search
main
0

Удержать баланс. Руководителю важно умение пройти между крайностями

Екатеринбургская школа №121 когда-то гремела. Имя ее директора Льва Лашевского вписано в историю не только этого учебного заведения. Главной для него всегда была ставка на педагога – сам сильный методист, Лев Николаевич уделял огромное внимание профессионализму кадров. Многие из сегодняшнего состава школы пришли сюда именно при Лашевском, как и Любовь СОБОЛЕВА: в 1991 году поступила учителем химии и биологии, затем стала заместителем директора, с 2010 года она возглавляет коллектив.

– Любовь Анатольевна, каковы черты школы №121 сегодня? Чем она выделяется на общегородском фоне? – Мы уже несколько лет работаем над созданием так называемого поливариантного компонента образовательной среды: удовлетворение потребностей разных категорий детей как с ограниченными возможностями здоровья, так и с повышенными способностями. На уровне начального образования открыты коррекционные классы, сейчас их два – второй и третий. Комплектацией их занимается наш партнер – центр «Семья и школа».- Далеко не каждое учебное заведение имеет коррекционные классы.- Да, это не очень выгодно: группы финансируются по обычной системе, а педагогического ресурса требуют увеличенного. В такие классы собираются дети, которым для нормального развития необходимо чуть больше времени, чем другим. Условия их образования несколько отличаются от стандартных. Меньшая наполняемость классов, постоянная поддержка психолога, логопеда, обязательная группа продленного дня. Работа ведется по адаптированной образовательной программе. Предполагается, что к моменту завершения коррекции дети должны овладеть тем же уровнем знаний, что и остальные; как правило, коррекция происходит.- А какова система работы с одаренными детьми?- Стараемся поддерживать разнообразие выбора для таких детей и развивать их. Веер элективных курсов дает возможность ребятам почувствовать себя в разных предметных областях, осуществить своеобразную пробу пера как в литературе, так и в биологии и математике. У нас пока нет специализации в выпускных классах, так как десятый и одиннадцатый существуют в единственном числе. Возможно, сказалась демографическая яма. Думаю, скоро ситуация изменится, тогда появятся и профильные классы: первых классов набрано пять. Примерно половина детей пришла по прописке, с закрепленной территории, другая половина – по свободному выбору. Рядом с нами есть сильные, известные в городе учебные заведения, достойно выполняющие свои задачи. Однако то, что родители проявляют интерес к нашей школе, – значимый показатель популярности. – Какие направления в приоритете?- Вы знаете, все складывается само собой. Не ставили конкретной задачи, но есть у нас ребята, которые поступают в театральные вузы, не только в местный институт, но и в столичные. Педагог Элина Охременко преподает русский язык и литературу и очень любит театр. Сама из театральной семьи – папа работал в Театре музыкальной комедии, дочь пела там же и даже играла в спектакле, который стал лауреатом национальной премии «Золотая маска». Элина Владимировна ведет театральную студию, которую посещают 150 человек! Каждый год появляется новый спектакль, последний – «Али-Баба и сорок разбойников». Дети поют, танцуют и даже сами готовят костюмы. И так увлекаются этим делом, что некоторые выбирают его на всю жизнь.Проявлению лидерских качеств, развитию навыков управления способствует совет старшеклассников. Понимаю, он есть в каждом учебном заведении. Но у нас он имеет особое значение, так как оказывает помощь в выборе будущей профессии. Например, Уральский государственный экономический университет прислал запрос на двух наших выпускников, с которыми познакомился именно через их деятельность в совете старшеклассников.Детское научное общество «Мысль» объединяет тех, кому нравится исследовательская деятельность. В подобной работе нам важна преемственность, тот дух поддержки каждого ребенка, который зародился еще во времена Льва Николаевича Лашевского.- Традиции поддерживаются, а в чем проявляется новаторство?