Министерство образования Российской Федерации
Приложение к приказу
Министерства образования
Российской Федерации
от 24.04.2001 N 1818
Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы
Введение (паспорт программы)
Программа развития педагогического образования России (далее – Программа) является организационной основой государственной политики, проводимой Министерством образования Российской Федерации в области педагогического образования. Программа разработана с учетом положений Национальной доктрины образования Российской Федерации, Закона Российской Федерации “Об образовании”, Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Федеральной программы развития образования.
Программа определяет стратегию развития педагогического образования как приоритетной и системообразующей отрасли сферы российского образования.
Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными и муниципальными программами, принимаются во внимание при создании отраслевых программ развития образования. Региональные и муниципальные программы развития педагогического образования создаются с учетом национальных, региональных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических, а также других особенностей регионов, влияющих на функционирование системы непрерывного педагогического образования, и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы педагогического образования на основе достижений науки и техники, за счет средств, выделяемых в рамках Федеральной программы развития образования.
Решение о разработке Программы было принято коллегией Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 23/1.
Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации.
Исполнителями и соисполнителями Программы выступают органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения системы педагогического образования различных форм и видов, научно-исследовательские организации.
Цель Программы – развитие исторически сложившейся системы педагогического образования на основе создания правовых, экономических и организационных условий формирования профессионально компетентной, социально активной, творческой личности педагога, повышения качества педагогического образования, оптимизации механизма управления системой педагогического образования при изменении образовательной парадигмы и динамичной социокультурной ситуации.
Программа ориентирована на повышение качества педагогического образования, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, сбалансированности государственного, общественного и личностного приоритетов в системе непрерывного педагогического образования, возрастание роли педагогических образовательных учреждений в решении задач, стоящих перед государством и обществом в новых экономических и социокультурных условиях.
Срок реализации Программы: 2001-2010 годы.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
– перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с разграничением функций исполнителей;
– предложений по определению источников и объемов финансирования IV и V разделов перечня мероприятий Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство образования Российской Федерации.
Современное состояние и основные
проблемы педагогического образования
Педагогическое образование является приоритетным направлением сферы российского образования, которая:
– обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;
– способствует социальной стабильности и развитию общества;
– определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.
Система педагогического образования России представляет собой:
– совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
– сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
– федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.
Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования.
В настоящее время система непрерывного педагогического образования объединяет более 670 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ (163 педагогических училища и 183 педагогических колледжа), финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 160 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, включая 2 профессионально-педагогических вуза, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный (“классический”) университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Минобразования России, 90 институтов повышения квалификации).
Составной частью системы непрерывного педагогического образования являются филиалы вузов. За последние два года открыто 57 филиалов государственных педагогических вузов.
Внутри системы непрерывного педагогического образования имеют место интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
Финансирование учреждений системы непрерывного педагогического образования осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации. Из 670 образовательных учреждений системы 445 находятся на финансировании субъектов Российской Федерации.
Система непрерывного педагогического образования ориентирована на один из самых обширных рынков образовательных потребностей и услуг.
По данным на 1998-1999 годы, система непрерывного педагогического образования обеспечивает педагогическими кадрами более 60 тысяч дошкольных образовательных учреждений (4,7 млн. обучающихся) и 66,7 тыс. общеобразовательных учреждений различных видов и типов (21,1 млн. обучающихся), включая учреждения специального образования; 4 тысячи учреждений начального профессионального образования (1,67 млн. обучающихся); 2,65 тыс. учреждений среднего профессионального образования (2,1 млн. обучающихся); 8,7 тыс.учреждений дополнительного образования (4,4 млн. обучающихся); 587 высших учебных заведений (3,3 млн. обучающихся).
В целом система непрерывного педагогического образования готовит педагогические кадры более чем для 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в которых обучаются 37,27 млн. человек.
Востребованность выпускников системы непрерывного педагогического образования не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники системы непрерывного педагогического образования приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения.
Управление системой непрерывного педагогического образования осуществляется Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями, такими, как Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации, Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Учебно-методическое объединение средних и высших профессионально-педагогических учебных заведений, ассоциации, советы директоров средних педагогических учебных заведений, Совет директоров средних профессионально-педагогических учебных заведений, Совет директоров образовательных учреждений послевузовского образования. Координацию деятельности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации.
Современная система непрерывного педагогического образования – это динамично развивающаяся система, которую отличают открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях, совершенствование Классификатора специальностей среднего профессионального педагогического образования и Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования. В последние годы в этом направлении велась большая работа.
Расширилась номенклатура группы 0300 Образование Классификатора специальностей среднего профессионального образования, введены 9 новых специальностей: 0303 Иностранный язык, 0305 География, 0317 Педагогика дополнительного образования, 0318 Специальное дошкольное образование, 0319 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 0321 Родной язык и литература, 0322 Организация воспитательной деятельности, 0323 Адаптивная физическая культура, по которым с 1998/99 учебного года открыта подготовка кадров.
Осуществлен пересмотр Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части, касающейся педагогического образования. В Перечне направлений подготовки бакалавров и магистров выделена группа “Педагогические науки”, уточнены названия направлений подготовки бакалавров и увеличено их число, расширен список профилей подготовки бакалавров образования, возросло число магистерских программ в области педагогических наук.
Проведена большая работа по оптимизации Перечня специальностей высшего профессионального образования, сокращен ряд педагогических специальностей, восстановлены специальности “Русский язык и литература”, “Родной язык и литература”, “Иностранный язык”, введена специальность “Педагогика”. Дополнение “по отраслям” обеспечивает адресность подготовки кадров по специальности “Профессиональное обучение”. Приведены в соответствие с ОКСО наименования квалификаций по педагогическим специальностям, расширен их список.
Многое сделано в последнее время по обновлению содержания педагогического образования. Впервые созданы и внедрены государственные образовательные стандарты среднего профессионального педагогического образования, что стало существенным вкладом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы непрерывного педагогического образования. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования. Их структура и содержание не только отражают специфику подготовки кадров для сферы образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения, но и корреспондируются с государственными образовательными стандартами других областей образования и уровней системы педагогического образования. Принятая модель стандарта способствует реализации принципа преемственности обучения и сохранения единого образовательного пространства в рамках всей системы образования, что усиливает системообразующую функцию педагогического образования. 59 государственных образовательных стандартов по специальностям высшего педагогического образования и 7 направлениям подготовки в группе “Педагогические науки” обеспечивают вариативность высшего педагогического образования, большую ориентированность на удовлетворение потребностей стремительно развивающегося рынка запросов и услуг в сфере образования. Впервые созданы и утверждены 2 варианта государственных образовательных стандартов по “педагогическим специальностям”, что позволило сохранить практику подготовки учителей для малокомплектной и сельской школ по основной и дополнительной специальностям без увеличения срока обучения. Вместе с тем механизм разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов требует корректировки в соответствии с современными тенденциями развития всей системы образования, активными процессами, происходящими в области реформирования школьного образования, динамичными социокультурными и экономическими изменениями в стране. Особое внимание следует обратить на вопросы мониторинга реализации государственных образовательных стандартов для всех уровней педагогического образования.
В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреждениях системы непрерывного педагогического образования, повышению информационной грамотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности “Информатика”, включения в федеральный блок общих математических и естественно-научных дисциплин государственных образовательных стандартов педагогического образования курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработке научно-методического сопровождения этих предметов, пополнения компьютерного парка и расширения программного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях. Следует признать, что состояние технических средств и программного обеспечения учреждений системы педагогического образования не отвечает уровню требований, необходимых для выполнения задач, стоящих перед учителем в условиях информационной цивилизации.
Развитие системы непрерывного педагогического образования обусловлено расширением и качественным изменением поля профессиональной деятельности педагога, которое диктует необходимость уточнения подходов и принципов формирования и организации содержания образования на всех его ступенях и уровнях. Первостепенным становится решение задач усиления адресности подготовки специалистов, максимальной ориентации на конкретные запросы образовательных учреждений всех типов и субъектов рынка образовательных услуг, сохранения свободы выбора личностью образовательной траектории.
Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В современных условиях в большей мере становятся востребованными коммуникативные функции (умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнерство), связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской, экологической деятельностью и др. При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объемов знаний, все более важным для педагога становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, возрастает значение его профессиональной мотивации.
Приобщение педагога к научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня. В системе педагогического образования сегодня сосредоточено до 17 проц. кандидатов и 12 проц. докторов наук всей системы высшего образования, на базе педагогических вузов функционирует 150 диссертационных советов. По численности научного потенциала педагогические вузы занимают третье место в системе высшего профессионального образования. Анализ НИР по тематическим планам показывает постепенный рост финансирования научных исследований в области народного образования и педагогики. Но рост этот незначителен, по-прежнему низка активность педагогических учебных заведений в реализации федеральных и отраслевых научных программ. Все это заставляет заострить проблему перспективы научных исследований в системе непрерывного педагогического образования, обратить внимание на необходимость проявления большей активности педагогических учебных заведений в конкурсах научно-исследовательских проектов, разработке перспективных научных тем. Научный потенциал системы педагогического образования способен не только выявить перспективные направления развития науки, но и воплотить их в конкретный научный продукт. Для этого требуется скорректировать тематику научных исследований учреждений педагогического образования, последовательно включать в нее проблемы, связанные с модернизацией образования, добиться большей координации действий.
Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности.
Высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки невозможно без усиления роли фундаментальной составляющей, обеспечивающей интеграцию научных достижений из разных областей знаний в образование, при формировании содержания педагогического образования.
Под универсальностью педагогического образования подразумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессионального и общекультурного компонентов. Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.
Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для системы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-регионального (вузовского) компонента, курсов по выбору и дисциплин специализаций.
Следование принципу преемственности при формировании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования. Принцип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели – качественную подготовку кадров на основе согласования концептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической подготовки специалистов для сферы образования.
Соблюдение всех вышеперечисленных принципов будет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесены с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования.
Отмечая в целом динамику развития системы непрерывного педагогического образования, следует признать наличие следующих проблем, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа ее деятельности:
– снижение престижности педагогического образования, понижение социального статуса педагога;
– отсутствие концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации;
– неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки педагогических кадров;
– наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;
– несогласованность методологических подходов при создании и реализации преемственных государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней и ступеней педагогического образования, механизма их мониторинга;
– отсутствие теоретически обоснованных и практически апробированных подходов, научно-методического обеспечения подготовки специалистов по образовательным областям базисного учебного плана общеобразовательной (основной) и профилям (средней) школы, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школ, а также на преподавание в профильных классах;
– необходимость создания научно-методического обеспечения и разработки педтехнологий подготовки педагогов к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;
– отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг, запросов личности и общества;
– несоответствие механизма разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов всех уровней непрерывного педагогического образования современным тенденциям развития образования и общества;
– слабая материально-техническая база и недостаточное программное и научно-методическое обеспечение информационной подготовки педагогических кадров;
– нескоординированность тематики научных исследований в учреждениях системы педагогического образования, низкая активность педагогических учреждений в конкурсах научных проектов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования.
Выявленные проблемы позволяют определить следующие основные направления и связанные с ними задачи развития системы непрерывного педагогического образования.
I. Совершенствование содержания и обеспечение качества педагогического образования:
– усиление взаимосвязей системы педагогического образования и потребностей общества;
– улучшение качества подготовки педагогических кадров для работы в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения в 12-летней общеобразовательной школе;
– разработка научных основ и научно-практических методов диагностики качества педагогического образования, создание условий для обеспечения функционирования механизмов контроля качества подготовки педагогических кадров;
– разработка преемственных федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ различных уровней;
– обеспечение преемственности содержания педагогического образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования;
– разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школ; создание условий для их реализации; разработка педагогических технологий подготовки педагога к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами;
– развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня информационной культуры в системе непрерывного педагогического образования; стимулирование разработки и внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров, управления и функционирования системы непрерывного педагогического образования;
– совершенствование системы государственной аттестации педагогических и руководящих кадров системы непрерывного педагогического образования.
II. Ресурсное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение учреждений педагогического образования:
– обеспечение приоритетного развития системы непрерывного педагогического образования в государстве и обществе;
– совершенствование нормативно-правовой базы в области непрерывного педагогического образования;
– формирование экономических механизмов развития системы непрерывного педагогического образования;
– совершенствование государственной и социальной защиты работников системы непрерывного педагогического образования как обучающихся, так и выпускников, работающих в общеобразовательных учреждениях.
III. Совершенствование управления системой непрерывного педагогического образования:
– разработка теоретических основ и научно-методического обеспечения осуществления управленческого мониторинга состояния системы непрерывного педагогического образования, совершенствование методов и механизмов прогнозирования ее развития;
– проведение мониторинга состояния обеспечения системы непрерывного педагогического образования учебной литературой, мультимедийными и другими средствами обучения;
– создание концепции оптимизации структуры управления системой непрерывного педагогического образования.
IV. Организация конференций, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации:
– подготовка и проведение конгрессов, симпозиумов, конференций, совещаний, семинаров по проблемам непрерывного педагогического образования;
– создание нормативно-правовой и финансовой базы для проведения конкурсов, олимпиад и других мероприятий, направленных на повышение престижа педагогической профессии, повышение социального статуса педагога.
V. Подготовка изданий для системы педагогического образования и освещение вопросов педагогического образования в СМИ:
– разработка механизмов формирования и реализации программы учебного книгоиздания для системы непрерывного педагогического образования;
– организация работ, связанных с созданием научно-методического обеспечения системы непрерывного педагогического образования, включая подготовку мультимедийных средств обучения;
– совершенствование системы оценки качества и сертификации научно-методического, учебно-методического обеспечения, средств обучения, включая мультимедийные, и образовательных услуг для системы непрерывного педагогического образования;
– разработка системы мероприятий поддержки и развития профессиональных изданий в системе непрерывного педагогического образования.
Ожидаемые результаты
от реализации Программы
Реализация Программы развития системы непрерывного педагогического образования позволит обеспечить:
– достижение заданного качества педагогического образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений на рынке труда;
– совершенствование содержания педагогического образования, обеспечение преемственности на всех уровнях и ступенях, углубление его фундаментальности и усиление профессиональной направленности;
– подготовку педагогических кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, перехода к двенадцатилетнему общему среднему образованию, профилизации образования, углубления вариативности и индивидуализации образования, работы с одаренными детьми и детьми с недостатками в умственном и физическом развитии, работы с разновозрастными классными коллективами в сельских малокомплектных и малочисленных школах, расширения дистанционного образования;
– интенсификацию и индивидуализацию обучения, реализацию современных технологий обучения, в том числе и информационных, развитие у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля;
– развитие научно-исследовательской деятельности научных школ, научно-технической базы учреждений системы непрерывного педагогического образования, интеграцию науки и образования, реализацию инновационных проектов и программ;
– повышение качества и увеличение наименований изданий учебной, научной и методической литературы в области педагогического образования;
– восстановление и укрепление престижа педагогической профессии, усиление государственной и социальной поддержки работников и учащихся системы непрерывного педагогического образования;
– укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования;
– совершенствование системы подготовки и переподготовки работников сферы управления образованием, педагогических кадров учреждений образования;
– формирование общенационального независимого института оценки эффективности деятельности системы непрерывного педагогического образования;
– создание мониторинга качества педагогического образования, единого информационного пространства системы непрерывного педагогического образования;
– расширение многоканального финансирования образовательных и научно-исследовательских учреждений, обучающихся и работников системы непрерывного педагогического образования.
Комментарии