search
main
0

Уединение и объединение. Немного о зонировании школьного пространства

Закупить или отремонтировать парты, стулья, технику, проверить качество проведенного (капитального или косметического) ремонта, а, возможно, и поторопить строителей – летом и особенно в августе у руководства школ много хозяйственных дел. Надо, чтобы к 1 сентября школа обновилась, блестела чистотой и радовала глаз школьников и их родителей. «Чисто и аккуратно» – это, конечно, хорошо, но «чисто и аккуратно» – это еще не всё.

Как мы уже писали, специалисты компании «33dodo» решили узнать у самих школьников, какие у них требования к окружающему пространству. Для этого был проведен опрос, в котором принял участие 161 ученик 5-10 классов.

Время вне уроков, которое ученики проводят в школе, наполнено разными активностями: кто-то хочет активно отдохнуть (в том числе, поиграть), кому-то важно побыть в тишине, а кому-то, наоборот, в большой компании (опять-таки – или отдохнуть, или поработать над совместным проектом). Эти основные направления активностей были выбраны специалистами компании, исходя из опыта общения со школьниками в процессе реализации проектов по оформлению школьного пространства в разных образовательных организациях.

Насколько актуально наличие отдельных помещений (пространств) в школах под разные активности и существует ли такая проблема, как отсутствие этих пространств? Для проверки этих гипотез в анкете предлагалось несколько соответствующих утверждений. На каждое утверждение школьникам предлагалось выбрать один из трех предложенных вариантов:

– «да, такое место существует» (указать его);

– «нет, такого места не существует» (указать, какое место используется в этом случае);

– в ряде случаев был предусмотрен третий вариант – «в таком месте нет необходимости (либо затрудняюсь с ответом)».

Ниже представлен ряд результатов исследования. Их комментирует Рая Ивановская, руководитель дизайн-студии «33dodo», эксперт в области дизайна образовательного пространства.

Утверждение 1: «В школе есть место, где я могу побыть один/одна (например, почитать или просто посидеть в тишине».

Уточняя ответ «да» (32%), в большинстве своем ребята указывали холл или какой-то конкретный кабинет или пространство возле какого-то конкретного кабинета, библиотеку. В ответе «нет» (33%) также часто были указаны холл и иные помещения (рекреации, кабинет), иногда – дом. Третий вариант – «нет необходимости» – выбрали 35% учеников.

«Полученные ответы позволяют нам обратить внимание на то, что некоторые школьные пространства рассматриваются учениками двояко, – говорит Рая Ивановская. – Эти пространства, по мнению одних школьников, вполне пригодны для проведения в них свободного времени «в тишине», и в этих же пространствах другие ученики проводят свое время, отмечая при этом, что для них это «вынужденная» мера. Также при анализе ответов было отмечено, что ученики 5-х и 6-х классов в большинстве своем указали первый вариант ответа – «да, такое место есть» (почти 47% учащихся этих классов). А в 7-х и 8-х классах в большинстве своем был отмечен вариант – «нет, такого места нет» (почти 46% учащихся этих классов). Возможно, это говорит о том, что, чем старше становятся ученики, тем больше они испытывают потребность в наличии мест, где они могут побыть «в тишине», в некоем уникальном современном пространстве, пригодном для этих целей. Какие решения предлагают в этом случае в зарубежных школах? Там либо в больших рекреациях устанавливают кабинки-домики (со стеклянными дверцами) на 2-3 человека, либо просто делают специальные углубления в стене по типу грота. И пусть последний вариант не решает проблему тишины, но такой «закуток» все равно психологически позволяет ребенку ощутить уединение. Помните, многие из нас в детстве сооружали в комнате домик из стульев и простыней? Само ощущение уединенности иногда важнее реальной уединенности. В российских школах пока, к сожалению, не только не думают над какими-то подобными решениями, но даже не видят необходимости в постановке такого вопроса».

Утверждение 2: «В школе есть место, где мы можем провести время вместе большой компанией, например, отдохнуть».

Раскрывая свои ответы, в первом случае (вариант «да» у 69% опрошенных) чаще всего школьники указывали рекреации и коридоры, а также столовую и актовый зал. Наиболее популярные места, указываемые в варианте «нет, такого места нет» (8%): улица, коридоры и рекреации. И вариант «нет необходимости/затрудняюсь с ответом» выбрали 23% учащихся.

«Особых сюрпризов полученные ответы не принесли, – говорит Рая Ивановская. – Как мы и полагали, отдыхают ребята, прежде всего, на переменках иименно в рекреациях (коридорах). Но это вновь заставляет нас задуматься о том, насколько эти пространства реально помогают отдохнуть. Не единожды я говорила, что голые стены и пара стульев, которые вынесли в коридор из класса (то есть это те же самые ученические стулья, на которых дети провели последние 45 минут) – это не то пространство, которое располагает к отдыху. Атмосфера! Атмосфера в классе, где они учатся, и в рекреации, где они отдыхают, должна быть разной. Пусть эту атмосферу создают полки с книжками (ребята сами могут приносить разные книги и делиться ими друг с другом), пусть будут удобные диванчики и пуфики (чтобы была возможность расслабиться, даже «растечься по дивану»). Не хотите, чтобы они рисовали на стенах? Разместите маркерную пленку или покрасьте часть стены специальной краской, чтобы можно было писать или рисовать маркером или мелом. Главное, чтобы у них было место, где можно выразить себя, выплеснуть эмоции».

Утверждение 3: «В школе есть место, где мы можем провести время вместе большой компанией и поработать (например, над групповым проектом)».

Наиболее часто упоминаемые места в ответе «да, такое место есть» (50%): библиотека, класс или кабинет классного руководителя, а также холл/коридор. Отмечая, что «такого места нет» (18%), юные респонденты порой уточняли, что такие активности могли бы проводиться дома, в кабинете/классе. Затруднились с ответом или выбрали вариант «Нет необходимости в таком месте» 32%учащихся.

«Как мы видим, для групповой работы чаще всего используют все-таки кабинет классного руководителя или иной свободный кабинет, – отмечает Рая Ивановская, – в совокупности так ответили почти 19% учеников, но не все они считают это место «удобным» или «предназначенным» для групповой работы, на втором месте – библиотека. Я тоже не считаю учебный кабинет удобным местом для групповой работы. Там те же парты, те же стулья, да и те же стены… в общем та же атмосфера, которая окружает детей на уроках. А «урок» и «групповая проектная работа» – это опять-таки разные вещи. Тут, скорее, должно быть решение в стиле «коворкинг» – столы и стулья, которые можно двигать, пуфы, флипчарт, проектор и т.д. Это должно быть свободное, легкое пространство, располагающее к общению и размышлению, проявлению креативности. Да даже просто разместив в рекреациях легкие столики и удобные стулья, вы уже создадите дополнительное пространство, которое дети смогут активно использовать, в том числе, для различных видов групповой деятельности».

…до 2024 года в России предстоит построить 2 тысячи новых школ и провести капитальный ремонт в 5 тысячах зданий, где на данный момент не обеспечены достаточные условия для обучения. Всё это позволит решить проблему второй и третьей смены. Однако важно и другое: современная школа – это не только привычные уроки, но и самостоятельная работа, коллективные проекты, различные совместные мероприятия для детей разных возрастов. И для их успешного проведения нужен иной дизайн образовательных пространств, и желательно, чтобы в их проектирование могли быть вовлечены все участники образовательного процесса.

Фотографии предоставлены пресс-службой компании «33dodo»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте