То, что реформа образования в России де-факто идет уже полным ходом, к этому мы все как-то незаметно для самих себя привыкли (смирились?). И все-таки самые уж твердолобые фомы неверующие продолжают и продолжают смущать мировой эфир своими нарочито риторическими вопросами: каковы цели реформы? Будут ли нынешние школьники в результате этой самой реформы лучше знать русский язык, математику, литературу, физику и проч.? Почему изменение системы финансирования образования должно обязательно сопровождаться снижением качества образования (о чем неоднократно, например, заявляли ведущие ученые России)? Кто конкретно будет отвечать (и как?) в случае неудачи реформы?
Внятных ответов на все эти и многие другие вопросы, как ни странно, нет. Нам просто неожиданно в один прекрасный момент сообщили, что это, мол, вовсе и никакая не реформа, а всего-навсего модернизация образования. Отрывочные сведения из Минобразования РФ, бодрые интервью и статьи реформаторов-модернизаторов посвящены в основном ответу на вопрос КАК, но не на вопрос ЗАЧЕМ? Оно и понятно: в России процесс всегда был и остается важнее результата. Случай с реформой образования в этом смысле не исключение.
А между тем в недрах реформаторских мозгов процесс принимает, по всей видимости, необратимый характер. Это немедленно отражается и, так сказать, на твердых носителях, то есть в различного рода документах. Вот как это может выглядеть.
Из абсолютно надежных источников нам стали известны некоторые подробности так называемого плана модернизации образования (проект 2001 года). Сразу надо оговориться, что это некий рабочий документ, официально еще никак не утвержденный; но представление о направлении мыслительного процесса реформаторов он дает вполне отчетливое. Итак…
Основными целями образования объявляются “воспитание самостоятельности, правовой культуры, умения сотрудничать и общаться с другими, толерантности, знания экономики, права, менеджмента, социологии и политологии, владения иностранным языком”.
Вы заметили – никакие науки в “цели образования” не включены. Это и неудивительно, ведь основными средствами для достижения этих целей объявляются “разгрузка общеобразовательного ядра”, “отказ от сциентистского (то есть научного. – А.В.) и предметоцентристского подходов”, “существенное сокращение объема образования”.
Систему оценки следует изменить, “предусмотрев безотметочную систему обучения”, “оценивать не учеников, а коллективы”, “отказаться от учебных предметов”, “отказ от требовательности средней школы по отношению к начальной”, “переход к объективизации процедур оценки с учетом международного опыта” (по-видимому, речь идет о тотальном внедрении тестовой системы вместо экзаменов. – А.В.), отказ “от рассмотрения обязательного минимума содержания образования”.
В средней школе в неделю должно быть: три часа русского языка, три часа математики, три – иностранного языка, три – обществоведения, три – естествознания.
Вот такая программа, отменяющая “тупиковый предметно-ориентированный подход” и позволяющая задействовать “включение дополнительных модулей”, а именно – “гуманизацию и гуманитаризацию”, “отражение культуры местных народов”, “интеграцию представлений о мире”, “сокращение домашней работы”, “дифференциацию”, “обучение коммуникативной технологии и информатике”, “использование общих теорий обучения”.
Можно долго и изощренно заниматься рефлексией по поводу приведенных выше цитат. Я обратил внимание на одну деталь: среди основных целей составители этого плана модернизации образования наравне с воспитанием толерантности оставили и знания по экономике. Это уже буквально по Фрейду: прорыв в подсознательное (или прорыв подсознательного). Ведь хорошо известно, что вдохновители и основные локомотивы реформы образования – некоторые представители так называемой экономической науки. Экономисты, изгоняющие математику и литературу из школ, действительно способны мыслить разве что на уровне “использования общих теорий обучения”.
“По сути, планируется полное уничтожение российского образования, низведение его ниже уровня церковно-приходской школы, – прокомментировал ситуацию Игорь Шарыгин, заведующий лабораторией “Геометрия” Московского центра непрерывного математического образования, член исполкома Международной комиссии по математическому образованию. – А население (именно население) России должно заниматься обслуживанием сырьевого комплекса. И немного уметь объясняться по-английски. Раб должен знать язык господина”.
Андрей ВАГАНОВ
Комментарии