В своей работе с дошкольниками особое внимание мы обращаем на формирование познавательной и творческой инициативы, готовности ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность, осваивать новые способы действия, что требует развития исследовательских и коммуникативных способностей.
Как показал наш практический опыт, одним из самых эффективных способов формирования всех этих качеств у дошкольников может быть совместная деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей).Идея нашего проекта возникла так: после летнего отдыха ребята делились впечатлениями. Саша посетила с родителями Китай, а папа Андрея вернулся из командировки в Японию. У детей появился живой интерес к тому, чтобы узнать больше об этих странах, людях, живущих там. Педагоги пошли за детским интересом, так и возникла идея проекта. В ходе беседы с детьми мы постарались выяснить, что же наши воспитанники знают об этих странах, а затем обсудили с детьми, чтобы они хотели узнать о Китае и Японии. Где мы можем найти ответы на наши вопросы? Конечно же, прочитать сказки народов Японии и Китая и другие книги, энциклопедии, посмотреть в Интернете, спросить взрослых, посмотреть познавательные передачи, мультфильмы. Ребята задумались: «Кому и как мы сможем рассказать о том, что узнали?» Ну, конечно же, другим детям из нашего детского сада и родителям.Исследовательский этап включал в себя поиск информации. Мы обратились к книгам, приглашали в гости родителей, посещавших эти страны, читали детям сказки народов Японии и Китая, например, «Кто умнее – тот сильнее», «Волшебная картинка», «Желтый аист», «Хитрый дракон», «Золотая рыба» и другие. Дети рисовали иллюстрации к сказкам. Особый интерес вызвали подвижные игры этих народов: «Кунчжу», игра в кагоме, «Аист и Лягушка». В группе мы провели спортивные досуги с участием родителей, посвященные подвижным играм народов Японии и Китая.Из книг ребята узнали об искусстве оригами. Складывание фигурок из бумаги по технологии оригами стало одним из любимых занятий наших детей. Кроме того, для педагогов это оказалось интересным способом развития пространственного мышления, а для детей – интересной и увлекательной деятельностью. Поскольку оригами – изготовление фигурок из бумаги, у детей возник вопрос: кто и когда изобрел бумагу? Педагоги рассказали детям, что родина бумаги – Китай, и научили конструировать из нее. Соня, Саша и Аня создали образы цветов, цветущей сакуры, лотоса, а Егор, Федя и Степа – фонарики, фигурки драконов, лебедей и множество других традиционных фигурок.Наши дети узнали, что в Японии и Китае было не принято играть в куклы, ими следовало любоваться, как произведениями искусства. Но играть во что-то хотелось, так ребята научились делать бумажных кукол, используя технику оригами, каждый ребенок сделал для своей куклы платья из бумаги, которые все были красивыми, но разными, отличались цветом и моделью.Одним из экспонатов нашего музея стала разнообразная коллекция красочных вееров, изготовленных из шелка, рисовой бумаги, сандалового дерева. Мы ознакомили детей с историей происхождения шелка, они узнали, что шелк используют не только как ткань, но и в создании картин. Дети рисовали картины по традиционным японским и китайским мотивам, используя технику батик. Ярослав и Лиза создали образ японской девушки, а Андрей и Настя – традиционный китайский пейзаж.В результате у нас собралось очень много детских поделок, рисунков, художественных композиций, и мы решили объединить их в музейную композицию, которая включает в себя выставку детских поделок и рисунков, изготовленных на занятиях художественным дизайном (фигурки оригами, работы из бисера), роспись шелка в технике батик, коллекцию кукол, фигурок, статуэток, вееров, игрушек, предметов быта, национального костюма, книги, народные сказки стран Японии и Китая, картотеку народных игр этих стран.Презентация музея происходит так: дети из старшей и подготовительной групп проводят экскурсии для родителей и детей других групп по нескольким темам: куклы, веера, сказочный мир и народные игры.Александра ВИТУХИНА, школа №289
Комментарии