Коллеги
Мы не одиноки во Вселенной. Почти в каждой стране мира издается газета или журнал для учителей. Например, во Франции – “Монд л’эдюкасьон”, в США – “Эдьюкэйшн уик”, в Англии – “Таймс эдьюкэйшнл сапплмент”. Мы отправились в гости к нашим ближайшим соседям – в редакцию финского журнала “Опеттайя” (“Учитель”).
Издатель “Опеттайи” – финский учительский профсоюз, который был создан в 1973 году и объединяет практически всех педагогов. Став членом профсоюза, вы автоматически получаете подписку на журнал. Правда, “Опеттайя” намного старше своего “хозяина”: его первый номер вышел еще во времена Российской империи – в 1906 году.
“Недавно мы провели социологическое исследование, чтобы узнать, кто нас читает, – рассказывает главный редактор журнала Ханну Лааксола. – Выяснилось, что наша аудитория в основном состоит из женщин-педагогов в возрасте около 40 лет. Только треть читателей – мужчины. Каждый десятый – не учитель. В результате исследования получился интересный портрет педагога. Оказывается, финские учителя в большинстве своем любят искусство и природу, регулярно занимаются спортом. Своими увлечениями чаще всего называют сбор грибов и ягод, путешествия. Для читателей журнала важно, что они занимаются самообразованием, развивают свои способности и умения. Нас читают люди, которые не только учат, но и хотят учиться”.
Поэтому значительную часть содержания журнала составляет так называемая “общая педагогика”. Для предметников в Финляндии выпускаются еще более специализированные издания. Заметное место в “Опеттайе” занимают материалы, помогающие справиться со стрессами, например из-за “поочередной безработицы”. В Финляндии работники тех сфер, в которых предложение специалистов превышает спрос, по очереди увольняются на один год и получают в течение этого времени пособие. Делается это для того, чтобы максимально большее количество людей избежали долговременной бездеятельности и не теряли квалификацию.
“Главное назначение нашего журнала – быть “средством связи” между учителями, – рассказывает ответственный секретарь Райла Ринне. – Примерно четверть материалов номера составляют статьи экспертов, половину – статьи журналистов и четверть написана самими читателями. Мы не гонимся за сенсациями и всегда проверяем информацию”.
“Опеттайю” отличают простой, лишенный абстракций, понятный язык и деловой, насколько возможно объективный, стиль. Для комментариев и мнений существуют специальные колонки, в целом же высказывать свое отношение к излагаемому не принято. Журналисты никогда не пытаются воздействовать на мнение читателей, изменить его в чью-либо пользу, в этом отличие финской прессы от российских традиций.
У “Опеттайи” нет особых конкурентов. Хотя в Финляндии выходят в свет около тридцати изданий с названиями типа “Дом и школа”, но у учителей нет другого такого полного и оперативного еженедельника, как “Опеттайя”, который входит в десятку крупнейших журналов в стране.
В редакции уверены, что наибольший успех ожидает именно специализированные, в том числе профессиональные, издания. В Финляндии, которая, по данным ЮНЕСКО, является самой читающей страной в мире, выходят в свет около 2,5 тысячи журналов, и около двух тысяч из них являются профессиональными. Блестящее будущее, по мнению Ханну Лааксола, “грозит” журналам увлечений, а также рассказывающим о здоровом образе жизни. В этом направлении собирается двигаться и “Опеттайя”, выходя за пределы удовлетворения чисто профессиональных интересов своих читателей. Кроме того, многие материалы журнала обращены к родителям, недавно был выпущен номер для руководителей образованием, а также для… бизнесменов. Перед выборами в парламент вышел в свет выпуск, адресованный всем кандидатам в народные депутаты.
Как и “Учительская газета”, финский журнал является организатором педагогического конкурса. Каждую весну начиная с 1990 года компетентное жюри выбирает “Лучшую школу года”. Основной критерий таков: образовательное учреждение должно максимально эффективно работать для общества. Ученикам нравится в нем учиться, учителям – преподавать, а вся община (коммьюнити) одобряет результаты образования. “Конечно, в такой школе обязательно есть ценный опыт, которым могут воспользоваться и другие учебные заведения, – говорит Ханну Лааксола. – Мы также ожидаем от педагогического коллектива, получившего награду, что он сумеет показать общественности, насколько их школа хороша и почему”. Победителям вручают символический приз – стеклянного петуха. Петух кричит громко, будя всех, и такой же активности ожидают от победителей конкурса.
Ольга ОГОРОДНИКОВА
Комментарии