Когда берешь в руки номер журнала «Живая история», первое, что приходит в голову, – вопрос: «Зачем нам еще один научно-популярный исторический проект, когда уже существуют такие издания, как «Родина» или «Дилетант»?» Однако по прочтении номера этот вопрос отпадает. У «Живой истории» вполне самостоятельное лицо, отличающее его от других популярных изданий. В чем же особенность?
Во-первых, выбор исторического периода, освещаемого на его страницах. Журнал не зря назван «Живой историей», он имеет дело в основном с темами из хроники ХХ века, темами, к которым аудитория имеет живой интерес, поскольку происходящее вершилось либо на их собственных глазах, либо на глазах отцов и дедов и память о нем хранится в семьях. Во-вторых, базовый принцип нового журнала – писать об артефактах, показывая через них повседневную жизнь простых россиян. Есть артефакт – есть тема для разговора. Так, есть противогаз – есть рассказ о химическом оружии Первой мировой; есть меню кремлевских обедов – есть рассказ о сталинских застольях; есть открытки 1905 года – есть рассказ о политической сатире того времени. Так, первый номер «Живой истории» был посвящен солдатским письмам с фронтов Великой Отечественной. В большинстве семей хранятся эти документы прошлого, поэтому рассказ о них самый что ни на есть живой. Почти целый номер посвящен этим документам. «Бесценным источником для понимания этого «удивительного поколения» (фронтовиков), – пишет журнал, – были и остаются их письма с фронта. Через годы, через преграду военной цензуры мы стараемся понять, о чем они думали и о чем мечтали… Как менялись они сами и люди, окружавшие их. Как мечтали о любви и о той жизни, которая обязательно будет». Эту цитату можно рассматривать как программу журнала: понять внутренний мир человека через оставшиеся от него документальные свидетельства. В этом смысле у журнала большое будущее: Музей современной истории России располагает огромными фондами (1,3 млн единиц) – писать и писать… «Я думаю, – говорит директор музея Ирина Великанова, – что именно в возможности опираться на документальные свидетельства, подлинные исторические источники, собранные в фондах музея, будет заключаться уникальность нашего журнала».Язык журнала свободный, разговорный, темы – магистральные. В этом отличие «Живой истории» от журнала «Родина»: последний более академичен, по языку близок к специальным научным журналам. Тематический круг «Родины» более дробный и имеет отношение скорее к узкоспециальной проблематике. Если же сравнивать «Живую историю» с «Дилетантом», то вот что можно отметить. Во-первых, «Дилетант» имеет дело со всемирной историей, как говорится, «от Адама», которую далеко не всегда удается «оживить». Во-вторых, характер «Дилетанта» более «бойцовский». Он активно ввязывается в полемику с «фальсификаторами» истории, в то время как «Живая история», по словам ее главного редактора Никиты Аникина, «не может взять на себя функцию борьбы с фальсификациями. Это задача профессиональных историков, архивистов, которые разбирают конкретные случаи фальсификации документов или исторических событий. Наша роль немного другая – пропагандировать, продвигать интерес к истории и подавать материал максимально качественно». При этом у «Дилетанта» свой взгляд на «фальсификаторов». «Все материалы журнала, – говорит его главный редактор Виталий Дымарский, – должны в доступной форме рассказывать не мифологизированную историю, противодействуя, насколько возможно, всяческим фальсификациям, которые преподносятся как идущие на пользу интересам России, а на самом деле противоречат им, поскольку мешают усвоить уроки прошлого». Причем «интересы России» понимаются редакцией издания с либеральной точки зрения, в то время как «Живая история» – журнал сугубо патриотический, что заметно повышает ценность его материалов для работы в средней школе. «Живая история» – настоящий кладезь информации для учителя. А уже упомянутый подход издания (артефакт-текст) превращает его в готовое пособие для проведения уроков и уроков-экскурсий в соответствии с требованиями современного ФГОС. О чем только не пишут его авторы! И об истории советской школьной формы, и о традиции званых кремлевских обедов в эпоху