Изучение материалов контрольных работ показало, что эта сфера образовательной деятельности абсолютно лишена эмоциональной подпитки. Дети лишь должны выполнить ряд логических операций за определенное время. Причем никого не интересует, связаны ли эти задания друг с другом, вызывают ли они те или иные чувства, мотивируют ли к действию. Но наши ученики не роботы, а люди. Часто мы замечаем, что обычная работа в классе и очередная контрольная работа выполняются с меньшими затратами во времени и с меньшим количеством ошибочных ответов, нежели та, которая именуется административной контрольной работой или контрольной со страшным названием «Срез знаний». Задумаемся – почему?
Вспомните вступительное слово учителя: «Ребята, сейчас вы будете выполнять административную контрольную работу. Это очень важная работа, от которой зависит отметка за четверть и даже за год. Ее будут проверять завучи и директор школы. Старайтесь». Все. Ребенок психологически сломлен. Перед ним лишь один ориентир – понравиться администрации, отстоять честное имя учителя и класса. Для того чтобы изменить ситуацию, я предлагаю варианты контрольных работ, в основе которых – интеллектуально-творческие игры. Наблюдения и беседы с ребятами позволили мне сделать вывод, что если мы смотрим на образование через призму системно-деятельностного подхода, то серия взаимосвязанных контрольных работ будет наиболее эффективной. Например, во втором классе по программе «Школа-2100» на уроках литературного чтения дети читают сказки разных народов, изучают географические объекты и особенности тех или иных стран, их культуру по предмету «Окружающий мир», на уроках музыки знакомятся с фольклором народов мира. Интегрировать и систематизировать все эти знания помогают специально разработанные контрольные работы, главными героями которых являются эльфы и гномы. Учитель выступает как посредник между миром людей и миром сказочных героев, открывает дверцу в сказочную страну, где ребят ждут необыкновенные знакомства с жителями, их бытом, увлечениями, даже языком, приключения, путешествия. Ученики вовлекаются в процесс и, сами того не осознавая, решают задачи, примеры, подбирают проверочные слова, пишут сочинения и диктанты, знакомятся с пословицами и поговорками. Дети – живые участники контрольной работы. Словно они не контрольную пишут, а увлеченно играют в динамичную компьютерную игру, в которой нельзя терять ни минуты. А главным девизом становится вступительное слово учителя: «Учиться легко. Как летать во сне. Удачи вам! Работайте с удовольствием!»Ф.И. ________________________2-й классМатематика1. Если решишь примеры и ответы запишешь в порядке возрастания, получится слово. Какое? Это есть у каждого жителя сказочного леса.2. Гномы решили подсчитать свои желания. У Пика было 111 желаний, у Рики – на 39 желаний больше, а у малышки Лики – столько, сколько у Пика и Рики вместе. Сколько всего желаний насчитали гномы на троих?3. Уравнения помогут тебе узнать два волшебных слова, которые переводятся как «спасибо» и «пожалуйста». Чтобы их разгадать, надо расставить буквы по алфавиту (1-А, 2-Б…) и прочитать в прямом и обратном порядке. х + 421 = 737; 350 – х = 2044. Гномики построили детскую площадку треугольной формы со сторонами 8 см, 5 см и 3 см. Помоги, пожалуйста, вычислить периметр этой площадки, чтобы гномики могли сделать забор нужной длины.Русский язык1. Лика написала на снегу слова. Подул ветерок, и некоторые буквы исчезли. Попробуй восстановить слова.Ч йка, ж знь, ч до, спат , ш шка, круж ть, доч ка, пол ка, счаст е, об явление.2. Маленькие жители сказочного леса приготовили для тебя вопросы. Попробуй ответить на них. Подчеркни правильные ответы.- В каком слове ь разделительный? Кольца, мальчик, платье, строитель.- В каком слове пишется о? К…р…ндаш, к…ртина, м…лина, яг…да.- Сколько слогов в слове ОБВОРОЖИТЕЛЬНЫЙ? 3, 4, 5, 6.3. Знаешь, чем любят заниматься жители сказочного леса? Им нравится подбирать слова с таким же значением, но с другим корнем и делить их для переноса. Попробуй и ты! друг – прия-тельрадостный – __________________смелый – __________________большой – __________________скорый – __________________4. Проверь свою внимательность. Спиши текст и проверь себя. Зимой в сказочном лесу тихо. Иногда слышны голоса гномов. Они играют с пушистыми снежинками. На (У, у)лице (П, п)олянковой сегодня веселье. У гномика (М, м)ика день рождения. 5. Давай напишем послание Мику – ему будет приятно. Начнем вместе, а допишешь сам, если захочешь.Автор материалов, представленных на этой странице, – лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Лимма Сержанина, учитель начальных классов лицея №107 города Уфы Республики Башкортостан.
Комментарии