search
main
0

Учиться творить мир

Обществознание во многих школах преподается «академично», по учебникам, дающим теорию и целостную систему знаний об обществе, по устоявшимся традиционным методикам. Правда, учебников и учебных пособий по данному предмету выпускается немало, и картина преподавания учебных курсов обществоведения от школы к школе и особенно от региона к региону довольно разнообразная, но в целом предмет остается в «классических» формах.

Тем интереснее было встретить новое оригинальное учебное пособие, выпущенное к нынешнему учебному году в Санкт-Петербурге. Это «Обществознание. Социальная практика». Оно предназначено для 6-7-х классов основной общеобразовательной школы (автор – заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор Наталия Ильинична Элиасберг). Учебник «нарушил» привычное представление о пособии для общественных дисциплин. Он увлекает ребенка. Заставляет задуматься о многих жизненных проблемах и окружающей его жизни.

Необычность его прежде всего в том, что основу составляет не описание общей картины общества и управляющих им законов, а социальная практика, подготовка детей к их будущей социализации. Этот учебник дает лишь начала теории обществознания, которое школьники будут изучать в дальнейшем – в 8-9-х, 10-11-х классах.

Учебное пособие стало результатом десятилетней творческой работы петербургских педагогов, накопивших большой опыт гражданско-правового образования, создавших данный курс без учебника. Они начали эту работу еще в 90-х годах, когда особенно остро встал вопрос о социализирующей, гражданско-правовой и патриотической направленности преподавания в школе обществоведческих предметов. Надо было учить детей культуре поведения, уважению к старшим, братству и любви, толерантности, гражданскому самосознанию. Итогом этой длительной работы стал определивший в конкретных чертах курс обществознания и социальной практики.

Другая особенность нового учебника – необычность содержания. Темы учебного курса составляют гармоническое единство, их можно выстроить в линейку (называю их для краткости в сокращенном варианте): «Чудо жизни, счастье жизни, жизнь и здоровье человека под охраной здоровья», «Жизнь человека», «Естественное право на жизнь», «Мы все – разные», «Индивидуальные особенности людей», «Человек среди людей».

Проблема социализации личности взята по-философски широко, включая описание понятия ноосферы и человека как неотъемлемой части природы. Я имею в виду не загруженность пособия теоретическим материалом, а общее направление курса, и определяющее позицию учителя, и доступное пониманию учащимися.

Какими же словами можно доходчиво и красочно описать подобные сложные для детей понятия? Автор учебника находит их у Федора Абрамова, Александра Прокофьева, Виктора Астафьева, Бориса Васильева…

Два мира есть у человека?

Один, который нас творил,

Другой, который век от века

Творим по мере наших сил.

(Н.Заболоцкий)

О природе, о человеке и обществе многое сказали писатели, поэты, ученые. Привлечение в учебный материал текстов художественных произведений обогатило его и сделало не только увлекательным, но и более глубоким.

Еще одна особенность – подробное описание игр, тренингов, практикумов сопровождается инструкцией по их проведению, что обычно помещалось в методических пособиях для учителей. Потому учебник пригоден для самостоятельной работы, так же как и для совместной работы учеников и учителя. Работая в группах, участвуя в итоговых играх, тренингах, диалогах и дискуссиях, ребята получают необходимые знания и одновременно приобретают опыт общения, нормы поведения в обществе, умение выбирать и принимать необходимые решения проблем взаимных отношений, готовятся ориентироваться в будущей жизни. Весь курс носит деятельностный характер – его содержание направлено на организацию деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Подробно описывать структуру учебного пособия нет смысла – его надо держать в руках, читать и изучать. Четыре темы (они названы выше) содержат шесть модулей, каждый рассчитан на 10-12 уроков. Каждый модуль посвящен одной широкой теме. Педагог может сам выбрать модули для 6-х или 7-х классов в зависимости от своего подхода и отведенного в школьной программе учебного времени на данный курс. По структуре ни один урок не похож на другой: в них есть учебный материал, задания, в том числе домашние, а также интерактивные методы обучения: игры, сценарии, конкурсы, беседы и дискуссии. Не каждый урок заканчивается игрой, иногда – серьезным разговором. Потому что есть вопросы, которые нельзя обойти в обучении социальной практике, например, правонарушение и преступление, агрессивное поведение, национальная нетерпимость, хулиганство, наркотики… Каждая проблема – тема отдельного урока.

Обучение в данном случае преследует воспитательные цели: оно учит детей различать добро и зло, будит добрые чувства, помогает взрослению подростков. Такая задача ставится автором перед учебным пособием в целом, и реализуется она в конкретных уроках. Сценарный принцип построения урока, когда тема развивается последовательно, шаг за шагом, облегчает учителю работу с учениками, вовлеченными в познавательный процесс. А если дети увлечены, то занятие доставит радость и им, и педагогу.

Книга «Обществознание. Социальная практика» – хорошее пополнение учебно-методической литературы, предназначенной для гражданско-правового образования, она имеет конкретное граждановедческое направление, что делает это пособие привлекательным для учителей-граждановедов, правоведов и классных руководителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте