Накануне нового учебного года мы снова говорим о заработной плате педагогических работников. Сами учителя грустно шутят, что новый учебный год отличается от старого только цифрой, а все остальное остается прежним. Еще говорят, что лучшее тому подтверждение – заработная плата, стабильная в своей недостаточности и минимальности. Но заявлять об этом сейчас в открытую не принято, потому что из всех телевизионных экранов и августовских докладов образовательного руководства оптимизм льется обширными потоками: «Учительская зарплата растет, майские указы выполняются и перевыполняются!» Так ли это, рассказывают педагоги, работающие в Воронежской области.
Татьяна Геннадьевна С., учитель химии:
– Уже на протяжении нескольких лет сумма нашей заработной платы остается неизменной. За 18 часов и первую квалификационную категорию мы получаем оклад около 10 тысяч рублей. Примерно 11-12 тысяч получает предметник с высшей категорией. Поэтому если работать учителю только на ставку, то прожить на эту зарплату невозможно. Нам добавляют, например, доплаты за классное руководство, которое требует большого количества времени и сил, а оплачивается очень низко. Это большой труд, когда-то за него определили тысячу рублей, а «чистыми», после вычета налога, это оказалось 870 рублей, и с тех пор сумма не меняется. Хотя обещали, что столько будут доплачивать за класс, в котором обучается 25 детей, а за каждого ребенка дополнительно добавят еще по 40 рублей. Сегодня во многих классах по 30 учеников и более, но никто ничего не прибавляет и не увеличивает. Можно сказать, что доплата за классное руководство – это формальность, это та тысяча рублей, которая давно стала частью оклада. Я преподаю химию около 30 лет и получаю 20-21 тысячу рублей. И это с учетом того, что у меня обычно больше 18 часов, и идет доплата за внеаудиторную занятость. В целом я жаловаться не хочу, особенно на свою районную администрацию. Я считаю, что наши интересы стараются учитывать, и премии у нас бывают, если позволяет бюджет школы. Но считаю, что труд учителя в нашей стране недооценивается. Однако когда говорят о повышении зарплаты учителя, мы внутренне настораживаемся, потому что знаем: просто так нам ничего не дадут и не повысят. С одной стороны, выставят новые требования, иногда не совсем адекватные. А с другой, если что-то повышают, значит, в другом месте обязательно сократят, и опять начнется чехарда в подсчетах. То есть, идея в том, чтобы опять войти в одни и те же рамки, поэтому и получается, что на протяжении нескольких лет зарплата у нас не меняется. Несмотря на то, что ее повышают на бумаге, она все равно остается на том же уровне. И это не зависит от деятельности районной администрации или даже областной. Рыба, как говорят, гниет с головы, с самой-самой головы. То есть, такова вся наша система, а нашему начальству только диктуют, как оно себя должно вести и как считать. Это тенденция в государстве: с экранов мы говорим одно, делаем другое, думаем третье. Родители – не все, а те, кто попроще, – насмотревшись телевизора, подходят ко мне и спрашивают: «Скажите, ну вы хоть тысяч сорок-пятьдесят получаете?» Когда называешь реальную сумму, читаешь в глазах недоверие и удивление. Ведь родители твердо уверены, что учитель сегодня – почти миллионер, что у него зарплата, как у успешного бизнесмена. Почему так происходит? Потому что с экранов телевизоров звучат сплошные радостные рапорты о повышении учительских зарплат. И сегодня нам никто не верит, что на самом деле больше двадцатки мало у кого выходит. Если говорить о наступающем учебном годе, хочется высказать свои опасения по поводу будущего. На фоне сегодняшних разговоров о пенсиях мы опасаемся, что могут отменить учительскую пенсию за выслугу лет – так называемую «кефирную»
пенсию. Она нам сегодня очень хорошее подспорье, и если ее отменят, учителям будет невозможно нормально жить! Например, за проработанный дополнительно учебный год мне еще добавляется 210 рублей, и это очень хорошо. У меня изначально пенсия по выслуге составляла 9260 рублей. У кого-то – семь тысяч, у кого-то восемь, зависит от того, кто сколько получал в последние годы перед назначением этой пенсии. Я работала в сельской школе. Была надбавка к зарплате в 25 процентов, еще у меня полторы ставки было, завучем тоже некоторое время успела поработать – одним словом, повезло, поэтому и пенсия чуть побольше. Но если ее не будет, не знаю, как жить будем.
Елена Ивановна П., учитель начальных классов:
– Недавно прочитала, что в Воронежской области средняя зарплата учителя составляет 24-25 тысяч рублей – порадовалась за коллег. У меня столько не получается, как ни старайся. Я работаю учителем начальных классов и больше 18 тысяч никак не набирается. Это уже со всеми надбавками и за 27 учеников в классе. При этом я каждый день в школе с утра и до 16.30, и домой несу гору тетрадей. Вот так… Мечта на следующий учебный год одна – чтобы не отобрали то, что есть. Насчет пенсии тоже особый разговор. Пошла оформлять, а меня «завернули» – говорят, что шесть лет, когда я работала вожатой, в пенсионный стаж не входят. Теперь придется еще шесть лет работать и ждать свою «выслугу». Дождусь ли, не уверена, потому что у нас каждый год – новая пенсионная система, то баллы, то накопительная часть, в итоге возьмут и все отнимут. Я пробовала в суд обращаться насчет своего вожатского стажа, но там мне сказали, что высуживали положительный результат только те, кто вожатыми работал до 1992 года, потому что тогда была пионерская организация. А так как после 92-го года ее распустили, то и вожатым ничего не засчитывают – люди ничего добиться не могут! Это очень обидно, ведь работа та же – с детьми, в школе, а не учитывают. Говорят, что в перечне должностей вожатой и старшей вожатой нет, если бы была записана как организатор, то годы в стаж вошли бы. А ведь в школах до сих пор есть вожатые! Не знаю, как их официально записывают в трудовую книжку, но девчонки так свою работу и называют: «Я работаю вожатой!» Еще раз хочется сказать о необходимости повышения статуса учителя. Сегодня, когда ученик только-только приходит в школу, у родителя с порога уже есть претензии к учителю. А мы сразу обязаны и всем должны. Разве такой учитель способен воспитать гражданина, уважающего свою страну? Статус и авторитет для учителя – это важно и необходимо.
Алёна Р., учитель биологии:
– Пока о своей зарплате в будущем учебном году я ничего сказать не могу, потому что не знаю, какая у меня будет расчасовка. Я работаю девять лет, в прошлом году у меня была ставка – 18 часов. За нее платили 8800, это если без надбавок. А всего у меня было 15 тысяч – все зависит от доплат за категорию, за классное руководство и другие нагрузки. В сельских школах зарплаты повыше – из-за доплаты в 25%, там 20 тысяч люди получают чаще. Но все равно каким-то чудесным образом средняя по школам выходит 25! То повышение в 12% к зарплате, которое нам обещали в начале года, оформили только как восемь процентов. Обещанную надбавку выдали нам один раз в виде премии, а потом сказали, чтобы ждали, а пока денег нет. Сейчас тоже говорят: «Ожидайте!»
Валентина Николаевна К., заведующая детским садом:
– У педагогов-дошкольников зарплаты разные, но в целом неплохие – есть и 20 тысяч, и 25, есть даже повыше. Зависит от категории, образования, стажа. Такая положительная ситуация у нас уже в течение двух лет. Вообще-то все муниципалитеты разные, везде свои особенности, но зарплата педагога-воспитателя в целом зависит от коэффициентов, наполняемости групп. Еще плюс в том, что нашим молодым специалистам в течение трех лет начисляют надбавку к заработной плате, как и учителям школ. Если говорить о пожеланиях по финансированию на следующий год, считаю, что нужно рассмотреть
вопрос зарплат заведующих детскими садами. У заведующих сегодня зарплата меньше, чем у воспитателей. Мало того, заведующих еще и лишили пенсии по выслуге лет, то есть по сути лишили педстажа. Заведующие стали считаться менеджерами, работниками финансово-хозяйственной деятельности, но никак не педагогами. Это очень обидно, потому что все заведующие обычно имеют высшее педагогическое образование, организовывают и участвуют во всей жизни детского сада, несут за него полную ответственность. Но ни звания педагога, ни пенсии по выслуге лет, ни достойной зарплаты у нас сегодня нет! Вот такая «забота» государства.
Александр К., учитель физики:
– За 27 часов еженедельной нагрузки я получаю 25 тысяч рублей «чистыми». При этом веду математику, физику и астрономию. Это уже с сельскими надбавками в 25 процентов, плюс 600 рублей за заведование кабинетом. Классного руководства нет, поэтому больше никаких надбавок. Мой педагогический стаж – два года, имею первую квалификационную категорию. На этот год часы остаются те же, а насчет зарплаты – не уверен, но хотелось бы, чтобы хотя бы прежней осталась, но я допускаю, что может уменьшиться. Несмотря на все уверения с экранов ТВ, на обещания и «особую заботу» об образовании, уверенности в завтрашнем дне нет. Наша школа сельская, небольшая – 120 обучающихся, 11 классов. У нас двое молодых специалистов – я и еще учитель английского языка. Задержек в зарплате нет, и это уже радует. Главный минус в том, что зарплата невысокая. Пока я планирую оставаться в учительской профессии, но хотелось бы каких-то положительных перспектив, увеличения заработной платы. Удивительно то, что и в воронежских городских школах примерно такая же зарплата, я общался с коллегами, они рассказали. То есть, все держится на одном уровне, скорее всего, искусственно держится. И не играет роли, городская школа, или сельская, много учеников или мало. Из-за того, что наши предметы сложные, у нас заработок чуть побольше. Если предметы полегче, то и коэффициент меньше, и зарплата ниже. Премиальный фонд уже давно существует только на бумаге. Никто ничего не платит, получаем только за свои часы. О системе поощрения в баллах вспоминаем только при получении категории. А учителям математики и физики вообще сложно получить высшую категорию. Ведь для этого дети должны занимать призовые места, показывать высокие баллы на олимпиадах и во время проверочных работ, а как мы их покажем, если у нас сельская школа, и детей мы не отбираем по конкурсу, они другими не становятся. Если говорить о дополнительных нагрузках на учителя, которые появились в последние годы, но при зарплате не учитываются, а только отнимают время, прежде всего это ведение электронного журнала и дневников. Я принципиально не веду электронный журнал, работаю только с бумажным. Пока есть возможность выбора, я буду так работать и дальше. Потому что на все эти нововведения требуется время, а его лучше использовать при подготовке к урокам – надо перестроиться с одного предмета на другой и с класса на класс. Времени очень мало, зарплата не растет, зато растет загруженность учителя лишними обязанностями и заполнением ненужных бумаг и документов.
Фото автора
Внимание!
Если вы тоже хотите рассказать о конкретной ситуации, сложившейся с выплатой зарплаты в вашей школе/городе/регионе, напишите об этом в комментариях ниже или письмом на адрес электронной почты: uchitelskaya.gazeta@gmail.com.
Комментарии