- В конце учебного года мы устраиваем праздник интеллектуалов, на котором торжественно отмечаются активные участники олимпиадного и конкурсного движения, те, кто проявил повышенный интерес к изучению наук. А недавно мы опробовали такое мероприятие – Рождественские встречи с директором школы. Были приглашены дети, ставшие лидерами в какой-либо сфере, а также их родители. Встреча проходила в формате кафе, сложилась теплая атмосфера, было весело, душевно. – Взаимоотношения с родителями сегодня во многом определяют успех образовательного процесса, вы согласны?- Да, я и родителям всегда говорю: «У нас с вами одна задача – чтобы дети выросли успешными людьми». А значит, мы должны быть партнерами, а не конфликтующими сторонами.- В чем заключается участие родителей в школьной жизни?- Во-первых, это продолжение воспитательного процесса дома (можно сказать и наоборот, что школа есть продолжение того воспитательного процесса, который идет дома). Но родители не всегда готовы и не всегда знают, что им делать. Наша задача – сориентировать их и помочь им.Во-вторых, родители во многих вопросах поддерживают школу и в организационном плане, и в финансовом. В прошлом учебном году мы проводили фестиваль национальных культур, тоже впервые, как и Рождественские встречи с директором. Надеюсь, фестиваль тоже станет традиционным, он удался. Мы обратили внимание на то, что у нас обучаются дети разных национальностей. Помимо русских есть осетины, татары, украинцы, молдаване, таджики, представители народов Севера. Решили организовать цикл мероприятий, посвященных разным культурам: день национальной кухни, костюма, танца. Праздник завершился феерическим шоу. Но сначала прошла серьезная подготовка. Дети знакомились с национальными особенностями, писали рефераты, творческие отчеты, делали презентации. Родители тоже активно участвовали в процессе, и на сцене мы их увидели. Для проведения мероприятия мы даже установили контакты с несколькими посольствами.- Скажите, случаются ли конфликты с родителями?- Не все дети любят, когда от них требуют учиться стабильно и усердно. И родители порой встают на сторону детей: мол, это учителя плохо преподносят знания. Надо понимать, что успех процесса зависит и от педагога, и от самого ребенка; может быть, ему требуется помощь, родительская в том числе, и конфликт здесь вряд ли пойдет на пользу. Я всегда говорю мамам и папам: приходите ко мне. Будем сообща решать любые вопросы. Если существует какая-то проблема, не надо делать вид, что ее нет или что она рассосется сама собой. Проблему следует вытащить на поверхность, проанализировать, понять и разобраться с ней.Требуются такт, терпение и внимание. И открытость: убеждена, перед родителями нельзя закрывать директорскую дверь ни при каких условиях. Пусть мне некогда, но я другое дело отложу, но с родителем пообщаюсь. – Любовь Анатольевна, каковы, по-вашему, главные качества руководителя?- Первое – четкость планирования и контроль исполнения. Второе – такт. Для меня неприемлемо «выходить из берегов». Сказать, что я исключительно демократична, не могу, что авторитарна – тоже нет. Стараюсь держать баланс. Бывают случаи, когда нужно нажать, чтобы сохранить контроль над ситуацией, иногда требуется дать человеку полную свободу, чтобы он сам справился с задачей.- А какие стороны директорского труда для вас самые, скажем так, неприятные?- В любом труде есть то, что нравится, и то, что нравится не очень. Последнее я бы назвала издержками деятельности. В директорстве это, наверное, гиперответственность. Она постоянно лежит грузом на плечах, практически не удается расслабиться. Понимаю, иногда нужно помогать себе, позволять отдыхать. Психологи говорят: не бывает так, чтобы совсем отсутствовало свободное время, вы просто не можете его найти. – Я знаю директоров, которые склонны многое брать на себя. Есть и другой вид руководителей – делегирующих полномочия замам.- Конечно, руководитель несет ответственность за все, что происходит в его коллективе, абсолютно все. Иной разговор, когда рядом есть люди, компетентные в своих вопросах, и я могу на них положиться: у меня пять заместителей, каждый из которых выполняет свою часть работы от и до. Так что, думаю, истина между полюсами.Слагаемые успеха от Любови Соболевой    Четкость в работе: каждый участник процесса должен осознавать, что и для чего он делает.    Ориентация на конечный результат: он не должен теряться из виду, процесс не ради процесса, а для результата, повышения уровня образования.    Уважение ко всем участникам образовательной среды: детям, педагогам, родителям.Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте