В конце 2004 года министр образования и науки РФ утвердил план мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 годы. О том, что может сделать педагогический вуз, чтобы приблизить российскую модель к европейской, размышляет проректор по учебной работе Московского педагогического государственного университета Илья ВАЩЕНКО.
Позицию нашего вуза по включению в реализацию Болонского процесса высказал в прошлом году на совещании ректоров университетов и Российской академии образования ректор МПГУ Виктор Леонидович Матросов: «Вряд ли кто-либо возражает против сближения с Европой. Речь идет о направлении и темпах процессов интеграции. Здесь не должно быть поспешности, радикальных подходов, слепого копирования чужого опыта». Педагогические вузы готовят педагогов для школ, а школьное образование всегда отличалось и отличается особенной неторопливой вдумчивостью в подходе ко всякого рода инновациям.
Однако именно педагогические вузы должны прокладывать дорогу к европейскому образовательному содружеству, потому что им предстоит формировать новую модель отечественной школы.
В нашем университете в этом направлении сделаны первые, но очень значительные шаги. Так, при сохранении специалитета успешно развивается двухуровневая система – бакалавриат и магистратура, ведется эксперимент по системе зачетных единиц, внедряется балльно-рейтинговая система. Но если двухуровневая система разрабатывается и внедряется уже в течение нескольких лет, то зачетная и балльно-рейтинговая для нас внове. Самое главное, что они требуют кардинального изменения в организации учебного процесса.
Что такое рейтинговая система? Это определенное ранжирование студентов по итогам освоения того или иного предмета. Иногда рейтинг называют еще и накопленной отметкой как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения. Регулярное определение рейтинга позволяет осуществлять не только контроль знаний, но и более строгий их учет. Обычно рейтинговая система контроля и учета знаний применяется совместно с блочно-модульным обучением.
В нашем университете уже накоплен опыт внедрения рейтинговой системы на химическом, биологическом и других факультетах. В конце 2002-2003 учебного года был проведен опрос студентов, и 90% высказались за внедрение рейтинговой системы, хорошо сочетающейся с лекционной, семинарской или блочно-модульной системой обучения. Регулярное анкетирование студентов позволило выяснить, что 60% участвовавших в рейтинговании и получавших экзаменационные оценки «автоматом» считают так: поэтапная сдача материала развивает долговременную память, заставляет работать систематически, уделять много времени самостоятельной работе, а 71% опрошенных считает, что рейтинговая система облегчает им работу. Используемый блочно-модульный учебный план при этом предполагает разбиение каждой дисциплины на модули, интеграцию модулей в блоки на соответствующем уровне ее изучения – пропедевтическом, общетеоретическом, профессиональном, с учетом необходимых межпредметных связей. Каждая дисциплина учебного плана должна быть разделена на модули – логически завершенные самостоятельные части, предполагающие входной и выходной контроль, но дисциплина может быть представлена и одним модулем. Входной и выходной контроль обеспечивает диагностику готовности и диагностику уровня обученности студентов при прохождении каждого модуля. Как показывают исследования российских и зарубежных специалистов, блочно-модульная форма организации образовательного процесса позволяет более тонко учесть межпредметные связи, активизировать и упорядочить самостоятельную работу студентов, своевременно осуществлять диагностику уровня знаний обучающихся на всех этапах обучения, а также обеспечить студентам возможность выбора индивидуальной траектории. С другой стороны, блочно-модульная форма организации образовательного процесса полностью согласуется с процессным подходом, что дает возможность вузу разрабатывать и внедрять систему управления качеством на основе международных стандартов качества ISO 9000, в том числе с использованием зачетных единиц.
Система зачетных единиц – механизм, позволяющий оценить в условных единицах измерения объем полученных знаний, умений и навыков исходя из средней трудоемкости их получения при традиционной педагогической технологии очного обучения (лекции, семинары, практикумы, самостоятельная работа, промежуточный и итоговый контроль). При этом процесс ведения зачетных единиц не сводится к механической замене академического часа на эту единицу как меру измерения трудозатрат, а предполагает существенное изменение организации учебного процесса и определенную реструктуризацию его содержания. То есть введение зачетных единиц предполагает большую перестройку, суть которой – деление образовательной программы на 36-часовые блоки-модули, реструктуризация содержания программ учебных дисциплин, разработка инструментальных средств для каждого сформированного модуля, переход на блочно-модульную структуру образовательных программ, построение индивидуальных образовательных траекторий получения образования, изменение структуры учебных планов по принципу деления дисциплин на группы (А, Б, В), изменение организации образовательного процесса, в частности формирование учебных потоков, расчета нагрузки и штатов профессорско-преподавательского состава, новая система и форма документов о полученном образовании.
Учитывая принятую продолжительность периода теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик и дипломного проектирования по специальностям, равную 213 неделям, и используя рекомендации Минобрнауки РФ, можно рассчитать, что максимальная трудоемкость учебных планов за весь период обучения составляет 320 зачетных единиц, то есть в год в среднем 64 единицы на все виды учебной деятельности студентов, включая факультативы и самостоятельную работу. Но проведенные расчеты по действующим в нашем университете учебным планам выявили существенную неритмичность учебной работы студентов: на втором и третьем курсах объем их работы достигает 80 единиц и более. Кстати, в этом мы увидели причины низкой успеваемости именно на этих курсах.
Для нас введение зачетных единиц сделало реальным введение индивидуальных образовательных траекторий и переход к системе непрерывного образования. При этом успешно решаются вопросы академической мобильности, предоставления студенту свободы выбора своей образовательной траектории при поддержке академических консультантов, содействующих им в этой работе, стимулирования освоения информационно-компьютерных технологий. Что главным образом меняется в вузе? Отношение студента к своей учебе. Мы разделяем рабочий учебный план на три группы дисциплин: обязательных и изучаемых строго последовательно по времени, изучаемых обязательно, но не последовательно, и наконец, изучаемых студентами по своему выбору. Вторая и третья группа дисциплин создают предпосылки для так называемой нелинейной организации учебного процесса, принципиально отличающейся от ныне действующей в вузах России. Кроме дисциплин, студент, выбирающий индивидуальный план обучения, теперь сможет выбирать и преподавателей. В соответствии с этим меняется и порядок формирования учебных групп: если на данную дисциплину записалось число студентов меньше минимально установленного, дисциплина не открывается, и студент должен внести изменения в свои индивидуальные планы. Если, наоборот, студентов записалось больше максимально установленного, то университет может открыть вторую группу или даже второй поток, причем в эту группу или в этот поток могут попасть студенты разных курсов. Еще одно возможное новшество: студент должен освоить в год не меньше 60 зачетных единиц. Он может при условии успешного выполнения рабочего учебного плана набрать и большее их количество, в этом случае срок его обучения в вузе может быть сокращен.
Таким образом, реализация положений Болонской декларации помогает нам находить скрытые резервы и делать обучение будущих педагогов более современным и мобильным. В этом ряду стоят разработка и внедрение в учебный процесс новых информационных технологий, в частности дистанционных образовательных программ, а также создание учебно-методических комплексов на электронных носителях. В августе 2005 года вступил в силу приказ Минобрнауки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий», и теперь мы можем предоставить обучение тем, кто не может по состоянию здоровья или из-за проживания в отдаленной местности учиться в вузе даже заочно, тем, кто хочет получить второе высшее образование или повысить свою квалификацию. Причем согласно приказу министра Андрея Фурсенко от 1 июня 2005 года, в рамках федеральной целевой программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в странах – участницах СНГ у нас появляется возможность подготовки и повышения квалификации педагогических работников учреждений образования СНГ с использованием дистанционных образовательных программ на русском языке. Разработка и внедрение в учебный процесс образовательных программ по дистанционной образовательной технологии будет осуществляться преподавателями нашего университета в содружестве с преподавателями Современной гуманитарной академии на их материально-технической базе. Договор о сотрудничестве мы уже подписали. Кроме того, МПГУ рассматривает возможность разработки совместных магистерских программ с университетами Великобритании. Такое содружество позволит студентам после окончания магистратуры иметь дипломы магистра МПГУ и английского вуза. В дальнейшем, по мере развития Болонского процесса и повышения студенческой мобильности, видимо, появится возможность получения таких двойных дипломов в результате реализации таких совместных программ с высшими учебными заведениями Германии, Франции и других европейских стран.
Комментарии