Если в Татарстане визитной карточкой в сфере образования является программа по оздоровлению школьников, в Самарской области – нормативное финансирование, то в Саратовской – вертикальная и горизонтальная интеграция образовательных учреждений. И на прошедшем педсовете, что самое удивительное, работала секция “Высшее профессиональное образование”.
Удивительно здесь то, что вузы, несмотря на федеральное подчинение, работают с областной властью, школами, училищами и техникумами в одном образовательном пространстве. Ректор Саратовского госуниверситета и он же председатель совета ректоров вузов Сергей Трубецков в рекомендациях педсовету кратко, но всеобъемлюще наметил перспективы развития в начале будущего века высшей школы и интегрирующихся с нею по вертикали образовательных учреждений с учетом экономических потребностей региона.
Главный вывод: на основе интеграции профессионального образования при государственных вузах будут создаваться профильные региональные учебные округа, объединяющие образовательные учреждения разного уровня: школы, гимназии, лицеи, профучилища, колледжи, учреждения дополнительного образования. Получит дальнейшее развитие межвузовская кооперация как основа создания единого комплекса подготовки и переподготовки кадров.
Не менее интригующе прозвучала идея из уст Геннадия Утенкова, заместителя главы Балаковского района, который поведал, что планируется объединить в одну организационно-финансовую структуру детский сад, школу и колледж. Вот так! Девиз “Учиться раньше, чем ходить” – в действии. Эта оригинальная идея возникла тогда, когда управленцы увидели, что мало стыкуются друг с другом учреждения образования с предприятиями. Тогда-то и создали Центр непрерывного профессионального образования, чтобы осуществлять патронаж своих подопечных с детского сада до окончания вуза, помогая социально и психологически стать им на ноги. В этой системе для отработки методики задействованы 2 ДОУ, 2 школы, лицей, техникум и 2 вуза.
“Мы избавляемся от мифа, что советское, а ныне российское образование самое качественное и универсальное в мире. И, начиная критически к нему относиться, видим точки роста, а значит, мы непременно вырастем”,- так подвела итоги работы секции “Основное и среднее общее образование” Анна Владимирова, заведующая кафедрой управления образованием и развития образовательных систем Саратовского ИПКРО.
Анна Владимирова предложила использовать возможности своего собственного “болота” – то есть ареала проживания. Действительно, почему в Москве есть программа “Столичный учебник”, а в Саратове такой нет, хотя мощная база есть? Пора создавать вспомогательные структуры – муниципальные автотранспортные предприятия, которые бы избавили директоров школ от не свойственных им забот о содержании школьных автобусов. Почему бы не открыть областное предприятие по производству учебно-наглядных пособий?
Губернатора Дмитрия Аяцкова на августовском педсовете не было. У него отпуск. Говорят, редкий случай, чтобы он пропустил сколько-нибудь заметное событие или мероприятие, связанное с детьми и педагогами. Как отметил в беседе со мной министр образования Саратовской области Сергей Суворов, губернатор ставит задачи, требует их исполнения, но и помогает.
Он возглавил областной родительский комитет. Он лично курирует детский дом семейного типа N 2.
А победителю областного конкурса “Учитель года” Анатолию Пименову Аяцков дал квартиру. И золотых медалистов два года подряд отправляет на две недели на Золотые пески Болгарии. В прошлом году их было 169, а в нынешнем – 211. Этим летом губернатор поощрил путевками и 52 учителя этих успешных детей.
Скептики, правда, недоумевают, зачем, мол, при нашей бедности такие царские подарки. Аяцков не оправдывается, хитро улыбается и с гордостью заявляет гостям из центра: “У меня золотые медалисты на персональном учете”. Потому, будучи летом в Болгарии, он заехал к своим питомцам и вручил им знаки “Надежда губернии”. А надежда губернии создала под губернаторским крылом клуб золотых медалистов. Если клуб открывают, значит, это кому-то нужно. Наверняка не одному губернатору…
Галина СЮНЬКОВА
Саратов
Комментарии