Сталина, и об истории фильма «Карнавальная ночь», и об открытках с сюжетами далекого будущего, выпускаемых кондитерской фабрикой «Эйнем» в 1910-е годы, и о проблематике «Тихого Дона» Шолохова… Есть и более общие статьи, имеющие дело с глобальными проблемами истории: судьбы РПЦ в 1917-1941 годах; вопрос о финансировании российской революции 1917 года иностранными державами; природа немецкого нацизма и Нюрнбергский процесс; проблемы военного поколения россиян; история Крыма в ХХ веке и т. д. Есть, напротив, статьи, посвященные микроисторическим событиям: как была сделана последняя фотография в истории Второй мировой войны, о чем писал журнал «Батрачка» в 1920-е годы, как отразился мир лейтенанта Якова Пановко в его письмах к матери, какие идеи несла в себе советская военная карикатура.В любом случае, о чем бы ни шла речь, все статьи в «Живой истории» сбалансированы относительно подбора фактов и интерпретаций различных точек зрения на поднимаемую проблему. Все структурировано и систематизировано – в общем, это готовый материал как для уроков истории, так и для классных часов и выездных занятий. В этой связи нельзя не обратить внимание читателя на декабрьский номер «Живой истории». Думается, мало кто из тех, кому журнал попал в руки, не прочитал его от корки до корки. Настолько интересно и увлекательно его содержание, посвященное празднованию Рождества и Нового года в Российской империи и в СССР: здесь тебе и история елочных игрушек, и традиция устраивать рождественский вертеп, и новогодние традиции и приметы. И все компактно, четко, без «воды».Стоит отметить и художественное оформление журнала. Очень много фотографий, картин и открыток, которые цветным потоком выплескиваются на читателя, значительно повышая интерес к текстовой части «Живой истории». Ведь молодежь, на которую ориентируется журнал, не любит, когда «много букв». «Клиповое сознание» подрастающего поколения не может не быть учтено, как бы мы к нему ни относились. Встречается интересная инфографика. Ценность визуальных материалов журнала заключается в их эксклюзивности, ведь они берутся из фондов музея и их не найти в банках иллюстративного материала в Сети. В общем, можно сказать, что задумка Ирины Великановой осуществилась: появился журнал, который подходит как для семейного чтения, так и для работы в школе, который говорит доступным языком и заставляет эмоционально реагировать на публикуемые материалы, ведь речь идет об истории, память о которой еще не успела остыть в умах и сердцах живущих в XXI веке.Мнения читателейДарья ЛЬВОВА, учитель истории школы №171:- Некоторое время назад меня заинтересовали публикации нового журнала «Живая история» на сайте ГМЦ Департамента образования Москвы. Проект, безусловно, интересен и полезен для учителей истории по ряду причин, хотя есть и определенные недоработки, впрочем, вполне устранимые.1. Сама форма публикации журнала: навигации, позволяющей быстро перейти к интересующей учителя теме, нет; скачать напрямую материал или картинки для использования в презентации нельзя (придется использовать либо перенабор, либо окольные пути). Можно увеличить картинку или статистические материалы, чтобы показать на экране через проектор, но все упирается в п. 1 – может не загрузиться. Скачать номер целиком на жесткий диск нельзя.2. Очень интересно решен подбор материалов – освещение одной темы на протяжении столетия. Это позволяет посмотреть перспективу, тенденции развития. Такой номер может стать основой и для заседания дискуссионного клуба, и для подготовки к семинару, но работать с ним придется дома или составлять подборку и раздавать детям в распечатанном виде.3. Текст в основном все-таки рассчитан на взрослого или на одаренного и мотивированного ученика, а вот картинки с подписями привлекут внимание всех. Подбор иллюстративного материала в тех номерах, что загрузились, очень понравился.4. Думаю, такие номера могут быть использованы при реализации требований ФГОС к организации внеурочной деятельности и проектной работе. Во время простого урока с ними работать тяжело, а вот порекомендовать их как один из источников информации при работе над проектом или исследованием можно и нужно. Удачно, что обращение к номерам не требует регистрации на сайте, можно дать детям ссылку, и они все посмотрят вместе с родителями, не вводя личных данных (для некоторых этот момент очень важен).5. Если решить вопрос с распечаткой информации и картинок, то такой номер мог бы стать основой для оформления интересного тематического стенда в кабинете истории или на предметной неделе в школе.Безусловно, проект очень полезен для школьников и учителей и требует расширения содержания.Марина ВАСЯЕВА, учитель истории школы №2114:- Большое спасибо Государственному центральному музею современной истории России за издание замечательного и интересного журнала «Живая история». Материалы, которые публикуются в журнале, дают возможность и нам, учителям, и нашим ученикам расширить свои знания о прошлом, ознакомиться с неизвестными ранее фактами истории и включать их в канву урока. После прочтения каждого номера появляются новые идеи по использованию материалов, опубликованных в журнале, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.Я рекомендую и своим ученикам, и коллегам по цеху использовать статьи из журнала для подготовки сообщений, проектных работ. Даже простое чтение статей журнала доставляет удовольствие, так авторы доступно и в то же время на высоком научном уровне доносят материал до читателей. Название журнала «Живая история» в этом качестве действительно оправдывает себя. Далекая история становится ближе и понятнее учащимся.Большое спасибо и методисту Городского методического центра Наталье Владимировне Советовой за информацию о таком замечательном журнале!Александра Бахрех, учитель истории школы №2104 на Таганке:- Журнал «Живая история» трудно назвать очередной попыткой популяризировать историю. В сущности, это целый большой проект, способствующий расширению исторических знаний, который может, да и должен быть интересен широким слоям населения. Не побоюсь громких слов – этот образовательный ресурс может внести достаточно крупный вклад в дело воспитания гражданственности, патриотизма и исторической памяти.Материалы, представленные в номерах «Живой истории», разнообразны, они затрагивают подчас те вопросы отечественной истории, которые в силу различных причин оставались за чертой исторического образования.Способ подачи исторических данных своеобразен и интересен. Это не статьи из монографий, читать которые интересно лишь специалистам. Это грамотные с исторической точки зрения, удачно литературно скомпонованные публицистические материалы, щедро сопровождаемые иллюстративным материалом.К тому же журнал достаточно удобно использовать для подготовки к урокам по определенным темам. Опираясь на свой опыт, могу привести несколько подобных примеров: при подготовке к урокам по Второй мировой войне я использовала статьи «Трагический урок», «Дальневосточный блицкриг» (№3 (3) 2015), по Великой Отечественной войне – весь номер №1 (№1 (1) 2015), и это лишь некоторые моменты.С удовольствием читаю статьи, в том числе и вместе с учениками.Елена АСТАФЬЕВА, учитель истории школы №480:- На сайте ГМЦ Департамента образования Москвы ознакомилась с материалами журнала «Живая история». Журнал сразу заинтересовал меня как историка и педагога.В журнале публикуются материалы о драматических и героических страницах истории России, малоизвестных фактах из истории России XX века. В условиях возрастающего интереса к отечественной истории журнал позволяет удовлетворить запрос на получение качественной информации по историческим вопросам.Весьма ценно для учителя и обучающихся, что публикуемые в журнале материалы в основном опираются на документальные свидетельства, подлинные исторические источники, собранные в фондах музея. Это позволяет использовать материалы журнала на уроках истории и во внеурочной деятельности в полном объеме, ничего не упуская, тем более что тематикой охвачены самые драматические периоды истории нашего государства.Очень надеюсь, что и все последующие выпуски журнала «Живая история» будут размещаться на портале ГМЦ, что поможет учителю и его ученикам разобраться даже в самых трудных вопросах истории России XX века, так как публикуемые материалы журнала «Живая история» отвечают критериям исторической достоверности и объективности.
Комментарии