Опираясь на данные современной статистики, почти 30% современных дошкольников и младших школьников страдают диагнозом «общее недоразвитие речи». Даже при умении правильно произносить звуки, придя в школу, ребенок не может четко выразить свои мысли, грамотно связать и двух слов. О том, как можно помочь педагогам и родителям справиться с этой проблемой, рассказывает автор новой книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев», учитель-логопед КАРЕЛЬСКАЯ Елена Германовна.
Обучаем непосед
Что бы ни говорили о современных детях, познавательный интерес у них есть. Поэтому на занятиях важно заинтриговать маленьких непосед. Чтение дается с трудом? Никак не запомнят буквы? А если для каждой найти какой-то образ? Вот, например: «ВАЖНО ВЫШАГИВАЕТ букВа «В» по страницам книги. Кто сможет поспорить с ней по части ВЛАСТНОСТИ и ВЫСОКОМЕРИЯ!? Так и хочется наградить ее титулом ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО и ВОДРУЗИТЬ на голоВу корону…»
А уж если сделать букву «мультяшным» героем в рисунках, восторгу малышей не будет границ!
Вот так и появилась «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» («Дрофа», 2006 г.) Каждая буква в ней не только имеет свой образ, но и звучание.
Почему большинство текстов дается в стихах? Подобное преподнесение материала, во-первых, очень нравится детям. Во-вторых, придает общению с ними непринужденный характер: уходят заорганизованность и казенщина. В-третьих, позволяет детям раскрепоститься, проявить какие-то эмоции, сделать речь выразительной. Для наших подопечных с речевыми нарушениями – это всегда большая проблема! Они слишком зажаты и напряжены. В-четвертых, стихотворный материал легче запоминается, на нем удобно отрабатывать произнесение каких-то звуков и сложных слов. В-пятых, при помощи рифмованных строчек легче донести до детей какие-то орфографические, фонетические, грамматические или синтаксические правила. Тогда они воспринимаются ими уже не как занудство и «скукотища», а как веселая игра. И,наконец, рифмованное описание того или иного звука помогает ребенку верно выстроить артикуляционную позу для языка, губ, учит правильному звукопроизношению:
Шипящий звук
Мы язык поднимем выше, –
К нёбу, полукруглой крыше.
Губы вытянем вперед.
А теперь настал черед
Звуку плавно появиться.
Воздух тепленький струится
Изо рта к нам на ладошку.
Звук ШИПИТ,
но понарошку: Ш-ш-ш.
Кто придумал все эти правила?
Ох, как непросто дошкольнику и первоклашке понять, что одна буква может обозначать несколько звуков! Вот, например, звонкие согласные. Они бывают твердыми и мягкими, а еще – оглушаются в конце слов или перед глухими согласными. Разве может ребенок все это сразу запомнить? Отсюда и ошибки. Но, послушав стихотворение, даже эти понятия усваиваются с лету:
Что слышим, и что пишем?
[В] и [В’] мы скажем дружно.
Эти звуки слышать нужно.
Встретим их в начале слов:
Вихри, вьюга, вой ветров.
С буквой В в конце слова
Мы искали часа два:
Яков, кровь, морковь, залив,
Сплав, удав, обрыв, прилив.
И т.д.
Правила на ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и прочие даны как в сказочных сюжетах о буквах, так и в стихотворных текстах:
[Ш] – согласный и глухой, –
Станет другом нам с тобой.
Пусть ШИПЯЩИЙ он, ну что же!
Будь и ты к нему построже!
Не забудь, и в слоге ШИ
И за ним всегда пиШИ!
Маленькие хитрости
Темы словообразования и словоизменения (подбор однокоренных слов, суффиксально-префиксальный способ образования слов; категории рода, числа и т.д.) для малышей очень сложны. Вот и приходится идти на маленькие хитрости, например, читать вот такое стихотворение:
На берегу у ельника
Хибарка – дом отшельника.
Дед жил там без опаски,
Почитывая сказки.
А рядом – ХАТКА-крошка
В три маленьких окошка.
Жила в ней мельничиХа
По прозвищу СычиХа.
СтаруХа та – портниХа,
ТкачиХа, сторожиХа.
ФрантиХа, повариХа,
И жуткая трусиХа!
Выстраиваем ряд однокоренных слов: ЕЛЬНИК, ЕЛЬ, ЕЛКА, ЕЛОВЫЙ и т.д.; ХАТА, ХАТКА; СТАРИК, СТАРУХА, СТАРЫЙ, СТАРОСТЬ. Параллельно даем родовые понятия: старик-старуха, мельник-мельничиха, трус-трусиха, а также повторяем профессии: ткачиха (ткач), повариха (повар), портниха (портной). Здесь же еще и суффиксы (-ИК, -ИХ), и единственное-множественное число (страх-страхи, жил-жили). Одним словом, материала для творчества и фантазии обучающего – масса. Надо лишь суметь им правильно распорядиться.
Практически в любом стихотворном тексте можно найти словарь по обобщающим понятиям (профессии, овощи, фрукты, животные и т.д.), по грамматическим категориям (род, число, падеж, время глаголов и т.д.). Неплохо все это обыграть, преподнести живо, увлекательно, сопровождая чтение иллюстрациями и всевозможным наглядным материалом.
Как видим, здесь тема – «Животные и их детеныши». Тут же присутствуют категории рода, числа, есть примеры и суффиксального словообразования, а также идет и ознакомление с окружающим миром.
Стоит ли говорить, что звукопроизношение на этом стихотворном материале отрабатывается самым активнейшим образом. Дети повторяют слова, строки, заучивают четверостишия, выбирают слова на заданную буквы, определяют позицию контрольных звуков [Х], [Х?] в слове и т.д.
Любимые загадки
и скороговорки
Отрабатывая какой-то звук, без загадок, скороговорок, дразнилок и считалок не обойтись! Это интересно, весело. Можно устроить соревнование, провести вечер загадок, викторину. Одним словом, скучать не придется!
Поговорим о загадках. Кто из детей не любит их разгадывать? Но малышам это сделать не так-то просто! Надо вслушаться в текст, перебрать в голове массу вариантов ответов. Зато, когда ответ найден, – радости нет границ! Загадки включаются в ход занятия или урока, заучиваются для отработки правильного звукопроизношения. Слова-отгадки дети выкладывают из разрезной азбуки, из кубиков, записывают в тетрадях. Когда чтение уже не вызывает затруднений у детей, загадки можно напечатать на листочках и вложить в конверты, провести игру «Почта». Вариантов работ с загадками – масса! А уж для домашних развлечений лучшего занятия и не придумаешь!
То же самое и в работе со скороговорками. Вот уж где четкость звукопроизношения отрабатывается досконально! А с каким азартом дети заучивают их «заковыристые» тексты!
Уверена, в арсенале многих педагогов есть свои маленькие секреты и «хитрости». Давайте делиться ими друг с другом. И тогда, уверена, нашим детям не придется ставить диагноз: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, да и учиться они будут с удовольствием!
От издательства «Дрофа»:
В ближайшее время в редакции дошкольного образования выходит еще одна книга Е.Г.Карельской «Растим говорунов»
Комментарии