Для меня жить – значит творить. Счастлива ли я? Да! Я люблю свой труд, свой предмет, люблю искать, безумно радуюсь победам своих учеников и увлекаюсь дальнейшим поиском. Уроки литературы, на мой взгляд, – это художественная мастерская, в которой мне, как учителю, приходится иметь дело с самым ценным материалом – юной человеческой душой. А юность – это лучшая пора жизни, весна ее. Сердце полно святых порывов, душа горит священным огнем. Вот и стремлюсь пробудить в учащихся интерес к живому слову, учу их понимать гармонию, восхищаться, удивляться, смеяться и плакать над страницами книги. Считаю, что литература становится по-настоящему значимой, когда она продолжение собственного «я», дорога к себе. Мне больше по душе те уроки, когда в них врываются незапланированные всплески чувств, когда не только моих учеников, но и меня, учителя, будоражит непокой.
Что же нужно, чтобы ученик стал личностью, гражданином нашего времени, мыслящим творчески, способным превратить свою жизнь в служение себе и людям, в служение Богу любви и правды?
Настоящий, в моем понимании, урок – это 45 минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя «технологией» урока, в которой важно все: внешний облик учителя (его духовность, его глаза, его взволнованность и увлеченность). Каждый урок, как премьера, во время которой под влиянием слова, музыки, жеста рождаются чувства сопереживания и перевоплощения. Здесь ученик – и зритель, и участник, и творец, получающий заряд эмоций и энергии на восприятие темы.
Что помогает превратить урок литературы в урок общения, где возможен обмен идеями, проникновение в художественный мир писателя через внутренний мир реальных людей, пришедших вместе с тобой в класс?
Своеобразным инструментом в развитии творческого потенциала личности являются творческие исследования, групповые, индивидуальные, опережающие задания. Например, сочинение на тему «Кто подпишет некролог на смерть Некрасова (Тургенева, Куприна…)?» требует от ученика знания эпохи, отношений между современниками, личности писателя. Или другое: «Твоя поэтическая композиция по лирике М.Цветаевой (Блока, Пастернака…) с краткими комментариями». Вызывает неподдельный интерес тема «Юбилейный сборник произведений какого-либо писателя (А.П.Чехова, М.М.Зощенко, Б.Л.Пастернака…), составленный … (имя, фамилия)». От ученика, выступающего в роли составителя, автора вступительной статьи, требуется многое: знание творчества писателя, умение видеть непреходящий смысл искусства. Проявить читательскую активность, артистические наклонности предусматривают задания такого характера: нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат; устроить вернисаж иллюстраций; придумать экслибрис к домашней библиотеке А.С.Пушкина…; составить послание герою, эпохе.
Излагать свои мысли, размышлять, искать ответы на нерешенные вопросы помогают ребятам и различные типы уроков: заседание «круглого стола»; заочная экскурсия, диспут, творческая лаборатория, путешествие с героем, «визитная карточка» героя, урок-портрет, урок-собрание и т.п. В каждый урок стараюсь включать элемент тайны, загадки. Часто прибегаю к ролевым играм:
Ты – актер. Какую роль ты хотел бы сыграть в «Ревизоре»?
Ты – режиссер. Какую пьесу ты включил бы в репертуар своего театра в этом сезоне: «Грозу» Островского или «Горе от ума» Грибоедова?
Ты – музыкальный оформитель спектакля. Какую музыку привлечешь для создания музыкального образа?
Такие уроки – всегда трибуна и сцена. Здесь ученик, выбирая свою позицию в споре, выступая психологом или артистом, получает возможность осмысливать собственное восприятие, переживание, свои чувства. Проникая в текст художественного произведения, учится понимать. Понимая, вбирать. Вбирая, делать достоянием своей души все лучшее в литературе.
Установка на воспитание совершеннейшего человека, светлой, одухотворенной личности, героя добра, установка на обязательную обратную связь требуют не только умения извлекать как можно больше эмоционально значимого из программно-тематического материала, но и психологической перестройки, нового взгляда на самого себя. Поэтому уместным считаю иногда фронтальное устное анкетирование в конце урока. Ребята быстро заканчивают фразу:
Мне было интересно, когда на уроке…
Хочется, чтобы на уроке…
Экспресс-ответы отражают отношение учеников к предмету, их запросы.
Да, стать мастером нелегко. И я, разумеется, не мыслю себя ни Песталоцци, ни Коменским, ни Ушинским. Но одно для себя уяснила на всю жизнь.
Когда Гильденштерн, подосланный королем к Гамлету, следит за ним, начинает, как ему кажется, тонко выспрашивать Гамлета, последний берет у музыканта флейту и подает своему собеседнику с просьбой: «Сыграй что-нибудь».
– Принц, я не умею взять инструмента в руки. Чтобы вызвать музыку, надо еще искусство.
Этот диалог из Шекспира для меня весьма поучителен: «Чтобы играть на душе ребенка, привести его внутренний мир в стройную гармонию, извлечь из него дивную мелодию любви, добра и правды, требуется большое искусство, долгая серьезная подготовка. Такая работа не по силам ремесленнику».
Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует углубленно заглядывать в себя, самокритично вести разговор. Только неравнодушие педагога, его искренность помогают ему будить в душе ребенка те же качества, столь необходимые человеку и гражданину.
Валентина ОНИЩУК, учитель литературы, Красноярский край
Комментарии