Родословная
Настольная энциклопедия для всех
Kак жили, чем увлекались, что читали школьники в начале ХХ века? Это для них с 1915 по 1917 год в Москве издавался журнал “Гимназист”. Еженедельное иллюстрированное издание было адресовано учащимся старших классов, а также лицам, стремящимся к самообразованию. По названию можно предположить, что это журнал для мальчиков-подростков. Отнюдь нет. Если внимательно просмотреть его, то можно увидеть тематические колонки, называвшиеся “Беседы с читателями и читательницами”. И еще раз о названии. Уже во втором номере возникла дискуссия, касающаяся понимания слова “гимназист”. В ответ на письмо читателя, где спрашивалось, только ли собственно гимназистам адресован данный еженедельник, редакция разъясняла, что “гимназист” – понятие широкое. Оно охватывает не только учеников определенного типа средних учебных заведений России, а всю молодежь без всяких исключений.
Без преувеличения можно сказать, что “Гимназист” был настоящей маленькой настольной энциклопедией. На его страницах можно было почерпнуть сведения практически из всех областей знания. Журнал состоял из следующих разделов, или, как писали его авторы, “главнейших отделов”: история литературы и история, русский язык, беллетристика, театр и искусство, общий отдел, включающий такие темы, как путешествия, экскурсии, мировая хроника, жизнь средней и высшей школы, спорт, всего не перечислишь. Просветительская направленность сразу подчеркивалась редакцией: “Мы хотим, чтобы наш журнал постепенно облетел и проник в самые глухие углы нашей великой и необъятной Родины и сеял семена добра, правды и научного света в мягком освещении уютной домашней обстановки”. И действительно, благодаря “Гимназисту” человек, находящийся в “глухом углу”, где отсутствовали библиотека или книжная лавка, мог получать по почте самую многоплановую информацию.
Каким же был “внешний вид” журнала “Гимназист”? Форма сохранялась из номера в номер, а вот цвет и оформление были различными. На обратной стороне обложки помещались репродукции как русских, так и зарубежных художников. И выполнены они были так удачно, что понравившимися можно было украсить стену или альбом. Много было и фотографий, это усиливало наглядность журнала.
А теперь бегло перелистаем страницы данного издания. Тема патриотизма. Не надо забывать, что шел 1915 год и первая мировая война была в самом разгаре. Вести с фронта печатались регулярно. В рубрике “Военное обозрение” можно было прочитать о сражениях, о трофеях, об участии женщин и подростков в военных действиях. Мы видим на фотографиях захваченные орудия, благотворительные мероприятия для раненых, группы сестер милосердия, первых женщин-офицеров и гимназистов – георгиевских кавалеров.
Но при этом на правах старшего товарища журнал предостерегал учащихся от таких действий, как побег на фронт. Указывалось, что и в тылу можно найти применение своим силам и знаниям. Скаутизм, проникавший тогда в Россию, обсуждался в печати. Свое положительное отношение к идее создания детской организации такого типа высказывала и редакция “Гимназиста”. В статье “Русский скаут” (“Юные разведчики”) говорилось о создании московского общества скаутов под покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны. “Оно преследует цель оказания помощи юношами в городах и селах тем лицам, которые по болезни, слабости или каким-либо другим причинам нуждаются в содействии или поддержке. Эти “юные разведчики”, “русский скаут”, имеют свои законы, которые предписывают им быть вежливыми, внимательными ко всему окружающему и всюду, где представится необходимость, предлагать свои услуги в качестве брата милосердия, оказывая помощь и поддержку больным, слабым и старым”.
Самообразование и досуг – вещи взаимосвязанные. В этом основа педагогической позиции журнала. Одним из примеров “отдыха с пользой для ума” являются экскурсии. Как говорилось в одной из редакционных статей, “…экскурсии, как воспитательно-образовательная система, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны… Современная педагогика, которая путем долгого опыта пришла к заключению о первенствующем значении метода наглядного обучения, ставит экскурсию на один уровень с лучшими приемами и способами научно-культурного развития юношества…”
Интересно было читать странички о спорте. Здесь была и “Хроника спорта”: в каких клубах проходили соревнования, состав команд, результаты состязаний, небольшие комментарии. Большое внимание в игре уделялось правилам. В рубрике “Историческая справка” рассказывалось, например, о футболе, который “… у нас, в России, приобрел популярность лишь за последние 4 года, заинтересовав преимущественно учащуюся молодежь”.
Познавательна была и такая информация: заметка “Садоводство” – об устройстве сада, необходимых инструментах, посадке растений и их расположении. Рубрика “Гигиена” рассказывала о пользе солнечного света для организма человека, о правильном освещении в доме, о свежем воздухе и предотвращении некоторых заболеваний. Многие названия говорят сами за себя: “Откуда слово “Москва”?” “Пулковская обсерватория”, “Народы мира”, “Мысли мудрых людей”.
Пропагандировалось продолжение обучения, приобретение хорошей профессии, печаталась информация о правилах поступления в высшие учебные заведения (число вакансий, время приема документов, в том числе и от вольнослушателей, экзамены).
Для многих журнал “Гимназист” был просто хорошим другом и собеседником.
Павел ЕГОРОВ
Комментарии