Традиционный конкурс «Поколение молодых» состоялся в Центральном округе. Опираясь на богатые традиции, конкурс профессионального мастерства молодых педагогов Центрального округа «Поколение будущего» не перестает развиваться. Отправной точкой для этого становятся новые требования и стандарты, проектирующие портрет не только ученика, но и педагога XXI века. Не менее важным оказывается запрос самих начинающих специалистов, которые приходят на «Поколение будущего», чтобы учиться, повышать уровень квалификации и осваивать новое образовательное пространство. Это именно те педагоги, которые живут под девизом, подсказанным когда-то М.Горьким, – учиться у всех, но не подражать никому.
Когда речь идет об опытных педагогах, естественным кажется их желание выступить с собственными наработками и предложениями. Больше вопросов, как правило, вызывают профессиональные испытания для начинающих специалистов. Что движет конкурсантами, которые лишь недавно окончили вуз или колледж? Конечно, есть мотивы, которые не зависят от возраста или опыта работы: желание соотнести свой уровень притязаний с реальными возможностями, систематизировать первые наработки и сопоставить их с достижениями коллег, стремление перевести знания в практические умения, выявить в процессе рефлексии проблемное поле своей деятельности, определить наиболее явные затруднения и пути их преодоления. Наконец, конкурсы профессионального мастерства позволяют ознакомиться с новыми педагогическими технологиями и в сжатые сроки овладеть некоторыми из них. Иначе говоря, мотивы участия могут быть самыми разнообразными: от доводов «мне надо это самому» до доводов «сказали записаться» или «пошел вместе с коллегой». Иногда значимыми оказываются мотивы не только достижения успеха, но и избегания неудач: «Иду, чтобы доказать себе, другим, что…»Все это, конечно, знакомо и начинающим специалистам. Вместе с тем важный стимул их участия в конкурсах – возможность познакомиться с коллегами-сверстниками, которые живут теми же интересами, что и большинство молодых педагогов. Нередко профессиональные испытания начинающих специалистов становятся основой для формирования сплоченного педагогического сообщества, что, например, доказывает конкурс «Поколение будущего», учрежденный восемь лет назад Управлением образования Центрального округа, Окружным методическим центром и Советом молодых педагогов ЦАО. Этот шаг стал ответом на запрос молодых специалистов, не имеющих достаточного опыта для участия во «взрослых» испытаниях.Наряду с задачами, которые ставит перед собой любое профессиональное состязание, конкурс молодых педагогов призван решать серию специфических задач:- закрепление на рабочих местах молодых специалистов; – создание условий для самореализации (раскрытия талантов) начинающих педагогических работников;- планирование траектории их профессионального развития;- осуществление и развитие молодежных инициатив; – формирование молодого профессионального сообщества, обладающего едиными положительными ценностными ориентирами; – привлечение внимания начинающих специалистов к актуальным вопросам современного образования и т. д. Комплексный анализ итогов конкурса и отдельных его этапов, соотношение поставленных задач с достигнутыми результатами позволяют выработать единую систему оценивания деятельности молодых педагогов, а также определить пути стимулирования труда начинающих специалистов в каждом отдельном случае. Важнейшая черта конкурса «Поколение будущего» – его направленность не столько на проверку уже имеющихся у педагогов знаний, сколько на приобщение конкурсантов к большому профессиональному сообществу, знакомство с традициями и особенностями окружной системы образования, наконец, на снятие напряженности и преодоление страха первых лет работы (хотя, конечно, конкурс – это всегда испытание). Другими словами, на молодежном конкурсе, где нет значительной дифференциации участников по возрасту, создается благоприятная мотивационная среда, которая способствует росту начинающих специалистов.Говоря о приобщении к педагогическому сообществу, стоит отметить, что в конкурсе «Поколение будущего» принимают участие педагогические работники различных специальностей: учителя-предметники, психологи, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования и работающие в образовательных учреждениях студенты, воспитатели групп продленного дня и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Выступая в различных номинациях, все эти участники с первого до последнего этапа идут вместе, что позволяет ознакомиться с особенностями той или иной специальности, обратиться за советом к коллегам, более компетентным в решении ряда вопросов. Конкурс «Поколение будущего», предназначенный для молодых специалистов, выполняет важнейшую функцию: он помогает начинающему педагогу найти собственную нишу в образовательной системе, адаптироваться к существующим условиям и войти в профессиональное сообщество. Один из самых удобных, быстрых и эффективных способов вовлечения конкурсантов в деятельность такого сообщества – знакомство участников с работой окружного общественного профессионального объединения – Совета молодых педагогов ЦАО. На протяжении всех испытаний начинающих педагогов сопровождают не только представители Центрального окружного управления образования, Окружного методического центра, высших учебных заведений, но и финалисты профессиональных конкурсов прошлых лет, а также активисты Совета молодых педагогов, большинство из которых сами прошли школу «Поколения будущего». Именно благодаря конкурсу каждый год в работу Совета включаются все больше начинающих специалистов, поскольку это дает еще одну возможность профессиональной самореализации. В свою очередь, члены жюри, представляющие Совет молодых педагогов, становятся наставниками для новых участников и сопровождают их в течение всех этапов. Так реализуется важнейшая функция конкурсного движения в молодежной среде: конкурс профессионального мастерства молодых педагогов ЦАО «Поколение будущего» имеет обучающий характер. При этом методическое, научное и организационное сопровождение участников (установочные встречи, мастер-классы, тренинги, консультации) осуществляется не только непосредственно во время профессиональных испытаний, но и в постконкурсный период, что способствует развитию потенциала каждого участника, помогает выявить возможные проблемы и найти пути их решения. Такое пролонгированное выстраивание работы позволяет рассматривать конкурс «Поколение будущего» лишь как отправную точку в определении индивидуальной траектории профессионального развития начинающего специалиста. Каждый этап конкурса строится в соответствии с логикой достижения конкретной цели. Уже на первой установочной встрече участники могут увидеть перспективы собственного развития, определить свои выигрышные и слабые стороны с точки зрения предложенных критериев оценивания. Именно на первой встрече возникает необходимость показать конкурсантам значимость и целесообразность участия в профессиональных испытаниях. Таким образом, для организаторов конкурса первоочередной задачей становится мотивация молодых педагогов на самоактуализацию.В рамках «Поколения будущего» проходят как традиционные, так и нестандартные этапы, разрабатываемые конкурсантами прошлых лет совместно с методистами Окружного методического центра. К традиционным испытаниям относятся самопрезентация, написание эссе на заданную тему, презентация проекта, занятие на незнакомой детской аудитории и финальный этап, который представляет собой задания, раскрывающие профессиональные, творческие и интеллектуальные способности конкурсантов. За последние несколько лет были сделаны важные шаги, направленные на модификацию конкурсных заданий с учетом тех требований, которые предъявляет к начинающим специалистам современное образование. Например, неотъемлемой частью «Поколения будущего» стал этап «Проектная деятельность». Представляя на суд жюри те задумки и идеи, которые иногда сложно воплотить на базе какого-то конкретного образовательного учреждения, конкурсанты 2012 года демонстрировали широту своего перспективного мышления, говорили о приоритетах в профессиональной деятельности, обнаруживали желание работать в команде. Важно отметить, что ежегодно разработки молодых педагогов получают поддержку действующих общественных организаций. Яркими и показательными на «Поколении будущего» стали такие задания, как «Занятие на незнакомой аудитории», проводимое на базе Центра образования №465, и «Занятие не по своему предмету». Если первое испытание традиционно для профессиональных конкурсов, то появление второго было вызвано необходимостью привлечь внимание начинающих специалистов к вопросу о многогранной подготовке современного педагога, о расширении сферы его компетенции. Как бы вышел из ситуации, например, учитель начальных классов, если бы ему вдруг пришлось вести урок физики в старшей школе? Какие технологии и приемы он посчитал бы наиболее целесообразными? Какую выбрал бы модель поведения? «Занятия не по своему предмету» позволили дать ответы на эти и многие другие вопросы. Есть еще один, не менее существенный момент: занятия показывают «лицо» конкурсанта, а значит, помогают членам жюри смоделировать линию педагогического поведения участника, получить более четкое представление об уровне его мастерства. Учитывая то, что в профессиональных конкурсах оцениваются не единомоментные достижения и неудачи начинающих педагогов, а системная работа в целом, на протяжении нескольких этапов – до и, возможно, даже после конкурса (ближайшая перспектива) – значимым становится оценка деятельности конкурсантов со стороны не только сменного, но и постоянного жюри: только так прослеживается динамика развития каждого участника и именно так возможно вывести конкурс на уровень обучающего.Естественно, в рамках «Поколения будущего» прошли не только индивидуальные состязания, но и этапы, предполагающие тесное взаимодействие участников. Например, финал, направленный на выявление не только профессиональных, но и личностных качеств конкурсантов, отличался разнообразием проводимых испытаний: были и творческие задания, и дискуссии, и «круглые столы», и решение нестандартных педагогических ситуаций. Этап оказался выстроен таким образом, что ответственность за организацию и проведение некоторых заданий брали на себя сами конкурсанты. Такой подход играет важную роль в определении лидерских и управленческих качеств участников.По итогам финала были определены победители конкурса «Поколение будущего-2012». Их имена прозвучали во время фестиваля творчества молодых педагогов ЦАО с одноименным названием. Уже доброй традицией стало проведение фестиваля в Московском городском Доме учителя, где, как и год назад, собрались активисты Совета молодых педагогов ЦАО, конкурсанты и их ученики, представители Центрального окружного управления образования и Окружного методического центра, студенты педагогических вузов и кураторы послевузовской подготовки, ветераны педагогического труда и представители префектуры Центрального округа, члены Московской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, а также территориальной организации профсоюза.Во время фестиваля начинающие специалисты системы образования ЦАО подвели итоги уходящего Года спорта и здорового образа жизни, а затем объявили задумки Совета молодых педагогов на текущий год – Год российской истории. Первой из них стал проект «Вижу (Вместе играем, живем, учимся)», который заключается в разработке и внедрении элементов игровой деятельности в жизнь ребят с особыми потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-мигрантов). Для социализации детей молодые педагоги уже провели спортивные, культурно-просветительские и воспитательные мероприятий. В 2012 году СМП ЦАО организует серию встреч, направленных на знакомство детей с забытыми национальными играми народов России, что особенно актуально в Год российской истории. О важности проекта «ВИЖУ» говорит уже то, что он стал победителем конкурса молодежных инициатив «Доброволец ЦАО-2011», перспективы его развития очевидны.Второй из представленных проектов – «Наше призвание» – стал результатом многолетнего плодотворного сотрудничества молодых педагогов ЦАО с окружным Советом ветеранов педагогического труда, а также со студентами педагогических вузов и колледжей столицы. На сегодняшний день проект, целью которого является поддержание и развитие традиций в сфере образования, предусматривает реализацию двух самостоятельных направлений: «Мы связаны незримой нитью» (создание интернет-ресурса, посвященного учителям-ветеранам, публикация статей о ветеранах педагогического труда, подготовка социальной рекламы, направленной на популяризацию профессии) и «Знаешь сам – научи другого!» (помощь учащимся ОУ ЦАО со стороны студентов педагогических вузов и колледжей, создание базы данных будущих педагогов, готовых принять участие в проекте). Немаловажно, что проект «Знаешь сам – научи другого!» также стал победителем конкурса «Доброволец ЦАО-2011», а это говорит не только о социальной направленности инициатив молодых педагогов ЦАО, но и о высоком потенциале предлагаемых ими проектов.Интересно предложение Совета провести в мае экскурсионный марафон «Центральный округ – округ учителей», который будет посвящен знакомству педагогов, их учеников, родителей и всех желающих с историей Москвы педагогической.Наконец, в 2012 году продолжится реализация проекта «Герои среди нас». Направленный на пропаганду примеров проявления мужества и героизма, бескорыстия и самоотверженности людей таких интересных профессий, как полицейские, пожарные, спасатели, этот проект будет заключаться в подготовке видеороликов о молодых героях и проведении дискуссионных клубов на современные и исторические темы.То, что наступивший год, – год больших ожиданий, подтвердили символические послания в будущее, написанные на свитках всеми участниками фестиваля. Самый ценный свиток, принадлежащий, конечно же, финалистам конкурса, был запечатан эмблемой Совета молодых педагогов ЦАО. Педагоги верят, что через несколько лет, а может быть, десятилетий, этот свиток откроют новые участники «Поколения будущего», чтобы узнать о том, чем жили их старшие коллеги – сегодняшние победители и призеры конкурса. К слову, об ожиданиях и надеждах финалистов 2012 года узнать можно уже сегодня: одним из этапов «Поколения будущего» стало написание эссе на тему, которую вот уже второй год подряд определяет «Учительская газета-Москва». На этот раз тема звучала именно так: «Чего я жду, на что надеюсь». Пройдя долгий соревновательный путь в несколько месяцев, 17 финалистов «Поколения будущего» приблизились к разгадке того, кто же из них будет объявлен лучшим. Победителями в специальных номинациях стали педагог-психолог детского сада №940 А.Жихар, учитель технологии и воспитатель группы продленного дня ЦО №1239 В.Захаревич, учитель-логопед школы №1270 Н.Крепосная, педагог дополнительного образования Дома детского творчества «Парк «Усадьба Трубецких в Хамовниках» А.Степанов и учитель английского языка школы №282 Д.Черноморская. Победителями же конкурса были признаны учитель русского языка и литературы школы №1871 Ю.Михалева, учитель начальных классов школы №1284 Е.Рожкова и учитель географии «Школы здоровья» №464 Д.Сковородкин.Закончился фестиваль творчества молодых педагогов ЦАО «Поколение будущего» в духе, отвечающем тематике наступившего года. Кто бы мог подумать, что торжественная церемония награждения победителей станет не финальной, а отправной точкой в череде ярких событий! Перейдя из концертного в Паркетный зал Дома учителя, участники фестиваля попали в эпоху Средневековья. И это не просто слова, молодых педагогов ЦАО ждал неожиданный подарок – мастер-класс по историческим танцам, который провел педагог дополнительного образования школы №123 В.Романов. Он не только научил педагогов, ставших учениками, делать на старинный манер поклоны и реверансы, познакомил участников фестиваля с особенностями придворного этикета, а также подтекстом старинных танцев, но и всего лишь за полчаса поставил настоящий бальный танец. 2012 год только вступил в свои права. Он, конечно же, принесет еще много сюрпризов и даст не одну возможность как молодым, так и опытным педагогам. Главное – уметь и успеть этими возможностями воспользоваться. Мария СКОВОРОДКИНА, учитель русского языка и литературы
Комментарии