Система образования является барометром состояния дел в любом обществе. Исторический опыт показывает: переход той или иной страны на новый путь развития всегда сопровождается пересмотром принципов и последующим кардинальным обновлением государственной политики в области образования. Что в особенности характерно для последних десятилетий? Большое, а во многих случаях и решающее значение придавалось изменениям в образовании взрослых. По подсчетам американских специалистов, в середине 1980-х годов в той или иной форме обучались около 50% взрослого населения, в Канаде – каждый пятый взрослый житель страны, в Швеции – почти 80% населения. В нашей стране, по данным на 1989 год, 42,7% человек обучались в различных формах образования взрослых. Благодаря гибкости, оперативности и сравнительно небольшим издержкам оно всегда было и остается именно той сферой образовательной практики, которая способна эффективно содействовать успешному разрешению политических, социально-экономических, технологических и культурных проблем в условиях дефицита времени и кадровых ресурсов. Зависимость темпов развития общества от положения дел в образовании взрослых носит характер объективной закономерности.
Учитывая это, есть все основания полагать, что в обозримом будущем роль образования взрослых станет еще более весомой, чем теперь, усложнятся его задачи, увеличится удельный вес в общем массиве образовательной деятельности. Общество будет вынуждено принимать хорошо продуманные меры, направленные на развитие образования взрослых, в противном случае оно столкнется с многообразными формами социальной девиации и с таким грозным явлением, как массовый дилетантизм.
Возрастающая значимость образования взрослых – общепризнанный факт. Во всех социальных прогнозах международных организаций и различных стран на следующее столетие образованию взрослых отводится исключительно важная роль как фактору, способному обеспечить устойчивый и согласованный прогресс личности и общества.
Социальные перемены, влекущие за собой изменения в содержании и структуре образовательных потребностей взрослого населения, неравнозначны по своим масштабам, характеру и направленности. Они подразделяются на четыре вида:
локальные или местные, происходящие в пределах территориальной или каким иным образом ограниченной социальной общности;
региональные, происходящие на определенной, значительной по размерам части страны;
общенациональные, охватывающие всю территорию страны;
глобальные, охватывающие все человечество или его преобладающую часть.
Их учет позволяет спрогнозировать ход развития образования взрослых и разработать стратегию его преобразований, рассчитанную на длительную историческую перспективу. К числу таких изменений относятся:
общее усложнение общественной жизни и увеличение многообразия ее проявлений;
возрастающая непредсказуемость развития социальных процессов и их последствий;
сокращение спроса на репродуктивные (стандартизированные) виды деятельности при одновременном возрастании спроса на виды деятельности, требующие высокого уровня компетентности и креативности.
Глубокий социально-экономический кризис, переживаемый российским обществом, во многом можно объяснить исчерпанием присущего ему мобилизационного развития и необходимостью перехода к инновационному. Поэтому сегодня для России наиболее актуальным является поощрение инновационной деятельности во всех сферах общества, которая основывается на раскрытии глубинных свойств человеческой личности, творческих, интеллектуальных возможностей каждого человека, науки и образования в целом.
Кроме того, сегодня мы имеем систему образования взрослых, ориентированную главным образом на трансляцию специальных, необходимых в новых социально-экономических условиях знаний, в то время как образовательные учреждения, способствующие развитию гуманитарной культуры, формирующие мировоззрение и активную гражданственность, не развиваются. Провозглашение демократических ценностей при слабом развитии институтов гражданского общества несет в себе определенный риск и требует массовой работы по гражданскому образованию, развитию у населения демократических ценностей, соответствующей политической культуры. Эта задача под силу только массовой системе образования взрослых.
Необходимо иметь в виду еще один фактор, специфический для положения дел в современной России, – выход на авансцену общественной жизни большого числа взрослых людей с весьма низким уровнем общей, профессиональной и деловой культуры.
Все это является следствием недооценки роли образования взрослых и отсутствия действенной государственной поддержки этой сферы.
Основными проблемами образования взрослых являются: недостаточность нормативно-правовой базы и соответственного финансирования; отсутствие мотивации к повышению квалификации как у специалистов, так и у руководителей предприятий и организаций; неисследованность складывающегося рынка образовательных услуг и, как следствие, низкая адаптивность учебных программ к мотивированному спросу. Большие расстояния и неразвитость способов информационного обмена. Недостаточное использование дистанционных способов обучения, существующих информационных сетей. Отсутствие в сфере образования взрослых системы профконсультирования и профориентации. Недостаточный учет особенностей слушателей при организации обучения. Оторванность российской системы от мирового опыта в этой сфере.
Перечисленные проблемы связаны с общероссийскими проблемами, с проблемами системы образования России в целом и Сибири в частности.
Таким образом, современная образовательная и социокультурная ситуация крайне неблагоприятна. На смену мнимому единству, заидеологизированности пришло многообразие, не связанное ни единством цели, ни общей гуманистической ориентацией. Построение современной модели образовательной и культурно-просветительской деятельности требует пристального изучения процессов формирования и развития как разнообразных структурных компонентов этой деятельности, так и потребностей различных групп и слоев населения, а значит, поиска новых форм и методов организации учебного процесса. Необходимо обновление образования взрослых как целостного социально-культурного комплекса в тесной органической взаимосвязи всех его компонентов.
Практика развития образования в зарубежных странах свидетельствует о том, что должна разрабатываться целостная система правовых норм, регулирующих различные аспекты образования взрослых как особого социального института. Эти нормы либо образуют отдельный раздел в общем законодательстве, либо оформляются в отдельный закон.
Второй вариант предпочтительней, поскольку в законе регулируются не только отношения по поводу образования, но и отношения, связанные с трудовой деятельностью, социальным обеспечением, с различными сторонами жизни человека, общества, государства. При этом в закреплении нуждаются:
а) общие положения о праве на непрерывное образование для всех в любом возрасте;
б) принципы государственной политики в области образования взрослых. Роль, права и обязанности государственных организаций, предприятий, предпринимателей, общественных организаций и других заинтересованных учреждений и организаций;
в) гарантии получения и стимулирование образования взрослых;
г) права и обязанности взрослых в сфере образования;
д) требования к инфраструктуре образования взрослых (к учреждениям образования, их структуре, задачам, регламенту деятельности);
е) механизм финансирования образовательной деятельности;
ж) особенности управления развития образования взрослых;
з) подход к формированию кадров системы образования взрослых, их подготовке, использованию, правам и обязанностям;
и) направление исследований в области образования взрослых;
к) задачи международного сотрудничества в данной сфере.
Становление образования взрослых в качестве основного фактора общественных изменений предполагает активную общественную деятельность самих образовательных учреждений, организаций, их участие в формировании и реализации стратегии и тактики политики в данной области. Это, в свою очередь, предполагает организацию региональных структур образования взрослых, разработку концепции их деятельности.
Понятие системы образования взрослых
Система образования взрослых является составной частью единой системы непрерывного образования и включает в себя следующие взаимодействующие компоненты:
образовательные программы, учитывающие интересы и потребности различных категорий взрослого населения;
информационно-образовательные программы, направленные на оперативное удовлетворение потребностей личности в информации по различным областям знаний;
государственные образовательные стандарты по отдельным образовательным программам;
сеть образовательных учреждений, реализующих вышеназванные программы (академии, институты повышения квалификации, центры, курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и т.д.);
социальные службы, причастные к образованию взрослых;
органы власти и управления, ответственные за развитие образования взрослых;
негосударственные организации (общественные, политические, религиозные, профсоюзы, профессиональные объединения, народные университеты, центры гражданского образования и т.д.);
учреждения науки, культуры и спорта в части их образовательной деятельности;
объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений;
научно-исследовательские и методические центры;
средства массовой информации.
Понимание взрослости характеризуется как минимум пятью признаками: психофизиологическая зрелость, социальная зрелость, полная гражданская дееспособность, экономическая самостоятельность, вовлеченность в сферу профессионального (оплачиваемого) труда. Последний признак включает все предыдущие, поэтому его правомерно рассматривать как интегральный критерий взрослости. Таким образом, под образованием взрослых понимается система образовательных программ и учреждений, предназначенных для лиц, как правило, совмещающих учебно-познавательную деятельность с занятостью в сфере профессионального труда.
Разумеется, данное правило не без исключений (безработные, инвалиды и т.д.). Однако избранный подход находится в согласии с историей и современной практикой образования взрослых: оно возникло как социальный институт, обеспечивающий удовлетворение образовательных потребностей работающей части населения, и в целом продолжает оставаться таковым в наши дни.
Сегодня изменяется статус образования взрослых в социальной жизни. Оно все больше превращается в сферу образовательных услуг, на которую в значительной мере распространяются действия рыночного механизма с его законами спроса и предложения, конкуренции, маркетинга и т.д. Сферу таких услуг характеризует ряд специфических черт, отличающих ее от привычного, традиционного понятия системы образования:
– разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения;
– большая свобода выбора обучающимися уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения и самих обучающих;
– ориентированность на потребности клиентов;
– негарантированность качества предоставляемых образовательных услуг;
– высокая степень конкуренции между различными видами услуг;
– введение стоимостной оценки (платности) образовательных услуг.
Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач. Цель эта будет достигнута, если структура, программы, содержание и формы работы будут учитывать совокупность интересов личности:
во-первых, это профессионально-трудовой интерес, позволяющий адаптироваться к новым условиям, приобретать новые профессии, выступающий как уверенность в том, что результаты данного вида деятельности будут внедрены в реальный процесс труда;
во-вторых, это материальный интерес, состоящий в понимании связи между ростом культурно-образовательного уровня и повышением вознаграждения за имеющиеся и примененные знания;
в-третьих, это социально-статусный интерес, заключающийся в осознании социального признания и социального положения;
в-четвертых, это моральный интерес в сфере творческой инициативы и гражданской активности, являющихся побудительной силой уважения и самоуважения образованной личности, признания значимости востребованных знаний, утверждения человека в качестве примера;
в-пятых, это духовный интерес как средство самореализации личности, повышения ее образовательного, культурного уровня.
Таким образом, реализация данных интересов даст знания, которые позволят иметь представления о путях решения личных и социальных проблем, будут прививать способность к равноправному диалогу между людьми из разных социальных и профессиональных групп, самореализовываться средствами образования.
Содержание образования
взрослых
Образование взрослых – это непрерывный процесс. Реализация этой концепции сводится к созданию всех необходимых условий для того, чтобы человек получал необходимое ему, обществу и государству образование в удобных для него и желательных для общества время, форме и адекватными для достижения поставленной цели методами при соответствующих сроках обучения.
Образование взрослых выполняет три основные функции: компенсаторная – предоставляет взрослым членам общества ранее отсутствующую или упущенную возможность получить образование желаемого профиля и уровня; адаптирующая – обеспечивает человека новыми знаниями и умениями; развивающая – обеспечивает всесторонний прогресс личности.
Образование взрослых включает в себя три направления деятельности:
а) общее образование, дающее систематическое обогащение установок, знаний и умений, необходимых всем взрослым членам общества;
б) профессиональное, дающее знания и умения, необходимые для успешной деятельности в системе технологического и социального разделения труда;
в) гражданское, сориентированное на расширение сферы участия в жизни общества, социальной группы, формирование активной жизненной позиции, защиту прав гражданина.
Содержание образования взрослых должно быть ориентировано на овладение знаниями в области науки, политики, права, религии, морали, искусства, экономики и производства, здорового образа жизни, а также должно обеспечивать получение информации о новых методах деятельности, освоенных обществом, и формировать у обучающихся адекватную современному уровню знаний картину мира.
Система образования взрослых как объект праворегулирования подразделяется на три основных вида: формальное, неформальное и информальное образование. Названные виды различаются по следующим основным признакам: условия участия в образовательной программе; уровень регламентированности учебного процесса; документальное подтверждение результатов учебной деятельности.
Формальное образование характеризуется следующим признаком: к участию в образовательных программах допускаются лица, имеющие документ установленного образца, подтверждающий готовность к их освоению.
Неформальное образование характеризуется следующими признаками: предъявление документа, удостоверяющего уровень предшествующего образования, не является обязательным условием допуска к участию в образовательной программе; учебный процесс регламентирован лишь в его основных параметрах, как правило, отсутствует система контроля успешности прохождения образовательной программы; завершение программы не влечет за собой выдачу сертификата.
Информальное образование является неинституциональной разновидностью образования взрослых. Это приобретение информации о различных сторонах жизни через средства массовой информации, от друзей, посещения культурных учреждений и т.д.
Система образования взрослых приоритетно должна стимулировать группы, которые в настоящее время и в перспективе будут направлять экономическое и социальное развитие; у которых имеются проблемы интеграции в обществе.
К приоритетным можно отнести группы: предпринимателей; работников образования; работников органов государственного и местного самоуправления; обучение лидеров всех уровней негосударственных организаций, которые способствуют привлечению населения для решения социально-экономических проблем; работоспособное население, которое будет в рынке труда не менее 10 лет; социально малозащищенное население (люди предпенсионного возраста, пенсионеры, молодежь без профессионального образования, женщины, которые возвращаются на рынок труда, население с физическими и умственными нарушениями, граждане после службы в “горячих точках”, а также возвращающиеся из мест лишения свободы и т.д.).
Геннадий ОВЧИННИКОВ,
председатель Красноярского краевого общества “Знание”
Комментарии