Побывать в Уфе и не посетить музей Аксакова непростительно. Аксаков уже давно является своеобразным символом, брендом столицы Башкортостана. Начиная с ХIХ века уфимцы старались сберечь память о писателе. В 1909 году, за два года до столетнего юбилея Аксакова, в городе начала работу комиссия по организации его чествования. Широко и торжественно отмечалось недавнее 200-летие писателя. Самое отрадное, что в Уфе вспоминают Аксакова не только в дни юбилеев. С 1995 года ежегодно в конце сентября в республике проводятся Аксаковские праздники. Один из главных фрагментов праздника – урок нравственности – традиционно проводится Аксаковской гимназией.
О том, что это за учебное заведение и как оно связано с именем писателя, рассказывает его директор Насима Рафаиловна Ганеева:
– Наша гимназия – старейшее учебное заведение Уфы, в ноябре она отметила свой 184-й день рождения. Сергей Тимофеевич не учился в ней. Во времена его отрочества гимназий в городе не было, поэтому будущему писателю пришлось преодолеть трудный путь к знаниям – ближайшее учебное заведение находилось в Казани. Тяжело было Сереже отрываться от дома, расставаться с любимой маменькой, нелегко было привыкать к учителям. Первый год он даже не выдержал – нервный срыв повлек за собой тяжелую болезнь, и родители были вынуждены забрать мальчика домой. Трогательная история подробно описана Аксаковым в его воспоминаниях. Зато Аксакову повезло быть в числе первых студентов организованного на базе гимназии Казанского университета. Его сокурсником был Николай Лобачевский.
В Уфе же гимназия появилась лишь в 1828 году, через двенадцать лет, после того как дворянство Оренбургской губернии (а Уфа входила в ее состав) обратилось к правительству с просьбой об открытии учебного заведения. Тожественное открытие мужской гимназии состоялось 11 ноября по старому календарю, или 24 по новому. Ее образовательная деятельность не прекращалась ни до революции, ни после нее. В советское время в Уфе открывались новые школы, и бывшая гимназия получила статус средней школы №11. В сентябре 1995 года по инициативе Аксаковского фонда указом президента Республики Башкортостан старейшая уфимская школа была переименована в Аксаковскую гимназию №11. С этого момента мы ведем серьезную исследовательскую и краеведческую работу. Наш школьный музей имеет очень давнюю историю, но с 1995 года мы начали работать дополнительно по аксаковской тематике. Выяснилось, например, что в свое время семья Аксаковых передала в фонд мужской гимназии часть своей библиотеки, а сын Сергея Тимофеевича Георгий, возглавлявший Уфимскую губернию в 60-е годы ХIХ века, был одним из главных попечителей гимназии.
Ежегодно в сентябре, в дни Аксаковских торжеств, мы проводим урок нравственности. Каждый год тема этого урока меняется, и каждый раз гимназия приглашает почетных гостей, связанных с именем или творчеством Аксакова. Дважды приезжал в гости к гимназистам Валентин Распутин – лауреат Аксаковской премии, были Василий Белов, Федор Проскурин – писатели, продолжающие аксаковские традиции, последний из Аксаковских лауреатов – Константин Скворцов. В 2011 году гостями праздника стали члены экспедиции по следам шхуны «Святая Анна». Ее штурман Валериан Альбанов, учившийся в конце ХIХ века в Уфимской гимназии, послужил прообразом персонажа романа Вениамина Каверина «Два капитана» – штурмана Ивана Климова. В нынешнем году праздник был посвящен сразу двум великим людям уфимского края – Аксакову и художнику Михаилу Нестерову. Конечно, имя Аксакова звучит в гимназии не только в праздничные дни. Мы ввели традицию вручать первоклашкам книгу «Аленький цветочек». Для пятых классов директор школьного музея Нина Федоровна Михайлова ведет спецкурс «Духовное наследие семьи Аксаковых», который сама же и разработала. В рамках курса изучаются самые знаменитые произведения писателя.
Я не могла не задать вопрос Нине Федоровне:
– Учителя жалуются, что тексты Аксакова современными детьми нередко воспринимаются с трудом…
– Наши дети, как правило, слушают его произведения очень внимательно и прекрасно их воспринимают. Но начинать знакомить с русской классикой нужно как можно раньше, постепенно подводить к текстам, рассказывать биографию авторов. Хотя активно мы изучаем творчество Аксакова начиная с пятого класса, но уже с первых лет учебы его имя на слуху у детей. Очень интересные дискуссии возникают у нас, когда мы разбираем «Детские годы Багрова-внука». Дети живо и активно обсуждают персонажей. А в 7-8-х классах у нас проходят интеллектуальные игры, посвященные творчеству Аксакова. Одно из заданий включает в себя устаревшие русские слова: необходимо объяснить их значение. Дети предварительно готовятся, изучают тексты, выписывают непонятные слова, обращаются к словарям и справочникам.
Все гимназисты проходят через музейную работу. Мы не просто проводим разовые экскурсии, учим работать с экспонатами, документами, вести научный поиск. Для этого используется не только школьный музей, но и другие городские музеи. Очень хорошие связи налажены у нас с музеями Аксакова в Москве, Оренбурге, в Болгарии. Обнаружилось, что в болгарском городе Пазарджик гораздо раньше, чем в России, существовала гимназия, которая носила имя одного из сыновей Аксакова – Ивана Сергеевича, принимавшего активное участие в освобождении Болгарии от османского ига. На 180-летие писателя к нам приезжала делегация из Болгарии, а в 1998 году мы ездили к ним в гости.
Разумеется, экспозиция нашего музея рассказывает и о других знаменитых выпускниках: академиках Заварицком и Пикарском, профессоре Ковалеве, академике Овчинникове. У нас учились знаменитый художник Михаил Нестеров, академик Венедиктов, известный юрист, профессор медицины Одинцов. Мы гордимся Альбертом Галеевым – доктором физико-математических наук, академиком, много лет возглавлявшим Институт космических исследований; Александром Глейзером, генеральным директором Музея русского современного искусства в Нью-Йорке, поэтом и переводчиком; заслуженным врачом Республики Башкортостан, хирургом-онкологом Владимиром Лободой. В 2005 году он был признан лучшим хирургом республики и удостоен звания «Золотой скальпель». Наш выпускник Анатолий Сторожев, доктор геолого-минералогических наук, получил Ленинскую премию за открытие запасов нефти в Приобье и ускоренную подготовку промышленной добычи нефти.
– То есть, насколько я поняла, профиль у гимназии был естественно-научный?
– Нет, профиля как такового не было. Просто всегда гимназия, а затем школа №11 давала прекрасную подготовку по всем предметам. Наша школа уже в советское время дала Родине не только множество прекрасных ученых, биологов, физиков и химиков. У нас учились также известные башкирские художники и поэты. И даже именитые спортсмены: Ренат Сулейманов, бронзовый призер ХIХ Олимпийских игр по стрельбе, и Ксения Москвина, выпускница 2006 года, чемпионка России по плаванию.
И нам очень приятно, что сегодня среди наших учеников есть представители славных уфимских династий. Учиться к нам приводят детей наши выпускники уже в 3-4-м поколении.
– Вы считаете, что сохранение памяти, в том числе благодаря школьному музею, способствует этому?
– Безусловно. А как иначе воспитать уважение к прошлому и ответственность за будущее, стремление внести свой вклад в науку или культуру родной страны? Музей – это ведь не кладовка ненужных вещей и даже не собрание раритетов, это лаборатория, где идет подготовка будущих свершений человечества.
Уфа
Комментарии