Расположение школы в пойме реки Сетунь – уникальная возможность организации природной образовательной среды как ценного дополнения к традиционной классной системе обучения.
– Самое главное, что любой природный объект за пределами школы (лес, речка, городской парк или водоем) становится центром деятельности, которая обучает, развивает, наполняет смыслом жизнь детей и родителей, – говорит заместитель директора школы №97 Аида Фетуллаевна Раджабова. – Сегодня это особенно актуально.
Человек запоминает 50% того, что слышит и видит, и 80% того, что испытывает или делает.
В ходе урока на природе дети получают не только программные знания, они задействуют все когнитивные способности мозга, учатся работать в команде, преодолевают физические трудности, например дальние расстояния.
А долина реки Сетунь – самый большой природный заказник в черте города – 7 квадратных километров! Липы, березы, дубы, краснокнижные растения и птицы. Все то, что дети ассоциируют с живой природой, с тем, что нужно беречь и сохранять, находит отражение в рисунках. Ежегодный открытый конкурс изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Сохраним природу вместе» объединил ребят из многих школ Москвы.
Уроки на природе увеличивают количество спонтанных наблюдений. У ребят возникает множество вопросов по теме. Например, почему птицам не холодно в ледяной воде, сколько времени понадобится бобру, чтобы свалить дерево, чем отличается движение абсолютное от относительного и почему Пушкин так любил позднюю осень.
Чем больше положительных эмоций сопровождает освоение новых знаний и навыков, тем лучше усваивается школьный предмет, будь то биология, физика или история искусств. Наша основная задача – научить ребят мыслить шире, стремиться к новым знаниям и собственным открытиям. «Нужно только достаточно долго идти!» – как много смысла в простой детской книжке!
Произведения выдающегося математика, изобретателя и философа Льюиса Кэрролла непросто понять даже пятиклассникам: что ни фраза – то головоломка. Кто как не учитель поможет осмыслить это великое произведение?! После такого урока уже никто не скажет, что «Алиса в стране чудес» – это несерьезно.
И если для младших школьников уроки на природе – это начальный этап познания и способ научиться учиться, то для старших – актуальный образовательный ресурс с реальными взрослыми целями.
В 2019 году старшеклассники приняли участие в общественном экологическом движении против застройки поймы реки Сетунь. С серьезными проектами под руководством С.Н.Музыченко и к. т. н. А.А.Рихтера выступают ребята на научных конференциях «Использование данных дистанционного зондирования Земли из космоса для отбора и описания полигонов ТБО Московской области в программе GoogleEarth» (Данил Игнатьев, Артем Хомяков), «Моделирование освещенности внутри зданий с применением программы 3ds-max на примере здания школы» и «Построение и визуализация 3D-модели помещения в программе 3ds-max на примере школьной аудитории» (Андрей Елин). А сегодня совместная программа с НИИ «Аэрокосмос» позволяет отслеживать экологию мегаполиса.
– Нам очень важно сейчас воспитывать детей, не боящихся постоянных перемен, – считает педагог-психолог Ольга Витальевна Ермакова, – не боящихся получить плохую оценку или завалить экзамен. Кто не ошибался? Нет таких людей на планете. И наша задача сегодня не только дать знания ребенку, а сформировать когнитивно-гибкую личность, которая сумеет безболезненно адаптироваться и вовремя переключаться. Эффективны ли такие методы в образовании? Несомненно! Уже сейчас выпускники школы вместе со специалистами занимаются космическим мониторингом, публикуют свои первые статьи в научных изданиях, берут заслуженные 100 баллов на ЕГЭ.
А через 10 лет эти мальчишки и девчонки начнут сами учить, лечить, строить самолеты, станут политиками и президентами.
Какими они будут, таким будет этот мир.
Оксана ЛЕОНОВА, педагог-организатор школы №97
Комментарии