search
main
0

Удовольствие от работы – признак творчества. Математика

Спасибо «Учительской газете», которая проводит такой конкурс для учителей. Творческая активность во время подготовки материалов для «Ста друзей» – это толчок, который позволяет учителю сделать шаг вперед. Когда педагог начинает создавать что-то неординарное, нетрадиционное, небудничное, он уже не может остановиться, потому что творческий процесс «затягивает». Сейчас интересное время: граница между работой и творчеством при помощи мультимедийных технологий постепенно стирается. Ты работаешь на результат и при этом получаешь удовольствие, и это признак творчества. А если хорошо получилось – существует еще и мощное «послевкусие».

Общий уровень разработок по математике, присланных на конкурс методических разработок «Сто друзей», очень неплохой. В основном это уроки, мероприятия, идеи для работы в средней школе, вернее, в 5-6-х, 8-9-х классах.

Мне понравилась активность учителей, особенно из коррекционных классов, понравилось, что они хотят сделать что-то свое, не повторяют найденное в чужих книгах и статьях. Однако коллегам из коррекционных классов и школ хотелось бы посоветовать присылать реальные уроки, соответствующие программе коррекционной школы, не надо делать из ваших учеников «гениев», «вытягивать» их. Уникальность вашей работы в том, что вы помогаете детям, которые находятся на другом уровне, нежели среднестатистические школьники, изучить и вашу науку, и окружающий мир. Почему мне так понравился интегрированный урок историка Ирины Лихачевой и математика Светланы Герасимовой из специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида поселка Светлополянск Кировской области? Он абсолютно жизненный, при этом очень интересный, позволяет ребятам нескучно изучать историю России, узнать, какой вклад внес Михаил Ломоносов в создание Российской Академии наук, а по математике дети на этом уроке повторяют действия на сложение, вычитание трехзначных, четырехзначных чисел. Это реальный урок. (Урок Светланы Герасимовой и Ирины Лихачевой – на стр. 8 этого номера.)

Кстати, хочу заметить, что на интегрированном уроке, где прослеживаются связи между двумя предметами, не всегда обязательно присутствие второго учителя. Оно должно быть оправданно, как на уроке, о котором я говорила выше. Часто один преподаватель вполне может донести до ребят информацию и по своему, и по «чужому» предмету.

Из «общих» плюсов хотелось бы еще отметить, что у многих участников конкурса были очень симпатичные презентации к урокам. Презентации не только технически хорошо сделаны, но слайды показаны именно в том месте, где нужно. Видно, что учитель делает презентацию не ради презентации, не выкладывает цели и задачи урока на слайд, это совершенно ни к чему, но есть оправданное применение этого инструмента ИКТ.

О минусах… Мне не всегда были понятны употребляемые термины или слова. Призываю учителей внимательно относиться к тому, что они посылают на конкурс «Сто друзей», потому что достойный урок будет опубликован во всероссийской газете, и оговорки, описки, тем более орфографические ошибки недопустимы. Из тех работ, что я проверила, около десяти процентов содержат некое подобие любительских стихов. Не советую включать их в урок. Александр Иванов в свое время пошутил: «Не писал стихов – и не пиши, лучше погуляй и подыши». А уж если стихи на уроке звучат, это должно быть как-то оправданно.

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о материалах, представленных в отдельных конкурсных номинациях.

«Сценарии уроков». Это самая востребованная номинация. К сожалению, далеко не всегда количество гарантирует качество. Иногда лучше прислать один хорошо продуманный и сделанный урок, который ты собираешься представлять как пример своей технологии, чем засыпать редакцию большим количеством «сереньких» мероприятий.

Хороши уроки практической направленности. Например, урок-семинар по геометрии в 11-м классе «Тела вращения» учителя математики из Нижегородской области Нины Байгуловой. Ученикам предлагается найти объем бутылки, вычислить объем мяча, изучить два конуса и сказать, какой из них вместительнее.

Замечательная идея учителя математики бурмакинской средней школы №2 Ярославской области Татьяны Байковой. В своем сценарии урока с применением игровых технологий и ИКТ «Графики вокруг нас» коллега предлагает детям изобразить пословицы «Ни кола, ни двора», «Светит, да не греет» и другие графически.

«Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе». Богатую подборку задач по здоровьесбережению прислала Наталья Струкова, учитель математики и информатики средней школы №13 города Златоуста Челябинской области.

«ИКТ в образовательном процессе». Почему-то далеко не всегда учителя учитывают, что если они заявились в этой номинации, то урок или другое мероприятие должны ей соответствовать. Информационно-коммуникационные технологии – это в первую очередь коммуникативная среда. Человек, который находится в этой среде, доступен в любой момент либо по электронной почте, либо на форуме, либо в чате. Или учитель дает адрес сайта, который ученикам надо посетить. Если педагог создает карточки, используя компьютер как печатную машинку, в принципе тоже можно сказать, что это применение ИКТ, просто уровень применения низкий.

«Организация внеклассной работы по предмету». Хорошо сделаны «Неспортивные олимпийские игры», автор сценария – учитель математики Шахунской гимназии им. А.С.Пушкина Нижегородской области Ольга Кислицина.

Лучшие материалы, о которых я рассказала, будут опубликованы на страницах «УГ» или на сайте газеты.

Анна МЕХЕД, учитель математики, директор московской школы №1581, учитель года России-2007

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте