Один из вариантов инклюзивного образования – школы надомного обучения, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться в среде общеобразовательного учреждения.
Школа надомного обучения (ШНО) призвана удовлетворить образовательные потребности таких детей, как общие со здоровыми сверстниками, так и особые образовательные, специфичные для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому в ШНО предлагают различные формы организации обучения. Это и традиционная классно-урочная система (не более 12 человек в классе), и групповая (2-4 учащихся в группе), и индивидуальная. Если ребенок по состоянию здоровья не может посещать школу, ему определяют индивидуальное обучение на дому. Основная заслуга школ надомного обучения в том, что они создают условия для очного обучения детей с ограниченными возможностями в стенах образовательного учреждения и решают в том числе и проблему социализации этих детей.Но конечно, образовательный процесс в ШНО имеет свои особенности, например, возникает проблема длительных пропусков занятий, когда во время обострения заболевания дети не могут посещать школу. Технологии дистанционного обучения позволяют решить эту проблему и более эффективно организовать образовательный процесс в ШНО.На базе ШНО №1673 «Поддержка» в сотрудничестве с МПГУ организована экспериментальная работа, связанная с использованием дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для организации обучения во время болезни (конечно, с разрешения врача) мы применяем дистанционные технологии – это организация онлайн-трансляций уроков. Наиболее важные с точки зрения содержания курса уроки транслируют в режиме онлайн-видеоконференции. Эту дистанционную технологию достаточно просто реализовать. Нужны только технические средства – камера, компьютер с выходом в Интернет и программное обеспечение, организующее сеанс видеосвязи (для этого можно использовать широко известную бесплатную программу Skype). В целом учителю не приходится пересматривать те методы обучения, которые он применяет на традиционном уроке. По сути, учитель проводит стандартный урок для учащихся, присутствующих в классе, к которым присоединяются 1-2 дистанционных ученика, вынужденных по состоянию здоровья в данный момент находиться дома. Организованная онлайн-видеоконференция позволяет учителю и учащимся в классе видеть и слышать дистанционных учеников, а им в свою очередь видеть и слышать то, что происходит на уроке в классе. Таким образом, дистанционные ученики имеют возможность слушать объяснение учителя, задавать вопросы, вместе с учащимися, находящимися в классе, выполнять задания и отвечать на вопросы учителя, активно участвуя в работе на уроке. При такой организации урока с включением онлайн-видеоконференции сложности могут возникнуть при проверке письменных заданий, выполненных дистанционными учениками. Можно посоветовать несколько приемов. Самый простой и оперативный – попросить дистанционного ученика направить видеокамеру на свою тетрадь, тогда учитель на экране компьютера увидит, как данное задание выполнил ученик, и сможет его оценить. Второй прием – попросить ученика все письменные задания выполнять в текстовом редакторе и файл пересылать учителю. Третий прием – сканировать или фотографировать цифровым фотоаппаратом страницы тетради и полученные файлы пересылать учителю. Однако больной ребенок не всегда может присоединяться к онлайн-уроку в режиме реального времени. Необходимо применять и другие формы дистанционного обучения, поэтому для организации дистанционного обучения во время болезни мы также используем электронные учебные курсы, которые учителя при поддержке студентов математического факультета МПГУ создают на портале телекоммуникационного образовательного центра СЗОУО в системе дистанционного обучения (СДО) Moodle. Электронный курс содержит краткие конспекты или видеозаписи уроков, задания (в том числе интерактивные), обучающие и контролирующие тесты, а также ссылки на информационные ресурсы Сети и дополнительную литературу. Таким образом, учащиеся, не имеющие возможности из-за болезни посещать школу, могут в любое удобное для них время работать с электронными образовательными ресурсами курса. СДО Moodle позволяет организовать различные варианты дистанционного взаимодействия учителя с учеником, кроме того, учитель имеет возможность контролировать активность ученика, просматривая отчеты о его деятельности в системе (какие ресурсы были просмотрены, какие задания сделаны, если задания оценивались автоматически, то какая оценка была получена). Разрабатывая электронный курс, учитель должен тщательно и детально спланировать деятельность обучаемого, ее организацию, четко поставить задачи и цели обучения, продумать, каким образом будет осуществляться обратная связь. Чем более тщательно продуман и разработан электронный курс, тем легче будет организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и получить хороший результат.Работа с материалами электронного курса предполагает достаточно высокий уровень самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в противном случае качество обучения с использованием этой технологии будет низким. Поэтому учитель должен заранее на своих уроках научить школьников самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, сформировать у них способы познавательной деятельности, тогда во время болезни они будут готовы к самостоятельной работе с материалами электронного курса в СДО.Конечно, электронные курсы, которые учителя создают в СДО Moodle, используют не только во время болезни учащихся. Ресурсы курса (презентации, интерактивные задания) учитель может использовать на уроке, транслируя их на интерактивную доску. Если урок проводят в компьютерном классе, учитель может оперативно протестировать учащихся и получить подробную статистику по результатам тестирования. Технологии дистанционного обучения позволяют более эффективно организовать и внеурочную самостоятельную познавательную деятельность школьников (углубленное изучение ряда тем, работа над проектом, научно-исследовательская работа).Родители детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании, им необходимы помощь и советы специалистов (психологов, педагогов, медиков) в вопросах воспитания, образования и лечения ребенка. Для этого на сайте школы организованы специальные форумы, где родители могут задать вопрос определенному специалисту и оперативно получить на него ответ.Как показывают опросы, учителя, дети, а также их родители положительно оценивают эксперимент по применению дистанционных технологий в образовательном процессе школы надомного обучения.Валентина МАНЯХИНА, заместитель декана математического факультета по учебной работе, доцент кафедры теоретической информатики и дискретной математики МПГУ
Комментарии