search
main
0

Удивляем. Удивляемся

И учимся доверять

В последнее время учителям становится все труднее завоевывать авторитет учеников: необходимо придумывать что-то новое, не­обычное, то, что могло бы их заинтересовать.

Из всех видов межличностных коммуникаций (контактная, опосредованная, формальная, неформальная) в школе, как правило, все взаимодействие основывается на контактном и формальном общении. Неформальное общение не имеет широкого распространения в образовательной среде, хотя помогает реализовать следующие задачи:
– расширение познания людьми друг друга;
– организация совместной, в том числе командной, деятельности;
– становление и развитие межличностных отношений;
– развитие потенциала обучающихся.

Для получения эффективного взаимодействия учащегося, учителя и родителя основополагающим фактором является доверие как постоянная готовность верить обещаниям и словам друг друга. Открытый обмен мнениями между учителем и учеником способствует более четкой постановке целей и задач, а также их дальнейшей реализации, и чем выше это доверие, тем больше шансов добиться высокоэффективного образовательного результата.

При установлении доверительных отношений между участниками образовательных отношений обязательным условием является правильная постановка и соблюдение оптимальной дистанции. В ходе установления таких отношений должен сформироваться гармоничный образ воспринимающего и воспринимаемого человека. Элементы физического облика в этом случае выступают в качестве многозначных и социально осмысленных компонентов индивидуальности с глубоким личностным подтекстом. Достижение согласия, эмоциональная поддержка, принятие себя как личности – неотъемлемая стадия становления таких отношений. Стабилизация межличностных отношений на завершающей стадии способствует закреплению договоренностей и установленных ранее границ.

Стадии становления межличностных отношений:
– установление первого контакта и формирование образов;
– формирование межличностных отношений;
– стабилизация межличностных отношений.

Положительные эмоции, общность идей, ценностей способствуют налаживанию контакта и между молодым педагогом, и учеником. Взаимные открытость, эмоциональность, уверенность способствуют созданию комфортной атмосферы для раскрытия творческих способностей школьников.

Очень часто у обучающихся возникает некое чувство эйфории при виде строгого, требовательного молодого педагога в непривычной, нестандартной ситуации: «Вот это да! Не верится, что это наш учитель! Оказывается, он тоже не все умеет!», «А я и не знал, что вы умеете играть в волейбол!», «Скоро бал, вы тоже собираетесь на него идти? И на дискотеке после бала планируете остаться?» Работая в школе, молодые специалисты часто слышат подобные фразы от учащихся. Однако нестандартные ситуации с участием учителей вызывают волну удивления у современных школьников.

В нашей школе широкое распространение получают неформальные формы взаимодействия с обучающимися: проведение совместных выездов, спортивных игр, исторических реконструкций, туристических слетов, балов, совместное участие в конкурсах и концертах – все это способствует развитию интересов учеников и поднятию авторитета учителя. Когда школьный учитель проводит учебные занятия, а потом идет участвовать в конкурсе, квесте или другом мероприятии совместно с обучающимися и не боится выступать, ошибаться, падать, проигрывать, это способствует изменению представления о педагоге, которого привыкли видеть только в процессе урока. Представление об учителе меняется стремительно, и не стоит забывать о том, что один неверный шаг в сторону ухода от формальностей может развернуть общение в неконтролируемом направлении.

На личном опыте могу утверждать, что неформальное общение с обучающимися принесло свои плоды. Когда я пришла работать в школу, мне не всегда удавалось находить общий язык с классами, но один класс отличался особой закрытостью и недоверчивостью. По завершении года работы я готовилась отказаться от класса. В очередной раз, выходя с урока в расстроенных чувствах, я решила обратиться за советом к более опытному педагогу. Внимательно выслушав меня, он предложил мне куда-нибудь выехать с конкретными обучающимися. На тот момент реализовать эту спонтанную идею не представлялось возможным: если у меня не получалось справиться с детьми в рамках урока, то что же может произойти за его пределами? В конце учебного года я однозначно отказалась от этого предложения.

Прошло лето. Вернувшись из отпуска, я вновь встретилась с моим «любимым» классом и, конечно, знакомыми проблемами. На память пришел тот самый совет опытного наставника, и я решила, что хуже быть уже не может. «Была не была! – подумала я. – Рискну! Может, что-нибудь получится…» Предложив учащимся в начале следующего урока совместную поездку, я очень удивилась их реакции: они были удивлены, задумались и дали провести урок без происшествий. Со мной согласились поехать два самых шумных и неугомонных ученика, но отступать было некуда, родители поддержали инициативу. Мне оставалось лишь довериться интуиции и надеяться на то, что все пройдет благополучно.

С самого начала выезда было ясно, что с моими школьниками что-то не так. Сейчас я понимаю: мои учащиеся не были знакомы со мной во внешкольных ситуациях и, встретив учителя в джинсах вместо привычного официально-делового образа, были растеряны. К моему удивлению, ребята не только хорошо вели себя на выезде и открыто делились восторженными откликами, но и по возвращении начали учить мой предмет, изменили к нему отношение, смогли навести порядок в классе, а главное – стали не только сами регулярно участвовать во внеурочных мероприятиях, но и привлекать к участию заинтересованных одноклассников. Из обучающихся самого недоверчивого класса ребята превратились в моих единомышленников.

«Образование – это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют» (Карл Краус).

Екатерина ГОРБАТОВСКАЯ, учитель биологии и химии школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте