search
main
0

Ударный труд Урок по русскому языку во 2-м классе

Тема: Правописание безударных гласных в корне.
Цели: – развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам;
– формирование умения доказывать;
– развитие умения находить в слове корень;
– закрепление знаний о единообразном написании корня в однокоренных словах;
– развитие умения проверять безударные гласные в корне путем подбора однокоренных слов с ударным гласным в корне;
– воспитывать культуру речи.
Оборудование: карточки со словами (сад, вода, зима, дуб, вода – водитель, товарищ – друг), музыка “Песенка мамонтенка”, попугай, обезьяна, слон, пират, листок, все упражнения заготовлены заранее, корабль.
I. Орг. момент.
II. Актуализация прежних знаний.
– Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости к Робинзону Крузо. Путешествие далекое, интересное, но опасное, поэтому вы должны быть очень внимательными и активными. Чтобы вас проверить, я задам вам несколько вопросов.
Вопросы
– Какие слова называются родственными?
(Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными).
– Являются ли родственными следующие слова?
Вода – водитель. (Нет, не имеют общего значения).
Товарищ – друг. (Нет, не имеют общей части).
– Что такое корень?
(Корень – общая часть родственных слов).
– Как найти в слове корень?
(Нужно подобрать родственные слова и найти в этих словах общую часть).
– Как пишется корень в однокоренных словах?
(Одинаково).
– Как проверить безударный гласный в корне?
(Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренные).
Игра “День и ночь!”
– Я тихо произношу слово “ночь”, вы закрываете глаза и кладете головы на парты. В это время я говорю слово. Вы думаете. Затем я говорю “день”, вы просыпаетесь, поднимаете руку и говорите однокоренные слова.
Сад – садовый, садовник,
садик.
Вода – водный, водица, водяной.
Зима – зимушка, зимний, зимуют.
Дуб – дубок, дубовый, дубрава.
– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Итак, в путь!
III. Формирование умений и навыков.
(Звучит музыка, “Песня Мамонтенка”)
– Наш корабль подходит к острову попугаев. Вас встречает говорящий попугай Кеша. Он приготовил для вас интересное задание. Нужно выбрать проверочное слово, вставить пропущенную букву и выделить корень. Это задание будем выполнять в тетрадях.
Уд…вительно (диво, дева).
М…нять (мина, замена).
Л…пить (липко, лепка).
Л…нивый (лень, линька).
Скр…пучий (скрип, скрепка).
М…стерить (мост, мастер).
– Молодцы! Кеша вами очень доволен. Он прощается с вами. Желает вам доброго пути, а мы продолжаем свой путь.
– Наш корабль подошел к острову обезьян. Хозяйка острова приготовила для нас игру ” Пирамида”. Нужно подобрать проверочное слово и вставить пропущенную букву (устно).

– Молодцы! Плывем дальше.
– Перед нами снова остров. Маленький слоненок давно ждет гостей. Он учится в школе для зверей. Ему задали домашнее задание, но он не может его сделать. Сделаем ему домашнее задание?
– Здесь нужно вставить однокоренные слова по образцу и выделить корень. Это упражнение будем выполнять в тетрадях.
Образец: Детей учит учитель.
Охраняет лес … . Водит трактор … . Дом строит … . Корову доит … . Коров пасет … . Ухаживает за садом … . Ухаживает за конями … . Сад сторожит … .
– А теперь скажите, правильно ли мы поступили, выполнив домашнее задание за слоненка? (Да)
– Значит, за вас тоже кто-то выполняет домашнее задание?
– Как нужно было поступить? (Объяснить, но не выполнять).
– А теперь пора прощаться со слоненком и плыть дальше.
– Ой, что это? Необитаемый остров? Ребята, кажется, нас захватили пираты. Пока мы не сделаем их задание, они нас не отпустят и потопят наш корабль. Быстрее за работу.
Игра “Третий лишний” (устно).
– Вам нужно найти лишнее слово.
Желток, железо, желтый.
Часовщик, часть, час.
Печник, печать, печка.
Циркуль, циркач, цирк.
– Молодцы, ребята, вы все сделали правильно, а теперь плывем дальше, т.к. нас ждет Робинзон Крузо.
– Ой ребята, у нас снова неприятность. На палубе – вода! Кто-то из пиратов все-таки успел пробить наш корабль. Нам нужно срочно найти пробитые места.
– Здесь записано стихотворение, но в нем допущены ошибки. Мы должны их исправить (в тетрадях).
За гарами, за лисами,
За шерокими марями,
Не на небе – на зимле
Жил сторик в одном силе.
– Молодцы, ребята. Вот мы и доплыли до острова, где живет Робинзон Крузо. Но, кажется, его нет. Смотрите, на дереве какой-то листок. На нем что-то написано.
“Дорогие ребята, я очень рад, что вы справились со всеми трудностями и приплыли ко мне в гости. К сожалению, мне пришлось срочно отлучиться, но я скоро вернусь”.
Робинзон Крузо
IV. Домашнее задание.
V. Подведение итогов.
– Ребята, пока нет Робинзона Крузо, давайте вспомним: какие правила мы применяли при выполнении упражнений?
– Что на уроке вам понравилось больше всего?
Н. ТЕРЕНТЬЕВА,
учительница начальных классов Аппаковской средней школы
Альметьевский район,
Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте