Гатчина – интересная точка на карте Ленинградской области. Ее тихие и уютные улочки помнят шаги многих известных представителей культуры и искусства. В их числе Александр Иванович Куприн. Много лет писатель мечтал о «домике в деревне», и его мечтам суждено было сбыться в маленьком уездном городке Гатчине, где он купил домик, ласково назвав его зеленым. Здесь Куприн прожил 8 лет и именно отсюда уехал в вынужденную эмиграцию.
Узнать любопытные детали жизни литературного классика, а также ознакомиться с педагогическими практиками молодых учителей можно было на форуме «Культурный код педагога будущего-2», посвященном Куприну.
Организаторами культурно-образовательного события стали Совет молодых педагогов Гатчинского района и районная организация Общероссийского Профсоюза образования.
Как рассказал учитель русского языка и литературы Елизаветинской школы, председатель Совета молодых педагогов Гатчинского района, победитель областного конкурса «Педагогические надежды»-2017 Михаил Солонников, «Культурный код педагога будущего» – это уже второй форум, который состоялся благодаря сотрудничеству педагогического сообщества и учреждения культуры при активной поддержке профсоюза.
– Первый форум был посвящен 200‑летию Константина Ушинского. Великий педагог и мыслитель работал в Гатчинском сиротском институте, поэтому закономерно, что Год педагога и наставника мы открыли этим мероприятием. И также логично родилась идея впредь объединять культурологическую составляющую и образовательные педагогические практики, опыт, связанный с разного рода технологиям и методами преподавания. Я убежден, что культура имеет огромный воспитательный потенциал, лично мне близка мысль Владимира Ивановича Даля о том, что воспитатель должен быть тем, кем он хочет видеть своего воспитанника. Поэтому образованный, культурно просвещенный педагог – это в первую очередь образованный и культурно просвещенный ученик, ведь ученик является отражением учителя.
Михаил Солонников уточнил, что второй форум «Культурный код педагога будущего» посвящен Куприну не случайно. Во-первых, грядет 150‑летие со дня рождения знаменитого литератора, а во-вторых, мероприятие состоялось в Центральной городской библиотеке имени А.И.Куприна, которой исполняется 125 лет, и 65 лет из них библиотека носит имя классика. Поэтому открыл форум рассказ о гатчинском периоде жизни Куприна. Например, заведующая методико-библиографическим отделом библиотеки Наталья Юронен заметила, что присутствие писателя повлияло на облик города. У него в гостях в зеленом домике бывали Корней Чуковский, Алексей Толстой, Максим Горький, Федор Шаляпин. Многие гатчинцы стали прототипами героев его рассказов. К примеру, образ отца Олимпия из рассказа «Анафема» списан с протодьякона гатчинского собора Амвросия. Да и сам город неоднократно выступал в роли главного персонажа литературных произведений.
О творчестве Куприна говорили и в образовательной части форума. Так, Михаил Солонников на своем мастер-классе «Куприн и Бетховен, или Как мы читаем «Гранатовый браслет» показал, что мотивировать читать произведения классика можно, применяя интересные приемы. Например, забрасывая «крючок». Тот же «Гранатовый браслет» имеет необычный эпиграф – название музыкального произведения. И если попытаться вместе с учениками проникнуть в эту тайну, то появляются новые смысловые линии повести, читается она уже иначе.
Учитель начальных классов гатчинской школы №7, член Совета молодых педагогов Гатчинского района, призер муниципального конкурса «Учитель года»-2023 Ольга Никандрова предложила коллегам ознакомиться с опытом развития креативного мышления в начальной школе. Для своей фокус-группы педагог подготовила целый ряд заданий, требующих ассоциативного мышления, умения решать головоломки, рисовать иллюстрации и придумывать инсценировки. Также Ольга Никандрова продемонстрировала, как с помощью техники «друдлы» можно заставить фантазировать весь класс. Важно учиться видеть необычное в привычном, считает педагог. Для детей это естественное состояние, а вот взрослым полезно чаще вспоминать о нем.
В свою очередь учитель начальных классов школы имени императора Александра III, член Совета молодых педагогов Гатчинского района Анастасия Задойко рассказала о том, что для речевого развития младших школьников можно использовать технологию синквейна – создания стихотворного пятистрочия по определенной схеме. Это позволяет научиться выделять главную мысль в тексте, развивает речевые навыки, обогащает словарный запас.
Не менее интересной, а главное – заставляющей задуматься была лекция доктора психологических наук, доцента кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Романа Демьянчука. В частности, он заострил внимание на особенностях современных детей. Сейчас главная характеристика поколения – все дети очень разные. Глобально изменились условия воспитания. Если раньше на ребенка влиял малый социум, то сегодня его воспитатель – неограниченное информационное пространство. Оно создает широкую картину взглядов, мира, но в то же время нарушает, стирает ориентиры. Глобальное инфопространство, увы, системно не воспитывает, потому что важно ведь не то, что ребенок прочитал или посмотрел, а то, что он вынес из этого. Полученная им информация может трактоваться по-разному, но часто рядом с ребенком нет того значимого взрослого, который помог бы разобраться, ответить на сложный вопрос.
Исследования ученых, проведенные в период 1980-2011 годов, выявили, что современный ребенок имеет трудности в переработке информации и ее последующем использовании. У него наблюдаются недоразвитие мотивационно-потребностной сферы, снижение любознательности и воображения, социальной компетентности, ухудшение тонкой моторики, дефицит произвольности. Однако, несмотря на разность, всех современных детей роднят две глубокие проблемы: поиска смысла и одиночества. Дети задаются вопросом: в чем смысл жизни и почему нет человека, которому можно доверять, почему нет друга? Результаты исследований также показали, что даже при доминирующей позиции инфопространства современные дети на первое место по значимости ставят семью, а на второе место школу. То есть за советом ребенок готов идти к учителю, и это обстоятельство нужно учитывать каждому педагогу.
Подводя итоги, главный специалист аппарата Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского Профсоюза образования Сергей Вьюнков заметил, что плодотворное общение педагогической молодежи с коллегами, известными учеными, культурологами стало хорошей традицией. Форумы, инициированные и проведенные районными советами молодых педагогов при поддержке профсоюза, уже состоялись в городах Сланцы и Сосновый Бор. И впору считать, что Ленинградская область может примерить на себя статус столицы молодежного педагогического движения, в рамках которого реализуется важная потребность учителя – постоянно учиться.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, фото автора. Ленинградская область
Комментарии