search
main
0

Учусь на туриста Конкурсы и викторины в походе и до

Турград
Эта игра-конкурс имеет большое количество различных вариантов. Ее можно проводить как в помещении, так и на лесной поляне для школьников младшего и среднего возраста, для туристов-кружковцев и для учащихся класса, готовящегося в поход.
В игре участвуют 3-5 групп численностью от трех до пяти человек. Необходимо 5-10 судей (по количеству станций или пунктов игры. На пунктах, где задания более сложные, лучше, чтобы судьями работали 2-3 человека).
Каждая группа (команда) выбирает капитана. Ему вручается “маршрутный лист” – плотный лист бумаги с названием всех пунктов игры, через которые должна пройти группа и выполнить определенное задание, и графами, где будут проставляться заработанные баллы.
Команда должна проходить пункты в порядке, указанном в “маршрутном листе”. Чтобы охватить сразу всех участников, вторая группа может начинать движение со второго пункта, третья – с третьего, четвертая – с четвертого, а пропущенные пункты проходить в конце игры. Порядок движения следует указать в “маршрутном листе”.
Задания на пунктах могут быть самыми разнообразными. Все зависит от целей, которые преследуют организаторы игры, от степени туристской грамотности участников и их возраста.
Задание в пункте следования выполняет любой член группы. Чтобы не было заминок, командир заранее может договориться с членами команды, кто где будет работать.
Пункты игры могут быть примерно такими.
1. Из каких частей состоит компас? Определи стороны горизонта с помощью компаса.
2. Что такое азимут? Определи азимут на 3 заданных ориентира.
3. Какие бывают карты? На карте масштаба 1:25 000 чему равен 1 км?
4. Что ты возьмешь с собой в двухдневный поход?
На этом пункте команда получает конверт, где нарисован рюкзак, и карточки с изображениями различных предметов туристского снаряжения и предметов, не пригодных для похода: палатка, спальный мешок, ведро, фонарь, кружка, аптечка, зонтик, стакан, топор, тарелка, свечка, подушка и т.п.
Надо выбрать и положить в конверт изображения тех предметов, которые, по мнению команды, нужны им в походе.
5. Походная аптечка.
Команда должна составить список простейшей аптечки для 1-2-дневного похода.
6. Разбей лагерь (бивак).
Группа получает лист – рисунок с указанием масштаба, где обозначены: сеть дорог, река с направлением течения, родник, лес, луг, населенный пункт и др.
Участникам выдаются картонные цветные кружочки или треугольники с подписями: “Палатка” (5 штук), “Дрова”, “Вода”, “Первичное мытье посуды”, “Стирка”, “Костер”, “Умывание” и т.д.
Задача: грамотно спланировать туристский лагерь. Туристы должны поставить палатки, указать места умывания, размещение костра, дров, туалетов, разложив на карте условные обозначения.
7. Какие типы костров ты знаешь?
На этом пункте лежат палочки или чурочки. Из них туристы должны выложить 5 любых известных им видов костров (колодец, звездочка, шалаш, таежный, нодья и др.).
8. Собери грибы.
Участникам предлагают 10-15 карточек с изображением грибов. Нужно в разные конверты вложить карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов.
9. Знаешь ли ты растения?
Команда получает карточки с изображением дикорастущих растений (малина, черника, шиповник, ландыш, одуванчик, волчье лыко, кислица, мята и др.). Ребята должны назвать лекарственные растения и те, которые могут использоваться туристами в пищу, а также ядовитые растения, которых надо остерегаться.
10. Приготовь обед.
Туристы должны назвать продукты, которые обычно употребляются в походах, и составить меню обеда.
Можно выдать команде предварительно подготовленные и пронумерованные целлофановые пакеты или бутылочки с различными крупами. Ребятам предлагается написать их названия (многие школьники не могут отличить гречневую крупу от перловки или овсянки, а пшено от ячневой крупы).
11. Умеешь ли ты предсказывать погоду?
Каждая команда получает 10 карточек с описанием признаков хорошей или плохой погоды.
Например, признаки устойчивой хорошей погоды:
– после захода солнца в низинах, над рекой, озером, болотом появляется стелющийся туман; выпадает обильная роза; утром туман рассеивается;
– вечером заря имеет золотисто-желтую окраску с розоватым оттенком;
– утро ясное, затем начинают появляться кучевые облака, которые к вечеру рассеиваются и тают;
– ветер слабый, к вечеру стихает; дым из трубы поднимается почти вертикально;
– температура в течение суток довольно резко изменяется: днем жарко, ночью прохладно; вечером и ночью в лесу заметно теплее, чем на открытых местах, а в низинах заметно прохладнее, чем на склонах и вершинах холмов.
Признаки ненастной погоды:
– ветер к вечеру усиливается, становится порывистым;
– вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску;
– днем и ночью температура почти одинаковая; в лесу и в поле, на холмах и в низинах одинаково тепло;
– дым из трубы низко стелется над землей;
– роса не оседает; если появляется туман, то он образует сплошную высокую завесу, а не низкую пелену, и не исчезает после восхода солнца;
– с запада появляются перистые облака, которые быстро движутся; облака затягивают сплошной пеленой все небо; вокруг солнца или луны появляется большой белый круг.
Ребята раскладывают карточки в конверты, на которых указано: “Хорошая погода”, “Плохая погода”.
Организаторам игры необходимо заранее выработать шкалу оценок. Например, четкий, правильный ответ – 2 балла, не совсем точный – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Судьи должны заранее знать ответы на вопросы, чтобы правильно оценить ответы участников.
Все задания команды выполняют с первой попытки. Можно ограничить время работы команд на пунктах игры.
Победительницей является команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Судьи проставляют баллы в “маршрутных листах”. В случае потери “маршрутного листа” команда выбывает из игры.
Полезно после окончания игры провести ее разбор, объяснив участникам их ошибки.

Географическая викторина в ребусах
Перед вами 12 ребусов, в которых зашифрованы названия городов стран СНГ (рис. 1). За каждый разгаданный ребус – 1 очко.
После этого начинайте второй этап викторины – каждый должен ответить на следующие вопросы:
1. Какие из 12 городов являются административными центрами каких-либо (кроме районов) территорий (СНГ или республики, края, области Российской Федерации)? (2 очка за каждый верный ответ).
2. К каким административным территориям относятся все остальные города? (2 очка).
3. Назовите четыре города – самый северный, самый южный, самый западный и самый восточный среди 12 (3 очка).
4. В каких направлениях (относительно Москвы) расположены те города, которые принадлежат к Московской области? (2 очка).
А теперь по сумме очков определите победителя.

Конкурс туристских проводников
Есть такие соревнования по туристскому ориентированию на местности – соревнования туристов-проводников. Но можно посоревноваться и за столом, не выходя на местность: ведь знание теории дела – тоже предмет для соревнования.
Предлагаем 16 вопросов и заданий для ребят, которые основательно занимаются теорией ориентирования и обладают практическим опытом в этом деле.
У каждого задания или вопроса в скобках проставлена “цена” в баллах. Для проведения такого конкурса нужен, конечно, организатор-судья, который оценит правильность ответа. А по сумме баллов будет определен победитель.
1. Какие карты считаются крупномасштабными? (5 баллов).
2. Что такое внемасштабные условные топографические знаки? (5 баллов).
3. Что такое топографическая генерализация? (10 баллов).
4. Перед вами “белая карта” с нанесенной условной сеткой прямоугольных координат. Указан масштаб карты. Даны координаты трех точек замкнутого маршрута.

