Сегодня случайно взяла с книжной полки давно забытую книгу Л.Н.Толстого «Педагогические сочинения» (издательство «Педагогика», 1983 г.).
Не отрываясь, читала, подчеркивала то ручкой, то карандашом интересные для меня высказывания великого русского писателя, мыслителя, публициста, много лет и сил отдавшего школе, детям, педагогике. В этих статьях Л.Н.Толстой выступает как новатор решения проблем воспитания и обучения.Его волновали те же проблемы – как научить ребенка учиться с удовольствием.«Ежели в моих мыслях о народном образовании найдется хоть малая доля истины, которая войдет в сознание человечности и послужит основанием дальнейшему развитию новых, сообразных времени идей образования, я, не увлекаясь самолюбием, знаю, что большей доле того, что я сделаю, буду обязан не своей личности, но тому обществу, в котором я должен был действовать».Продолжаю читать, сопереживать, удивляться и восхищаться коллегой, педагогом, учителем…Первый период педагогической деятельности (1859-1962) Л.Н.Толстой назвал периодом «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом».«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». (Ух, такие длинные предложения, но глубокие, со смыслом!)«Общие замечания для учителя» – Л.Н.Толстой.Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. А для этого нужно:а) чтобы то, чему учат, было понятно и занимательно. Избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять; не говорите, что он знает хуже, а иногда и лучше учителя;б) ученик не должен стыдиться учителя или товарищей;в) очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т. е. за непонимание;г) ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешним влиянием;д) чтобы ум не утомлялся. Чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком легок и не слишком труден».То, о чем я прочитала, было не ново и не старо. Удивило то, что Л.Н.Толстой, не будучи профессиональным педагогом, искал пути подхода к обучению и воспитанию так же, как ищем мы. Но ведь прошло более 150 лет, значит, этот процесс бесконечен: нет ничего постоянного, все меняется, развивается и… возвращается.P.S. Воспоминания о Л.Н.Толстом его сына, Л.Л. Толстого, читайте на стр. 22.Валентина СОКОЛОВА, директор школы «Чаша», Обнинск, Калужская область
Комментарии