search
main
0

Учиться? Учиться… Учиться! Неплохо бы послушать самих детей…

​«Зачем учиться?» – именно такой вопрос часто слышат учителя от современных подростков. Действительно, зачем? Дети материально обеспечены родителями и ни в чем не нуждаются. Родители уже выстроили свою траекторию развития ребенка: наняли топового, на их взгляд, репетитора, отдали ребенка учиться на престижные курсы. Школа же начинает восприниматься ими как обуза, мешающая реализации их планов, поэтому мотивация к обучению в школе у большинства учеников практически отсутствует.

А может, школе надо измениться согласно запросам родителей, чтобы перестать быть «обузой»? Насколько глобальные цели родителей по обучению детей соотносятся с аналогичными целями школы? И чем учитель может заинтересовать ребенка, когда в подростковом возрасте интерес к учебе снижается?Нам в помощь городом предложено много инструментов и механизмов: от МЭШ до ставших уже традиционными конкурсов, соревнований и олимпиад.Прежде всего для современного ребенка-подростка интересно использование информационных ресурсов. Но, к сожалению, часто только для развлечения. Московская электронная школа дает возможность учащимся получать знания как на уроке, так и дистанционно в любой точке мира, улучшает процесс обучения детей и создает информационную среду для продуктивной работы, что должно мотивировать учеников к познавательной деятельности. При этом МЭШ позволяет ребенку не только учиться, но и общаться со сверстниками и учителями других школ в наиболее привлекательной для подростков форме. Но на данный момент провести урок по всем «канонам» МЭШ не представляется возможным: учителя, ученики и родители пока не освоили весь инструментарий, предлагаемый ресурсом.В последнее время огромное значение придается олимпиадному движению. Этот способ деятельности особенно эффективен, когда ученик ставит перед собой цели добиться результата, хочет проявить себя с лучшей стороны. Подготовка к олимпиаде и участие в ней позволяют углубить знания, а в дальнейшем поступить в высшее учебное заведение вне конкурса. Однако уровень заданий, предлагаемых на ВсОШ, очень высок, что не способствует созданию ситуации успеха, поэтому многие ученики неохотно принимают участие в олимпиаде.Одним из способов мотивации к успешному обучению в условиях столичных школ стала олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», а также другие конкурсы, организованные Департаментом образования и Методическим центром. Учащиеся могут проявить самостоятельность в решении познавательных задач в различных научных областях. В условиях здоровой конкуренции подростки могут добиться более высоких результатов в конкурсе. Казалось бы, отличная мотивация! Тогда почему же классный руководитель агитирует принять участие в конкурсах, зачастую обещая отличную оценку по предмету? А может быть, потому что приоритеты изменились и ученикам важны не только похвала учителя, одобрение одноклассников, но и практическая сторона участия: «А что мне за это будет?» Обсуждая итоги участия в конкурсах, мы не пришли к единому мнению. Одни посчитали, что призовая финальная игра – отличная идея, способная привести детей к еще большему успеху и удовлетворению результатами труда за целый год. Другие высказались за то, что нет конкретного итогового результата деятельности школьников. Если бы вузы при приеме абитуриентов принимали во внимание результаты участия в этой метапредметной олимпиаде на протяжении многих лет, то это бы стало хорошей мотивацией для старшеклассников.Другим способом мотивации является проектная деятельность. Но как учителя понимают ее? Это, во-первых, возможность получения новых социальных навыков, например умение работать в команде. Во-вторых, проектная деятельность помогает ребенку стать самостоятельным, решать сложные учебные вопросы, дисциплинирует и, самое главное, мотивирует на углубленное изучение предмета. А дальше? Где он может вне школы использовать полученный опыт? Если бы вузы были заинтересованы не только в количестве набранных баллов на ЕГЭ, но и в результатах абитуриента в научно-практических и исследовательских конкурсах на протяжении его учебы в школе, тогда бы и мотивация ученика была другой. И можно было бы говорить о преемственности в обучении на этапе окончания школы и поступления в вуз. Хотелось бы, чтобы представители вузов входили в состав жюри конкурсов и обеспечивали внешнюю оценку проектной деятельности школьников. Такой формат, конечно, есть в московских проектах предпрофессионального образования, но конкурсов и олимпиад в городе намного больше.В среднем и старшем звеньях особую роль играет профильное обучение. Такой запрос есть и у детей, и у родителей, и он один из самых главных на сегодняшний день. В осуществлении этой деятельности необходимо обязательное сотрудничество школ и вузов, именно оно гарантирует возможность ученику раскрыть максимально полно свои способности в определенной области знаний. Но, к сожалению, четкого механизма взаимодействия не выработано, поэтому вузам проще и удобнее осуществлять на местах довузовскую подготовку абитуриентов. Примером подобного сотрудничества могут служить практические конференции для старшеклассников, проводимые институтами на базе школ. Обмен опытом между преподавателями школы и вузов тоже никогда не бывает лишним. Удачно, когда победители муниципального тура ВсОШ занимаются подготовкой к региональному туру не в школе, а на специальных городских площадках.Таким образом, город и современная школа предоставляют много возможностей для самореализации подростка. Но почему только учитель должен заниматься мотивацией учащихся? На наш взгляд, учитель перегружен проектами и предложениями совершенно разных организаций при отсутствии системности и согласованности действий между ними. Самое важное и трудное для учителя – не запутаться в изобилии больших и маленьких проектов, конкурсов, ресурсов, услышать цели родителей, сопоставить их с нашими школьными и своими собственными профессиональными целями и не растворить все это в бесконечном множестве предлагаемых обстоятельств. А может, пора задуматься над сотрудничеством всех сторон, заинтересованных в формировании гармонично развитой личности?.. И неплохо бы послушать самих детей…Наталья ВЕЛИЧКО, Екатерина ХАРЧЕНКО, Елена ЕВСТЕФЕЕВА, учителя школы №1284

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте