Чтобы лучше понять основную идею, положенную в основу разработки наборов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), нужно отметить, что за последнее десятилетие на федеральном уровне не раз предпринимались попытки разработки и распространения по школам страны электронных изданий образовательного назначения*. Но какое место смогли занять эти издания в реальном учебном процессе массовой общеобразовательной школы? Об этом красноречиво говорят результаты исследования эффективности целевого использования электронных учебных материалов в средних школах страны, проведенного по заказу НФПК.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Согласно этому исследованию, многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, создающих условия для успешного решения следующих дидактических задач:
предъявление учебной информации;
информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов;
поддержка различных активных форм занятий;
тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
контроль и оценка знаний учеников.
Вместе с тем, подавляющее большинство опрошенных учителей очень точно указали и причины, препятствующие широкому использованию этих ресурсов в учебном процессе:
содержание электронных учебных материалов или представляет собой полный пересказ традиционных учебников, или, напротив, не имеет ничего общего с учебными программами;
в электронных изданиях ощущается нехватка тренажеров, практических и проверочных заданий, тесты примитивны и однообразны;
не разработаны методики и сценарии проведения занятий с использованием электронных материалов;
имеющиеся электронные издания образовательного назначения не приспособлены к использованию на уроке: учитель не имеет возможности выбрать нужную ему информацию и скомпоновать ее по своему усмотрению;
Рис. 4отсутствуют унифицированные подходы к установке электронных изданий образовательного назначения и работе с ними.
Один из возможных путей преодоления всех этих недостатков состоит в разработке наборов ЦОР к учебникам, входящим в Федеральный перечень. Если создавать ЦОР на их основе, то по содержанию они наверняка будут в максимальной степени соответствовать нормативным документам федерального уровня, регламентирующим содержание образования и программам, используемым в большинстве регионов. При этом важно, что ЦОР будут не повторять (дублировать) учебники и иные широко распространенные источники информации, а именно расширять их за счет реализации тех уникальных возможностей, которыми обладают современные средства информационных технологий.
Что такое наборы ЦОР к учебникам?
Теперь попытаемся более четко определить, что же представляют собой сами ЦОР**. Вспомните, сколько раз вам хотелось дополнить информацию учебника фотографиями объектов предметной области, портретами ученых, таблицами, схемами, диаграммами, картами, видеофрагментами изучаемых процессов и явлений, демонстрациями опытов, видеоэкскурсиями. А как было бы уместно иметь на уроке двухмерные и трехмерные динамические модели, представления воображаемых элементов, объектов, скрытых структур, процессов, явлений предметной области, объекты виртуальной реальности! Добавьте сюда звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, размеченные в соответствии с требованиями учебных программ тексты труднодоступных художественных произведений, научных работ, исторических документов, разнообразные контрольно-измерительные материалы и так далее. А теперь вообразите, что все эти ресурсы не просто где-то существуют, а все они представлены в цифровом формате и собраны на одном диске. Причем к этому диску прилагается хорошее методическое пособие, где указано, что именно и на каком этапе урока вы можете применить. И для полноценной работы нужен лишь доступ в компьютерный класс или хотя бы один компьютер с мультимедийным проектором.
Можно сделать вывод, что набор ЦОР – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Условно наборы ЦОР можно разделить на три группы по следующим признакам:
1) основной упор делается на использование представленных в цифровой форме «традиционных» для школы ресурсов – видео- и аудиофрагментов, статических изображений и так далее;
2) основаны на ресурсах, функционирующих только в цифровом формате, – интерактивные плакаты, интерактивные схемы, динамические модели, интерактивные тесты и прочее;
3) сочетают оба вышеобозначенных подхода.
Рассмотрим подробнее структуру набора ЦОР. В состав каждого из них входят рубрикаторы «Оглавление учебника» и «Поурочное планирование». Первый рубрикатор полностью соответствует оглавлению школьного учебника; цифровые ресурсы в нем сгруппированы по параграфам этой книги.
Ниже представлены фрагменты обычного оглавления школьного учебника геометрии (рис. 1) и соответствующего ему рубрикатора «Оглавление» (рис. 2), а также перечень ЦОР к одному из параграфов учебника (рис. 3)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рубрикатор «Поурочное планирование» связывает разработанные ресурсы с конкретным уроком в рамках каждой темы. Ниже представлены фрагменты такого рубрикатора (рис. 4), а также перечень ЦОР к одному из уроков (рис 5).
Еще одна важная особенность наборов ЦОР, разработанных в проекте ИСО, состоит в том, что они уже прошли (или проходят в настоящий момент) апробацию в реальном учебном процессе. При этом учителя-апробаторы впервые в отечественной истории создания электронных учебных материалов имеют возможность высказать свои замечания разработчикам в процессе создания. Подавляющее большинство этих замечаний было учтено в процессе доработки наборов ЦОР.
Если все апробаторы высказывали сомнения по поводу педагогической целесообразности и/или технологического качества того или иного ресурса, издательству приходилось вносить соответствующие коррективы в предложенный ЦОР. Это касалось, в частности, соответствия стиля изложения возрасту учеников, удобства восприятия ресурсов и управления ими во время урока и так далее. Таким образом, учителя фактически становятся соавторами ресурсов и гарантами того, что полученный результат будет полезен и востребован в школьной практике.
Способы применения наборов ЦОР
Как видно из перечня, наборы ЦОР подготовлены к учебникам, которые уже активно используются в школах. Поэтому включенные в них цифровые ресурсы, во-первых, спроектированы так, чтобы можно было начинать их использование без большой перестройки существующей на сегодня организации учебного процесса, во-вторых, рассчитаны на типовое оборудование, имеющееся сегодня в школах: автоматизированное рабочее место учителя (компьютер, проектор, принтер) и компьютерный класс на 10-12 рабочих мест. Исходя из реальной наполняемости классов в 20-25 человек можно предложить несколько вариантов организации учебного процесса.
Вариант 1. Фронтальная работа с классом + групповая работа (по 2-3 человека за одним компьютером).
Вариант 2. Фронтальная работа с классом + индивидуальная работа. Класс делится на половины, при этом с одной половиной класса работает в обычном режиме учитель-предметник, а с другой, которая и занимается в компьютерном классе, – лаборант компьютерного класса, обеспечивающий организационную и техническую поддержку. На следующем уроке половины класса меняются местами.
Вариант 3. Использование домашних компьютеров. Практически все материалы наборов ЦОР могут использоваться учениками при подготовке разноплановых домашних заданий. Это направление, скорее всего, будет играть все большую роль.
ЦОР, включенные в набор к конкретному учебнику, как минимум, способны обеспечить все компоненты традиционного урока:
предъявление информации;
практические занятия;
аттестация или контроль учебных достижений.
Авторы и разработчики уделили большее внимание различным демонстрационным материалам, практическим и тестовым (проверяемым автоматически) заданиям.
Демонстрационные материалы представлены во всех без исключения наборах ЦОР. Эти материалы проще всего встраиваются в традиционную структуру урока, преимущества от их использования очевидны.
Рассмотрим основные типы таких ресурсов.
1. Плакат (слайд) – аналог обычного плаката; он может содержать определение, правило, формулировку теоремы или формулу с иллюстрациями к ним, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотографии), а также схемы, таблицы, тексты. Как правило, изображение на слайде статично. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через проектор, хотя, конечно, можно пользоваться ими и при индивидуальной работе, а также распечатывать (рис. 6).
Рис. 6
Слайды-иллюстрации созданы на основе красочных энциклопедий, которые желательно иметь и в школьной библиотеке, и дома. Но переведенные в цифровой формат, они, бесспорно, будут полезны и учителю (он сможет на основе таких иллюстраций подготовить качественный видеоряд для демонстрации на уроке), и ученику (он может не просто выучить материал параграфа, но и подготовить собственную презентацию с использованием дополнительных материалов набора ЦОР). Плакаты, содержащие схемы, можно демонстрировать по ходу объяснения материала; их можно распечатать и поместить на стенд «Сегодня на уроке» или раздать ученикам в качестве опорного конспекта.
Рис. 7
Изучение самой сложной темы станет проще и вызовет у школьников живой интерес, если при ее изучении опираться на подборку вопросов и заданий, сопровождаемых красочными рисунками (рис. 7).
Рис. 8
Рис. 9
Кроме статичных плакатов в наборах ЦОР присутствуют и так называемые интерактивные плакаты, интерактивные таблицы, интерактивные правила. В ЦОР этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя (рис. 8). Благодаря этому учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.
Интерактивный рисунок «Модель Солнечной системы» позволяет расставить планеты на соответствующие орбиты. При этом появляются возможности продемонстрировать ученикам динамику вращения планет и их спутников вокруг Солнца с учетом периодов обращения (а это невозможно сделать без привлечения средств ИКТ), наглядно показать соотношение размеров планет и их орбит. Параметры расставленных на рисунке планет записываются в таблицу, где их можно сравнить и изучить численно. Для улучшения организации рассказа можно менять масштаб и зону просмотра, масштаб времени, отображать и прятать спутники, останавливать вращение. Такой ресурс может быть использован при повторении пройденного материала, при рассказе, в самостоятельной работе учеников (рис. 9).
Рис. 10
Проигрыватели с пластинками и магнитофоны остались в прошлом веке. Теперь в наборы ЦОР включены и плакаты с музыкальным сопровождением. Сегодня с помощью компьютера можно не только продемонстрировать плакат, но и воспроизвести соответствующий музыкальный фрагмент (рис. 10).
Встречаются очень интересные ресурсы, представляющие собой таблицы (схемы) с надписями, подсказками и тестовым режимом проверки (рис. 11-12). Очевидно, что такие схемы обеспечивают новые возможности, несвойственные бескомпьютерным технологиям.
Рис. 11
2. Презентация – последовательность нескольких слайдов или серия чертежей с подписями, поддерживающая объяснение материала. Презентации, как правило, реализованы в нескольких форматах: слайд-шоу (формат PowerPoint); динамические чертежи (просмотр через браузер), раскрывающиеся по шагам с помощью системы кнопок; «опорные конспекты» (формат flash) и другие.
Рис. 12
У всех этих форматов простая система навигации в виде виртуальных кнопок, благодаря которым можно переходить от кадра к кадру. В некоторых ресурсах реализован переход к кадрам в произвольном порядке, что позволяет учителю проводить показ в режиме диалога – обсуждая с классом, например, причину, по которой справедливо появившееся на экране утверждение, а затем показывая его «каноническое» обоснование. Такие ресурсы, бесспорно, наносят серьезный удар по традиционным «меловым» технологиям. (рис. 13)
Рис. 13
3. Видеоролики (анимации) – небольшие (1-5 минут) видеофрагменты или видеоролики-лекции, как правило, выполненные в формате flash.
Демонстрация таких ресурсов с экрана компьютера или с большого экрана – не просто полный аналог использования телевизора и видеомагнитофона. Возможности средств ИКТ в этой ситуации делают использование видеоматериалов на уроке более точными методически и более комфортными практически: учитель получает возможность с помощью одного-двух щелчков мыши остановить показ в нужном месте, возобновить его с требуемого места или запустить видеоролик заново.
Для создания нужного эмоционального фона большое значение имеет звуковое сопровождение. В данном случае речь идет не о дикторском голосе (результаты апробации показали, что многие учителя отключают его и предпочитают давать необходимые комментарии самостоятельно – такая возможность предусмотрена многими разработчиками ЦОР). Мы имеем в виду фрагменты музыкальных произведений, песен в исполнении выдающихся певцов и так далее. Таких ресурсов, к сожалению, не очень много.
Более широкие возможности реализованы в видеороликах-лекциях, которые полностью заменяют соответствующий фрагмент учебника и даже в какой-то степени учителя, излагающего этот фрагмент. В основном в такой форме подается теория. Обучающая эффективность этой формы достигается за счет синхронизации информационных потоков – анимированной графики, звука, текстов. По сравнению со слайдами и презентациями демонстрации наиболее насыщены информационно и требуют высокой концентрации внимания. Роль учителя при этом состоит в том, чтобы поддерживать ее, управляя темпом «проигрывания». Для этого многие демонстрации снабжены «линейкой времени», позволяющей в дополнение к заложенным в них паузам делать дополнительные остановки, повторы и тому подобное.
Видеоролики применяются для иллюстрации действия различных физических законов. В них используется синтезированное трехмерное изображение, что позволяет, с одной стороны, показать достаточно достоверно действие закона в реальном мире, а с другой – показать физические законы на действующей схеме (на съемке реального агрегата такое действие показать затруднительно – не все ракурсы возможны, не всегда можно сделать нужные акценты). Ролик позволяет разнообразить объяснение нового материала, использовать его для повторения изученного материала.
Рисунок 14 показывает, что разработчики уделяли большое внимание учету возрастных особенностей детей. Четкие и строгие решения для старшеклассников сменяются красочными и эмоционально насыщенными решениями для младших школьников.
Рис. 14
К этой же категории ресурсов можно отнести так называемые «видеоэкскурсии», особенно характерные для наборов по истории.
Наборы ЦОР обеспечивают резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы учеников за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Можно предложить ребятам самостоятельно изучить тот или иной материал, воспользовавшись гипертекстовыми иллюстрированными учебными модулями. А словарики и словарные статьи помогут им не только узнать значение интересующего их слова, но и услышать его правильное произношение.
Обеспечение практической работы учеников – цель широкого круга разного рода ЦОР. Среди них присутствуют и просто слайды с условиями задач, и задания, предполагающие индивидуальную работу детей со средствами ИКТ (рис. 15).
Рис. 15
Тестовые задания содержат практически все наборы ЦОР, предполагающие ввод ответа в той или иной форме и его автоматическую проверку. Как правило, тесты, предназначенные для контроля знаний, включают в себя три и более тестовых заданий одного или нескольких типов.
Безусловно, чаще всего встречаются задания, предполагающие выбор одного или нескольких правильных ответов их имеющихся вариантов. Но в наборах ЦОР реализованы и более интересные формы тестовых заданий.
Наборы ЦОР в рамках некоторых школьных предметов
Учебные материалы нового поколения, разрабатываемые и апробируемые в рамках проекта ИСО, тем ценнее, чем шире покрывают своими объектами и инструментами ранее имевшиеся дефициты предметной области и чем глубже раскрывают её содержание и содержание сопредельных областей, создавая условия для появления новых учебных практик, закрепления и развития лучших черт имеющихся практик.
Наборам ЦОР по циклу естественно-научных предметов удалось существенно покрыть имевший место дефицит по следующим позициям:
предъявление природных объектов, в том числе очень сильно различающихся по величине, продолжительности существования и по доступности;
проведение целостных наблюдений реальных природных и природно-техногенных процессов;
достоверная фиксация параметров наблюдения для проведения анализа наблюдаемого;
моделирование различных природных процессов.
Особое внимание хотелось бы уделить ресурсам по математике.
Так, работая с набором ЦОР по алгебре в режиме практической отработки умений и навыков (практикума), ученик имеет возможность поэтапно выполнять необходимые операции, причем его действия на каждом шаге автоматически оцениваются (например, правильный результат вычислений окрашивается в зеленый цвет, а ошибочный – в красный). Только полностью справившись с текущим этапом, ученик получает доступ к следующему этапу. Работа с ресурсом завершается только в том случае, когда все задание выполнено правильно (рис. 16).
Рис. 16
Большим разнообразием отличаются ресурсы для организации практических работ на уроках геометрии:
задачи на готовых чертежах – компьютерный вариант аналогичных печатных материалов, но предполагающий автоматическую проверку правильности ответа (рис. 17);
задачи с визуальными подсказками, в которых наряду с условием задачи и чертежом к нему имеются спрятанные подсказки, вызываемые виртуальными кнопками. Подсказкой может служить дополнительное построение, значение какой-то величины, анимированное преобразование фигуры и тому подобное (рис. 18);
эксперименты и исследования на геометрических чертежах. Преобразуя и деформируя самостоятельно построенные или данные в задании фигуры, ученики изучают их с целью выявления закономерностей, зависимостей между их различными элементами. Такие задания зачастую целесообразно проводить перед изучением соответствующей темы, а результатом их выполнения может быть обнаружение свойств, описание классов фигур, формулирование теорем или определений и так далее;
конструктивные задачи – это обычные задачи на построение (виртуальными) циркулем и линейкой.
Все наборы ЦОР снабжены методическими рекомендациями, пусть еще недостаточно полными и подробными, но вполне пригодными для поддержки первых шагов любого учителя, обладающего минимальными пользовательскими навыками. Мы уверены, что ищущие, творческие учителя смогут не только пойти «вслед» за разработчиками этих ресурсов, но, взяв предлагаемые методические подходы за основу, будут их совершенствовать и развивать, становясь творцами новой методики обучения на основе средств ИКТ.
Основанные на действующих и хорошо знакомых учебниках, наборы ЦОР безболезненно вписываются в традиционный классно-урочный учебный процесс. Вместе с тем, наборы ЦОР дают самым широким слоям учительства убедительные примеры того, как средства ИКТ могут быть эффективно использованы в учебном процессе. Можно прогнозировать максимально широкое внедрение наборов ЦОР в общеобразовательные учебные заведения, а значит, и приобретение самыми широкими кругами учительства столь необходимого опыта использования средств ИКТ в учебном процессе, выработку «привычки» к использованию ИКТ, стимулирование их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.
Людмила БОСОВА, заслуженный учитель РФ, член экспертно-аналитического центра НФПК
Комментарии