вызвала интерес зарубежных коллег.
Несколько счастливых дней, ставших моей педагогической академией, прожила я в семье и в школе Таисы Прокофьевны, укрытой вековыми корабельными соснами, а потом опубликовала главы об этом сибирском феномене в научно-популярных книгах издательства “Наука”.
И вот долгожданное событие – подготовлены книга воспоминаний современников и учеников о Великом Мастере и бесценные рабочие тетради с дидактическими разработками, играми, занимательными заданиями, рабочими планами и педагогическими дневниками Таисы Прокофьевны.
“Уникальность их в том, что идеи Комаровой, положенные в основу предлагаемых материалов, являются современными, актуальными не только сегодня, но и на все времена… Результаты ее титанической работы, проделанной в 60-70-е годы, удивительно точно соответствуют главным целям образования в 90-е годы: учить учиться, учить действовать, учить жить и учить жить вместе”, – пишут в своих комментариях в журнале “Сибирский учитель” # 1, 1999 год В.П.Попова, главный специалист УО области, и Т.В.Смолеусова, зав. кафедрой начального образования НИПКРО. Эти детализированные, глубокие комментарии специалистов сопровождают всю книгу о Мастере, подготовленную прекрасным педагогом и другом Комаровой, заслуженной учительницей школы России Дотинной Григорьевной Безменовой. Вот что пишет Д. Безменова о своей героине.
…В 1951 году в Красный Камешек приехала молодая учительница с семьей. Как вспоминает заслуженный учитель А. Ключникова, она “всех покорила своей простотой и общительностью”… А дети приходили к ней разные: робкие и бойкие, развитые и не очень… Она принимала их такими, какие они есть, веря, что именно в начальной школе закладывается фундамент образованности, дети осознают себя как личность, учатся жить среди людей.
Детского сада в поселке не было. Как подготовить детей к обучению? Развить речь, научить общаться? Составила свою программу и начала занятия с шестилетками. Увидев, что одного года мало, ввела подготовку детей с пяти лет. Каждую встречу разрабатывала так, чтобы она стала праздником и запомнилась детям. Одновременно учила родителей, как организовать жизнь ученика дома, каким должен быть режим дня, и многому другому. Вспоминает заведующая райметодкабинетом Можаева: “Ее взаимоотношения с детьми – теплые, материнские. Она никогда не повышала голоса, не возмущалась неправильным ответом или невыполненным заданием. На всех этапах урока она вовлекала в работу не отдельных учеников, а весь класс: “А ты как думаешь?”. Дети не боялись ответить неправильно, ошибиться: правильный ответ будет найден вместе.
Неудивительно, что одной из первых в стране Комарова начала работать по программе Занкова, так соответствующей ее человеческим и профессиональным устремлениям. Отдаленная малокомплектная школа стала вскоре базовой для учителей начальных классов района. Здесь они впервые знакомились с особенностями работы по программе Занкова, постигали азы развивающего обучения. Сюда приезжали ученые и методисты из Москвы. Пять педагогов школы стали заслуженными учителями РСФСР, а еще пятеро – отличниками народного образования.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии