Новый учебный год в Алтайском крайкоме Профсоюза работников народного образования и науки РФ начался со стажировки профлидеров, впервые избранных на свой пост. В течение четырех дней азы профсоюзной работы постигали тридцать семь человек из Косихинского, Первомайского, Калманского, Тальменского, Усть-Пристанского, Алтайского, Хабарского, Мамонтовского, Заринского районов, Новоалтайска и Ярового, Бийского и Славгородского педколледжей, Барнаульского торгово-экономического колледжа. Подобные стажировки для новичков стали традиционными, но если раньше занятия проводились только с председателями районных и городских организаций, то сегодня акцент сделали на первичном звене. Ведь именно от лидеров первичек зависят уровень профчленства, информированность педагогических коллективов о деятельности профсоюза и вся профсоюзная работа в целом.
Обучающая программа охватывала все направления и аспекты профсоюзной деятельности – от ее организационных основ до контроля за соблюдением трудового законодательства. Особое внимание уделялось вопросам оплаты труда, социальному партнерству и коллективному договору как средству правового регулирования трудовых отношений.Серьезный деловой настрой коллегам задал в своем приветственном слове председатель краевой организации профсоюза Юрий Абдуллаев. Он рассказал о том, что делается профсоюзной стороной для улучшения социального положения работников образования, обозначил основные направления работы крайкома профсоюза и актуальные проблемы, связанные с оплатой труда, которые необходимо решать.Заместитель председателя краевого комитета Светлана Иванищева ознакомила собравшихся со структурой Общероссийского профсоюза образования, умело организовала работу с уставом, обобщила содержание организационной деятельности профсоюза, выделив ее основные направления. Вновь избранные лидеры узнали о трех китах профсоюзной работы: численность, финансы, информация.Как эффективно защищать трудовые права и законные интересы работников? Как выстроить партнерские отношения с представителями муниципальных органов власти и руководителями образовательных учреждений? Ответы на эти и многие другие «как» профсоюзные лидеры сполна получили на семинаре.Заместитель председателя крайкома профсоюза по правовой работе Наталья Лысикова ознакомила слушателей с изменениями трудового законодательства, раскрыла тонкости использования районных и городских соглашений в целях максимальной защиты социально-трудовых прав работников образования. Подробно прокомментировала и разъяснила статьи Трудового кодекса РФ, касающиеся коллективного договора: содержание и структура, порядок разработки и заключение, внесение изменений и дополнений, контроль выполнения. Особое внимание обратила на необходимость соблюдения процедуры регистрации колдоговора и соглашения.Социальное партнерство – путь к гармоничным трудовым отношениям. Об этом говорила ветеран профсоюзного движения, председатель Тальменской районной организации профсоюза Татьяна Огнева: «Мы все зависим друг от друга. И те, кто «наверху», и те, кто находится «ниже», связаны между собой трудовыми отношениями и не могут обходиться друг без друга, хотя в руках одних (работодателей) – власть, в руках других (работников) – умение и желание работать. Поэтому мы должны рассматривать социальное партнерство и как систему взаимоотношений, и как способ мирного, цивилизованного регулирования многочисленных проблем нашей отрасли. Оно помогает находить компромиссы, сближать интересы сторон трудовых отношений, достигать согласия. А это на пользу не только профсоюзу, но и всем работникам образования».Выступление заведующей общим отделом крайкома профсоюза Анны Пензиной было посвящено взаимодействию районных, городских и первичных профорганизаций с аппаратом краевого комитета.Заместитель председателя крайкома профсоюза по вопросам труда, заработной платы и финансовой работе Валентина Мерзлякова не только осветила финансовую деятельность профорганизации, ведение бухгалтерии, учет первичных документов, порядок проведения и оформления результатов ревизии, но и остановилась на типичных ошибках, которые подстерегают новичков. В том, что знаний профлидерам не хватает, многие убедились, когда вместе с ней стали разбирать содержание локальных нормативных актов, на основании которых рассчитывается зарплата работников образования.Как профком может влиять на этот процесс? «Следить за справедливым распределением нагрузки, стимулирующих выплат, – поясняет Юрий Абдуллаев. – Не секрет, возможны злоупотребления и несправедливые решения администрации образовательного учреждения. Это бывает в тех случаях, когда профком не стоит на страже интересов своих коллег. И даже если положение о доплатах составлено с учетом мнения профсоюзной стороны, не следует успокаиваться – вопросы и недопонимание могут появляться вновь, а с ними и недовольство. Чтобы не допустить несправедливости по отношению к работникам, необходимы постоянный контроль и участие председателя профорганизации».Профсоюзная работа имеет свои особенности, традиции и правила, без знания которых невозможно эффективно организовать свою деятельность, решать текущие задачи. А профсоюзные лидеры имеют обязанности. Одна из наиважнейших – обеспечить членам профсоюза (и не только им) право на получение объективной, актуальной и регулярной информации. Цена «информационного вопроса» высока – сохранение численности и привлечение коллег в наши ряды, а по большому счету – будущее профсоюзного движения.Как выстроить эффективную систему информирования? На семинаре профлидеры совместно разработали пошаговый алгоритм действий. Прежде всего необходимо пересмотреть свое отношение к информационной работе, выделить ее в самостоятельное направление, разработать программы, назначить ответственных, вооружить их теоретическими знаниями. Информационная работа – затратная сфера деятельности, для получения от нее реального эффекта требуется адекватное финансирование. Она не замыкается только на профсоюзном стенде. Буклеты, листовки, плакаты, информационные бюллетени, методические пособия и другие бумажные носители – на уровне первички именно они являются основным средством информирования работников. Важно не забывать и про электронные каналы общения. Приучить себя начинать рабочий день с сайта Центрального совета профсоюза.Одна из участниц семинара задала вопрос о правильности начисления ей заработной платы, поскольку вразумительный ответ от работодателя получить не смогла. А если бы она не попала на учебу, так и не узнала бы, что неправильно платят? Почему вовремя не обратилась к специалисту крайкома профсоюза, не задала вопрос председателю районной организации?Торжественным моментом учебного процесса стало вручение вновь избранным председателям районных и городских организаций профсоюзных значков. В напутственном слове Юрий Абдуллаев пожелал новичкам открыть для себя перспективы профсоюзной работы, а специалисты крайкома пообещали ликвидировать дефицит профессиональных знаний у лидеров профорганизаций. В планах – разработать долговременную программу обучения, которая будет включать семинары не только для профактива, но и для работодателей; наладить выход на студенческую аудиторию и курсы повышения квалификации руководящих и педагогических работников, проводимые АКИПКРО; создать сайт Алтайской краевой организации профсоюза и расширить контакты в Интернете.МнениеНаталья ВОЛЖИНА, председатель Яровой городской организации профсоюза:- Семинар, организованный специалистами крайкома профсоюза, оказался весьма плодотворным. Он позволил детально обсудить актуальные проблемы, связанные с оплатой труда. Для меня стало открытием такое понятие, как цена коллективного договора и соглашения. Поняла, как надо использовать для мотивации профчленства экономическую эффективность правозащитной работы. На конкретных примерах и цифрах легче убеждать коллег вступить в профорганизацию. Моя задача – найти аргументы и на деле доказать привлекательность профсоюза.Светлана ВАЛОВАЯ, председатель Заринской районной организации профсоюза:- Только здесь я осознала значимость информационной работы. Ведь порой наши коллеги вопросом «Что делает профсоюз и зачем он нужен?» ставят нас в положение защищающегося. Конечно, мы не должны нападать, мы должны опережать: просвещать, информировать, мотивировать, создавать положительный имидж профсоюза. Я поняла, что просто «вытолкнуть» информацию недостаточно, надо обязательно достигнуть обратной связи. Нам нужно, чтобы человек вступил в профсоюз, чтобы действовал вместе с нами, был солидарен. Добиться этого нелегко, но любая работа с чего-то начинается, было бы желание!Знания – это всегда сила. Сегодня, чтобы эффективно работать в профсоюзе, защищать права коллег и представлять их интересы, нужно много знать и многое уметь, а значит, нужно постоянно учиться.Елена ИВАНОВСКАЯ, заместитель председателя Алтайской краевой организации профсоюза по информационной работе
Комментарии