Постройте на карте эти точки, соедините их прямыми линиями и определите параметры треугольного маршрута или азимуты (дирекционные углы) и расстояния последовательно по каждой стороне. Попробуйте сделать все это без применения инструментов, т.е. на глаз.
5. Что означает слово “створ”, выражение “быть в створе”? (5 баллов).
6. Если долго, несколько часов, двигаться вперед, ориентируясь только по солнцу, будет ли наш путь прямым? Если нет, то каким же он будет? Приведите пример (5 баллов).
7. Туристы часто говорят: “Вижу ориентир…”, “Вышли к ориентиру…”, “Беру ориентир на…”
А что это такое – ориентир? Какие бывают ориентиры? (10 баллов).
8. Для этого конкурса надо взять топографическую карту какой-нибудь местности. Два туриста, Саша и Миша, находясь в разных точках местности, одновременно сообщают:
Саша: “Нахожусь на лесной дороге в том месте, где она пересекает просеку, имеющую направление 420. Справа, невдалеке, видно, что просека проходит краем вырубки, а слева – пересекает узкую заболоченную полянку. Двигаюсь вперед, к месту встречи, как договорились”.
Миша: “Я на опушке леса в том месте, где лес мысом вдается в поле и продолжается узкой полоской вдоль полевой дороги. На севере в трехстах метрах в поле вижу тригопункт. Иду к месту нашей встречи”.
а) определите точки стояния обоих наблюдателей;
б) укажите азимут по направлению от точки стояния Саши на точку стояния Миши и расстояние между этими точками по прямой линии (по “птичьему полету”);
в) какими путями Миша и Саша будут идти навстречу друг другу и где встретятся, если допустить, что они будут идти с одинаковой скоростью? (15 баллов).
9. Известно, что карты стареют. С течением времени они становятся менее точными: где-то появилась в лесу вырубка, а в другом месте вырос молодой лес; где-то построили новую дорогу, проложили линию связи, канализировали заболоченную речку, распахали луг, поставили на реке плотину, и образовался новый водоем, а где-то сгорел или разрушился от времени хутор, снесло ледоходом мост на реке.
Но старение карт происходит неравномерно.
От чего это зависит? Какие элементы топографической ситуации более подвержены быстрым изменениям, а какие дольше сохраняются неизменными? (5 баллов).
10. Дежурный проводник Коля сделал расчет движения на своем участке маршрута. По его расчету в 12 ч 30 мин группа должна подойти к хутору, обозначенному на карте возле лесной грунтовой дороги. Здесь намечено сделать обеденный привал: на хуторе наверняка есть колодец, и, может быть, удастся купить молока.
Но вот наступил намеченный срок, а хутора нет. Группа продолжает двигаться по той же лесной дороге. Проходит 5 мин, проходит 10 – нет хутора. Что делать? Как можно объяснить такую ситуацию? В чем может быть причина Колиной неудачи? Помогите Коле (20 баллов).
11. Возьмите листы миллиметровки, обозначьте стрелками направление на север и постройте глазомерно (без применения инструментов) азимутальный маршрут по следующим данным:

За единицу длины можно взять любую небольшую величину – 5 мм, диаметр карандаша, маленький обломок спички, хвоинку от ели и т.д. Какую форму имеет такой маршрут? (10 баллов).
12. Есть такие термины: “привязка”, “легенда”. Их нередко употребляют туристы, особенно те, кто специализируется в технике ориентирования на туристских маршрутах – туристские проводники. Объясните, что они значат (10 баллов).
13. Туристы долго шли заброшенной лесной дорогой. Но вот она пропала куда-то, “рассыпалась” на мелкие тропы, по одной из которых туристы через 3-4 минуты вышли к широкому лесному болоту, не обозначенному на карте. Здесь тропа совсем пропала. Справа – болото, слева – болото. Дальше пути нет. Как быть? Может быть, попробовать обойти болото – возможно, оно не очень далеко кончается, – сколько времени на это понадобится? И главное – в какую же сторону его обходить? А может быть, рискнуть и пройти прямо через болото? Но если оно топкое, непроходимое – как тогда? Что же делать? Предложите свое решение (20 баллов).
14. А теперь напишем топографический диктант. В приведенном ниже отрывке из стихотворения А.С.Пушкина “Деревня” попытайтесь каждое слово, какое только можно, изобразить в виде топографического условного знака, обозначающего тот или иной предмет. Понадобятся цветные карандаши. Знаки рисуйте в рамках произвольного размера (10 баллов).

“…Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках
шумят;
Везде передо мной подвижные
картины:
Здесь вижу двух озер лазурные
равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы
полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие
стада,
Овины дымные и мельницы
крылаты…”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте