“Мы сделаем образование приоритетом номер один нашей политики”, – пообещали британские лейбористы при подходе к власти. В частности, они поставили цель компьютеризировать английские школы и сделать упор на информационные технологии, сократить численность классов в начальных школах и поднять престиж педагогической профессии. “Наша цель – сделать профессию учителя наиболее престижной в стране”, – заявил Тони Блэр минувшим месяцем. Выполнили ли лейбористы свои обещания?
В преддверии предстоящих вскоре в Британии парламентских выборов среди всего прочего были подведены и итоги образовательной политики лейбористского правительства. Они вкратце таковы.
По чтению и арифметике – предметам, где хромота учащихся ощущалась особенно заметно и особенно постыдно, с учетом присутствия Британии в списке передовых и развитых стран! – в британских школах нынче отмечен внушительный прогресс. Иными словами, грамотой и счетом с успехом овладевает сегодня гораздо большее число учеников, чем в дореформенном вчера. Сокращена численность классов в начальных школах, как и было обещано. Зато в средних школах классы, напротив, разрослись. Почему? Прежде всего и главным образом из-за разразившегося в стране… дефицита учителей. Как признал на днях британский министр образования Дэвид Бланкетт, школы “близки к хаосу” по причине дефицита педагогического персонала. И министр явно не преувеличил, ибо положение с нехваткой преподавателей сложилось в отдельных регионах столь катастрофическое, что три школы уже были вынуждены перейти на четырехдневную учебную неделю. По официальным данным, в государственных школах Англии и Уэльса остаются постоянно не заполненными 1000 учительских вакансий. В целом же по Британии в настоящий момент разрыв между увольняющимися из школы учителями и вновь прибывающими педагогами составляет неутешительную для британского образования цифру в 2000 человек. Таким образом, посулы британского премьера сделать профессию учителя самой престижной в стране так и остались посулами, иначе как объяснить, что, невзирая на довольно приличное жалованье, учителя со всех ног бегут из английских школ?
По мнению аналитиков, проводивших опросы в различных регионах Британии, причин бегства несколько. Одна из главных – страх перед грядущей реформой заработной платы. Пребывающие у власти лейбористы протолкнули через парламент новую схему оплаты труда учителей, предусматривающую зарплату не “по часам”, а “по уровню успеваемости”. Суть ее проста, как указка: чем больше у учителя отличников по его предмету, тем выше его зарплата, чем больше двоечников, тем ниже. Профсоюз учителей Британии, основываясь на мнении педагогов всей страны, категорически возражал и продолжает возражать против этого нововведения. Однако лейбористы проигнорировали мнение педагогического профсоюза. И хотя новая схема оплаты учительского труда вступит в силу лишь в предстоящем году, многие опытные педагоги решили продемонстрировать свое несогласие с новой реформой уже сейчас, подыскав себе места кто в частных школах, а кто в отраслях, не имеющих ничего общего с педагогикой.
Вторая причина утечки кадров из школ – бюрократическая. И связана она опять же с бурной – а по мнению многих, даже излишне бурной – реформаторской деятельностью лейбористского правительства. С момента запуска реформ министерство образования не устает изобретать все новые и новые “велосипеды”. В результате чего в государственные школы Британии нескончаемым потоком сыплются различные проекты и планы, указаловки и циркуляры, претворять в жизнь которые предписано, конечно же, рядовым учителям. Каждый новый проект – это весомый пакет документации, которую нужно изучить, усвоить и применить на практике, после чего написать многостраничный опус о результатах внедрения нового метода. Вся эта бюрократическая писанина не оставляет учителям времени для их главной деятельности – преподавательской, что, понятное дело, негативно сказывается на успеваемости. А так как лейбористы пообещали привязать успеваемость к зарплатам, то учителя не без оснований опасаются, что кошелек их вскоре может облегчиться ровно настолько, насколько прибавится в школе новых реформ, а в подведомственном им классе – двоечников и троечников. Сегодня дело дошло до того, что во многих школах Лондона и других крупных британских городов уволившихся с работы учителей заменяют иностранными педагогами или временными “контрактниками”, которых, в отличие от “коренных” учителей, не слишком заботят проблемы успеваемости или усвояемости предмета.
Впрочем, не один лишь страх перед возможным истощением кошелька обратил педагогов Британии в бегство из государственных школ. К расставанию с некогда любимой профессией вынудила многих неспособность продолжать работу в обстановке того хаоса и бедлама, который заменил сегодня в большинстве госшкол вакантное место почившей в бозе ее величества дисциплины. Правды ради надо заметить, что если бы нынешнему правительству Британии понадобилось выставить оценки согласно их достижениям и “успеваемости” по отдельным предметам, то за поведение в школе больше двойки или полного неуда оно бы явно не заслужило. Ибо, пожалуй, никогда еще за всю историю британской школы учебные заведения не докатывались до состояния той анархии, когда учителей стали увозить в больницы с нервным срывом прямо с рабочих мест, когда прогулы занятий достигли рекордных величин и когда физическое нападение ученика на педагога перестало быть ЧП национального масштаба. Однако если лозунг всеобщей компьютеризации школ значился в образовательной политике кабинета Тони Блэра красной строкой, то проблеме укрепления пошатнувшейся школьной дисциплины реформаторы уделить сколько-нибудь заметного места почему-то не посчитали возможным…
Не отличились особыми успехами и выполнения обязательств по такому пункту, как “вовлечение частного сектора в государственный образовательный процесс”. Частный сектор “вовлекся” исключительно вяло, а потому запланированное так и осталось невыполненным. Но даже если какие-то крохи и поступали в систему образования из частных источников, толку от них, по мнению экспертов, было мало, ибо все эти средства уходили на покрытие бюрократических расходов в различного рода образовательных комитетах и комиссиях.
Что же касается компьютеризации школ, то тут правительству надо отдать должное – оно сдержало свое обещание: в школы пришла современная компьютерная техника и новейшие информационные технологии. Однако если учителей катастрофически не хватает, кто будет обучать ребят всем этим новшествам, не без оснований задаются вопросом анализирующие итоги школьных реформ наблюдатели.
Так удались в общем и целом реформы или нет? И стала ли молодая Британия трижды усердно учиться, как призывал ее к тому будущий премьер Тони Блэр? Ответ на этот вопрос из уст британских наблюдателей звучит так: “Мистер Бланкетт трудился героически… Но его бесконечные схемы и проекты обернулись бюрократическим бременем для учителей. А одержимость мистера Блэра компьютеризацией привела к нехватке средств, необходимых для оплаты труда педагогов…”
Ну и, наконец, самый главный и, увы, самый печальный итог четырехлетней эпопеи образовательных британских реформ: “Учительская профессия при лейбористах оказалась приниженной…”
Впрочем, может быть, рано подводить окончательные итоги? Ведь если нынешнее правительство останется у власти на второй срок, что выглядит весьма многовероятным, то оно сможет, извлекая уроки из опыта первых четырех лет, всерьез и с присущей ему энергией поработать над ошибками. Главное, чтобы образование продолжало оставаться для власть предержащих приоритетом их политики (что случается, увы, отнюдь не часто!) и чтобы замечательный лозунг “Учиться, учиться и еще раз учиться!”, так бесхитростно подхваченный Тони Блэром вслед за Ильичем, не был снят с повестки дня.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии