search
main
0

“Учиться демократии, чтобы жить в демократическом государстве” Проект международной рамочной программы (International Framework for Education in Democracy), разработанный в Центре гражданского образования в Калабасасе, Калифорния (CCE)

Окончание. Начало в N 12

Как демократия работает

Демократия как образ жизни и политическая система появилась не как выражение естественных предрасположений людей. Она проявляется в установлении власти и в государственных институтах, которые дают возможность народу реализовывать свою политическую волю. Под демократией понимается больше, чем просто политическая система и ее институты, это понятие охватывает все аспекты общественной жизни граждан. В демократическом государстве граждане являются владельцами своего правительства, оно их собственность. Это означает, что основная цель демократических институтов – выражать интересы граждан и служить им.

I. Как решаются конфликты в демократическом обществе

При некоторых государственных строях конфликты подавляются, причины их устраняются. Часто при этом не учитывается природа человека и подавляется свобода граждан. Демократия, наоборот, использует конфликтные ситуации как источник своего развития.

Однако в демократическом государстве в целях самосохранения власть не может проявлять терпимость ко всем видам конфликтов в обществе. Некоторые виды конфликтов благотворно сказываются на развитии демократического общества, демократия предоставляет мирные способы их выражения и разрешения, некоторые конфликты, угрожающие демократическим ценностям, подавляются.

Конфликты, укрепляющие демократию. Это конфликты идей и интересов, конфликты политических взглядов, понимания и реализации фундаментальных принципов и ценностей демократии.
Конфликты, угрожающие демократическому обществу. Это борьба не на жизнь, а на смерть политических лидеров, столкновения на этнической, религиозной почве.
Разрешение конфликтов при демократии. Способы разрешения их должны соответствовать демократическим ценностям и принципам, необходимо соблюдать баланс конфликтов и согласия в политической жизни. К средствам разрешения конфликтов в обществе можно отнести свободные и честные выборы, надлежащие правовые процедуры, арбитраж, согласительные процедуры, использование полицейских сил в должном объеме.

II. Общественные институты

При любом общественном строе власти для исполнения своих функций нуждаются в институтах. Институтами называются соглашения и установившиеся практики, служащие общественным интересам или интересам какой либо части общества. Они предоставляют средства направления конфликтных ситуаций в обществе на пользу обществу и подавления общественно опасных конфликтов.

Характеристики общественных институтов
╥ Постоянство и предсказуемость.
Институты, как правило, существуют долгое время, работая в соответствии с установленными процедурами, что дает им доверие общества и предсказуемость действий.
╥ Долгое время существования и неизменяемость.
Институты могут существовать неопределенно долгое время, что, помимо чувства уверенности в них, может привести к застою в их деятельности и потери видения цели.
╥ Историческая память и квалифицированность подходов к решению проблем.
За время своего существования в институтах накапливается так называемая институциональная память, выражаемая в традициях, воспоминаниях, легендах. Эта память может выражаться в накопленных знаниях, профессиональности ведения деятельности, но также может привести к тому, что прошлое может доминировать в их жизни и институты могут сопротивляться переменам.
╥ Концентрация власти в институтах.
В установившихся общественных институтах может быть собрана большая власть, например суды, мнение толпы. Эта власть может иметь отрицательное значение в жизни общества.
╥ Баланс сил различных институтов.
Институты могут конкурировать в своей деятельности, тем самым формируя баланс сил в обществе, способствуя диверсификации общественного мнения и свободам. В то же время они могут преобрести огромное значение, задавливать индивидуальность и другие организации.

Виды демократических институтов
╥ Формальные структуры и организации: религиозные и благотворительные организации, школы и университеты, армия, органы государственной власти.
╥ Общественные процедуры: принятие решения большинством голосов, суд присяжных.
╥ Установившиеся отношения между людьми в обществе: брак, дружба, политические союзы, коалиции.
╥ Признанные нормы поведения: принимается во внимание мнение, выработанное кабинетом министров, уход его в отставку после выражения вотума недоверия.

III. Почему демократия для своего функционирования нуждается в институтах власти

Институты необходимы для функционирования любой демократии, так как они способствуют ежедневному протеканию общественной жизни и реализации народом самоуправления. Государственные институты основываются на положениях конституции страны, традициях и договоренности проводить политическую жизнь в согласии с существующими правилами и законами.

Сложность, специализированность и масштаб современного демократического общества требуют того, чтобы в большинстве решений жизненно важных вопросов участвовали институты власти, действующие в интересах народа.

Основные цели государственных институтов

╥ Обеспечение общественной безопасности.
╥ Поддержание общественного спокойствия путем решения конфликтных ситуаций.
╥ Защита свободы граждан
╥ Обеспечение прогресса и благосостояния
╥ Регулирование производства, распределения и использования ресурсов
╥ Защита прав и обеспечение выполнения обязанностей гражданами
╥ Обеспечения права граждан на образование
╥ Представление интересов государства в международной жизни.

Определение задач, которые должны решать государственные институты.
Решение задач, стоящих перед государственными институтами.
Оценка гражданами эффективности решения задач, стоящих перед государственными институтами.

IV. Стандарты, которым должны соответствовать государственные институты при демократии

Условия, которым должны соответствовать институты, для того чтобы служить демократическим ценностям и принципам. Существует два перечня стандартов, которые дополняют друг друга и определяют оценку деятельности государственных институтов.

Стандарты, отвечающие соблюдению принципов и ценностей демократии

╥ Открытость для общества
╥ Подотчетность гражданам страны
╥ Обеспечение существования различных подходов к решению задач
╥ Обдуманность принимаемых решений
╥ Обоснованность процедур
╥ Возможность контроля за использованием властных полномочий
╥ Стабильность и предсказуемость.

Стандарты, обеспечивающие работоспособность и эффективность институтов

╥ Доступ к информации
╥ Четко определенные задачи
╥ Дифференциация функций в соответствии с поставленными целями и возможностями
╥ Координация усилий для достижения целей института
╥ Эффективность и своевременность деятельности государственного института.

Институциональные условия соблюдения демократических ценностей и принципов и жизнеспособности государства
Для того чтобы демократия была возможна, политическая власть не должна быть сконцентрирована в одном государственном институте или в руках одного человека. Власть должна быть распределена между институтами различного уровня и различного назначения.

Централизация и децентрализация государственной власти

╥ Унитарная система
╥ Федеративная система
╥ Конфедеративная система

Способы организации отправления трех функций демократического управления

╥ Парламентская система
В этой системе власть принадлежит законодательному органу, обычно называемому парламентом, состоящим, как правило, из верхней и нижней палаты. Глава правительства назначается в результате решения партии большинства в нижней палате, или создается коалиционное правительство.
╥ Система разделения власти между ветвями.
Здесь власть в стране делится между ветвями власти (законодательная, исполнительная, судебные ветви), имеющими определенные функции и обязательства, часть которых, однако, разделена с другими ветвями власти.
╥ Президентская система.
В президентской системе глава страны назначает главу правительства и может распустить парламент, который, в свою очередь, может через вотум недоверия отправить в отставку правительство.

Структура трех ветвей власти при демократии

Законодательная власть

╥ Однопалатное законодательное собрание
╥ Двухпалатное законодательное собрание

Исполнительная власть

Судебная власть.

V. Как институты демократического государства служат интересам граждан

Публичное обсуждение общественных проблем играет центральную роль при демократии. Для того чтобы демократическое обсуждение общественных проблем служило целям демократии, выводы, к которым приходят отдельные граждане и решения, принимаемые государственными институтами, должны определятся демократическими ценностями и принципами.

Демократические убеждения отдельных граждан
╥ Влияние демократических убеждений на определения проблем, стоящих перед обществом.
Демократические убеждения граждан определяют круг задач, которые ставит перед собой общество. Это означает, что общественное благо ставится выше интересов отдельных групп населения и защита прав личности получает приоритетное значение.
╥ Влияние демократических убеждений на выбор средств и способов решения общественных проблем.
Эти убеждения граждан определяют выбор средств и способов решения общественных проблем. Конечно, нахождение решения определяется его реализуемостью и эффективностью, но требование соблюдения ценностей и принципов демократии сужает выбор целей и средств их достижения.

Формы публичного обсуждения проблем, стоящих перед обществом.
Обсуждение общественных проблем может принимать публичные и непубличные формы. Этот процесс требует свободного доступа к информации в обществе и возможности свободного обмена идеями и мнениями.

Публичные формы
╥ Законодательные органы, суды, органы власти, политические съезды, митинги
╥ СМИ
╥ Обсуждение гражданами в частных беседах политических проблем
╥ Обсуждение проблем в стенах общественных и образовательных организаций.

Непубличные формы в рамках конкретных организаций и органов. Поскольку демократия дает народу право на знание, большое значение придается публичности и гласности процедуры принятия решений. Существует тем не менее много проблем, при решении которых могут быть нарушены неприкосновенность частной жизни или надлежащие правовые процедуры, поставлена под угрозу национальная безопасность. Тем не менее такая форма принятия решений поставлена под контроль общества путем контроля СМИ за процессом, публичных слушаний, выборов, возможности импичмента. Непубличные формы обсуждения проходят в и проводятся:

╥ В законодательных органах и их комитетах
╥ Представителями высшей администрации и их советниками
╥ Членами различных судов
╥ Работниками центральных банков
╥ В органах административной власти.

Роль элит в демократическом обществе. В любой большой группе людей существует небольшая группа, члены которой лучше представляют проблемы и интересы своей группы, чем остальные. Они способны, как правило, более эффективно и профессионально решать стоящие проблемы, они обладают большим авторитетом и властью. При демократии такая группа людей (элита) обычно вызывает подозрение у народа, владеющего правом самоуправления. Однако для своего функционирования демократии необходимы услуги групп людей, обладающих политическими знаниями и навыками, которые могут принести пользу при решении проблем общества.

Для того чтобы заслужить право участвовать в управлении страной, элита должна продемонстрировать народу свою приверженность интересам общества, гласность своей деятельности и открытость для новых членов. Демократическое общество порождает множество элит, конкуренция между ними защищает общество от возможности концентрации власти и экономических ресурсов в одних руках, стимулирует рождение новых идей, предоставляет обществу больше альтернатив решения своих проблем.

Роли элиты включают в себя:
╥ Обеспечение компетентными кандидатами занятие государственных должностей
╥ Формирование общественного мнения
╥ Руководство негосударственными институтами, влияющими на политическую жизнь в стране, такими, как религиозные, социальные, образовательные организации
╥ Формулирование инновационных концепций и подходов к общественным проблемам
╥ Создание центров по разработке планов на далекую перспективу развития общества.

Возможности для гражданина участвовать в обсуждении и принятии решений по общественно значимым проблемам

╥ Участие в свободных и справедливых выборах
╥ Контакты с государственными служащими
╥ Пользование средствами массовой информации
╥ Занятие государственных должностей
╥ Участие в политических организациях
╥ Участие в митингах, маршах, демонстрациях
╥ Перевод денежных средств в политические партии и общественные организации.

Критерии оценки деятельности государственных органов при демократии.

Критерии, относящиеся к фундаментальным ценностям

╥ Защита прав личности
╥ Защита общественного блага: обеспечение общественного порядка, материального преуспевания граждан
╥ Защита других ценностей, принципов и интересов граждан: личной независимости граждан, ограничение власти правительства.

Критерии эффективности

╥ Анализ затрат на решение государственных проблем
╥ Анализ экономических и социальных показателей, таких как индексы инфляции, безработицы, состояние образования и т.п.
╥ Краткосрочные и долгосрочные показатели эффективности принятия решений органами власти.

Средства воздействия граждан на политическую жизнь

╥ Голосование за смещение с поста неудовлетворяющего политика
╥ Выдвижение новых политических предложений
╥ Голосование на новый политический курс
╥ Подача петиций в органы власти
╥ Подача жалоб на действия властей в суд
╥ Создание новых политических партий
╥ Подача жалоб в международные организации
╥ Иммиграция.

VI. Роль институтов, отвечающих за соблюдение закона при демократии

Закон на самом деле является институтом, посредством которого общество организует свою жизнь. На практике специфические правовые институты действуют в двух сферах общественной жизни: в размытой сфере жизни гражданского общества и более четко определеной √ в государственных институтах. В каждой сфере существуют институты, задача которых – создание, применение, толкование законов и правил. Эти институты не только выполняют эти специфические функции, но и являются хранителем ценностей и принципов демократии, привлекая граждан к задачам самоуправления.

Правовые институты, действующие в гражданском обществе (правила заключения договорных отношений, уставы организаций, местные законы и постановления органов самоуправления).

Правовые институты, действующие в системе государственной власти.

VII. Взаимоотношения между демократическими государственными институтами и политическими партиями

Задача государственной власти – обеспечение благосостояния граждан. В обществе могут существовать различные точки зрения на то, что является общественным благом и как его можно достигнуть. Это положение приводит к возникновению политических партий.

Функции политических партий

Инициативные группы граждан, как правило, занимаются одним конкретным вопросом общественной жизни. Политические партии занимаются целым спектром проблем общества и имеют систематический план генерального движения общества к поставленным ими целям.

Политические партии помогают организовать деятельность правительства страны и ветвей власти, осуществляют контроль за деятельностью государственных институтов, представляя интересы определенных слоев общества. Партии осуществляют связь между гражданами и властями страны и участвуют в поиске кандидатов в государственные лидеры.

Политические партии и правительство страны.

Сращивание отдельных партий с властными институтами, приводящее к впечатлению, что эти партии приватизировали власть в стране, является угрозой демократии. Без разделения политических партий и власти, деятельность партий не может адекватно контролироваться обществом и не позволит другим партиям конкурировать за власть.

В демократическом обществе не существует монополии на истину, нет единой точки зрения на то, что является благом для страны, что порождает конфликт идей и конкуренцию точек зрения, что жизненно необходимо для существования демократии.

VIII. Роль выборов в демократическом процессе

Выборы при демократии служат для выражения мнения народа. Открытые, свободные, регулярно проводимые выборы необходимы демократии, такова форма участия народа в управлении государством.

Выборы могут показаться аристократическим элементом современных демократических процессов, так как при этом предполагается, что некоторые граждане более квалифицированны, чем остальные, для роли представителя или руководителя. Выборы приводят не только к отбору граждан, которым народ доверяет власть в стране. Они также являются средством привлечения внимания граждан к проблемам общества и целям, стоящим перед страной. Также они являются средством контроля граждан за деятельностью правительства, которое осуществляется посредством перевыбора своих представителей.

Выборы, в сравнении с другими формами участия в жизни государства, предоставляют самый простой способ участия большого числа граждан в управлении страной, средство выражения их взглядов и предпочтений. Различные концепции представительства приводят к различным подходам к тому, как избранные представители должны выражать волю своих избирателей.

Концепция представительской власти. Существует два подхода к тому, какими должны быть роль и функции представителей.
При определении роли и функции необходимо задать вопрос: как обеспечить выполнение воли народа депутатом? То есть, в чем заключаются интересы и воля народа, как лучше реализовать эти интересы и волю.

╥ Реальное (депутат, представляющий интересы конкретных избирателей и являющийся одним из них) и виртуальное (депутат, представляющий обобщенные интересы избирателей и необязательно являющийся представителем той же части общества, что и его избиратели) представительство.
╥ Доверительное и делегированное представительство. Доверительное представительство предполагает, что представитель стремится к общественному благу своих избирателей, действуя самостоятельно, поступая по своему пониманию проблем, часто не принимая во внимание мнение своих избирателей по конкретным проблемам. Делегированный представитель должен выражать специфические требования и пожелания своих избирателей, часто не принимая во внимание свое понимание общественного блага.

Виды выборов
╥ Всеобщие выборы дают возможность народу переизбрать или заменить своих руководителей. Обычно на всеобщих выборах замещается большое количество выборных должностей: законодательных, исполнительных, иногда судебных.
╥ Дополнительные выборы: голосование по конкретным общественным проблемам, довыборы на замещение вакантных депутатских мест и т.п.
╥ Плебисцит дает возможность электорату выразить свою позицию по важным конституционным вопросам.
╥ Референдум позволяет законодателям узнать мнение избирателей по конкретным общественным проблемам или получить одобрение (ратифицировать) принятых законодателями решений.
╥ Законодательная инициатива – возможность группы граждан предложить меры, которые могут приобрести силу закона.
╥ Процедура отзыва дает возможность избирателям отозвать своего, не оправдавшего доверия представителя.

Избирательные системы. Избирательные системы различаются между собой тем, по каким правилам нарезаются избирательные участки, как агрегируются и аккумулируются голоса избирателей, т.е. как происходит процесс подсчета голосов. Все это влияет на то, как отдельные группы населения будут представлены на выборах.

╥ Избирательные участки. Избирательные участки разделяют и объединяют избирателей по географическим, национальным, социоэкономическим признакам. Чем более общество поделено по этим признакам, тем большую роль это играет при принятии властями решений. Участки могут быть: одномандатными (избирается один представитель), многомандатными (несколько представителей от различных сегментов электората), общими (избирается представитель всего электората).
╥ Агрегирование голосов избирателей. Существуют три принципа подсчета:
Плюралитарный принцип. Выбор большинством поданных голосов, даже если это не составляет общего большинства голосов избирателей.
Мажоритарный принцип. За представителя проголосовало более половины всего числа избирателей.
Пропорциональный принцип. Существует большое количество подсчета по этому принципу, в которых производится попытка учесть в гетерогенном обществе интересы представителей различных партий, вероубеждений, национальностей и т.п.
╥ Сложение (кумулирование) голосов избирателей при определении результатов выборов. Существуют различные формулы подсчета:
Один избиратель √ один голос.
Взвешенный голос √ голос одних избирателей весит больше, чем голос других (например, на основании национальности избирателя, сельский или городской житель и т.п.).
Голосование по нескольким альтернативам одновременно.

IX. Влияние гражданского общества на политические и государственные институты в демократическом обществе

Что такое гражданское общество.

Гражданское общество определяется как автономная, самоорганизующаяся сфера свободных, личностных, социальных и экономических отношений и объединений, которые, хотя и регламентируются законом, независимы от государственных институтов. Гражданское общество включает в себя семью, экономические предприятия, инициативные группы, религиозные организации. В соответствии с этой точкой зрения гражданское общество является основанием проявления индивидуальной свободы.

Функции гражданского общества
╥ Защита независимости граждан и воспитание сознания суверенитета народа в государстве. Гражданское общество уменьшает зависимость граждан от государственных институтов и их роли в жизни общества.
╥ Ограничение власти государства. Путем создания многочисленных организаций, ассоциаций граждан гражданское общество обеспечивает уверенность граждан в том, что никакая политическая партия или религиозная организация не сможет занять доминирующее место в обществе, иметь монополию на информацию, оказывать решающее политическое влияние.
╥ Укрепление связей граждан в обществе. Участие в различных организациях гражданского общества дает возможность гражданам бороться с процессами отчуждения и социальной фрагментации общества.
╥ Защита граждан от доминирования в обществе одной социальной прослойки и любых попыток монополизировать общественные отношения.
╥ Развитие гражданского потенциала членов общества. Участие в работе общественных организаций и союзов дает гражданину необходимые навыки управления, политической деятельности, воспитывает в нем гражданские чувства, уверенность в своих силах.
╥ Выполнение роли посредника между гражданином и государством. Гражданское общество, объединяя усилия многих, участвуя в политическом процессе, способно донести до властей мнение отдельных граждан.
╥ Объединение граждан в общественной жизни.
╥ Выражение взглядов и интересов граждан.
╥ Помощь государственным институтам.
╥ Продвижение инноваций и реформ в обществе. Это является результатом определения нерешенных проблем общества, поиска альтернативных установившемуся порядку вещей.

Взаимоотношения власти и гражданского общества.
Необходимость государственного регулирования гражданского общества представляется многим весьма проблематичным. Такое вмешательство в жизнь общества со стороны государства возможно только на основе конституционных принципов в соответствии с фундаментальными ценностями и принципами демократии. Отсутствие государственного регулирования влиятельных институтов гражданского общества может привести к подрыву влияния институтов демократического государства.

Отношения между экономическими институтами и гражданским обществом при демократии

Необходимость регулирования экономических отношений в государстве (государственная валюта, правовое пространство, страхование, банки, защита прав собственности, налоговая политика и т.п.)

Экономическое регулирование и демократия
Приоритет экономической свободы.
Приоритет политической свободы.
Экономическое регулирование, демократия и права личности
Решение социальных и экономических проблем в демократическом обществе.
Государственная защита прав личности.
Распределение экономических ресурсов при демократии
Концентрация экономических ресурсов при демократии

Отношения СМИ и гражданского общества при демократии

╥ Роль СМИ в демократическом государстве сводится к следующим задачам:
Информирование о общественно значимых проблемах в СМИ.
СМИ и контроль действий властей.
Воспитание граждан в уважении демократических ценностей и процессов.
Создание форума для обсуждения проблем общества.
СМИ как центр власти в государстве.
╥ Характеристика СМИ как средства поддержки демократии. Такие СМИ должны обладать следующими характеристиками:
Независимость.
Свобода от цензуры.
Разнообразие.
Качество подачи информации.
Профессионализм.
Доступность.
╥ Характеристика СМИ, являющихся помехой демократическим процессам в обществе:
Концентрация собственности на СМИ в одних руках.
Искажение фактов.
Несбалансированная подача информации.
Интерес к темным сторонам человеческой личности.
Тривиализация фактов.
Отсутствие профессионализма.
Недоступность.

Как возникает, развивается и совершенствуется демократическое общество

Демократическое общество не может быть совершенным и окончившим свое развитие. Даже наиболее развитые демократии несовершенны и продолжают развиваться, и если бы достижение совершенного общества было бы возможным, это противоречило принципам демократии, поскольку остановился бы процесс инновации и прогресса демократического общества.

Демократия не является утопическим обществом и потому идеальным по определению. Все демократические государства постоянно работают над тем, чтобы сократить разрыв между идеалами и практикой демократии. Демократии присуще стремление к усовершенствованию, какой бы благополучной ни казалась ситуация в конкретном государстве.

I. Фазы развития демократии

Защите и совершенствованию демократии в отдельном государстве может помочь периодизация развития ее во времени. Она поможет понять, в какой фазе развития находится демократия в данной стране.

Жизненный цикл √ рождение, развитие, смерть демократического общества.
Демократия, как и другие формы управления государством, может находиться в различных фазах своего развития: рождения, развития до зрелого состояния и смерти. Но даже рассматривая ее в таком контексте можно увидеть, что демократия может продлить свое существование, опираясь на жизнестойкие институты и на демократические принципы, которые усваивают будущие поколения граждан.
По-другому демократию можно представить как движение общества к идеалу демократического государства, к которому можно приблизиться, но который никогда не достижим.
Еще одно представление демократии, как конечной в человеческой истории формы организации жизни в государстве.
Однажды достигнутая эта форма демократического государства порождает ресурсы и средства для продолжения своего существования.
Эволюция демократии. Другой альтернативой представления демократии как череды жизненных циклов, недостижимого идеала построения человеческого общества, последней формой существования государства является видение ее как политической системы, непрерывно и бесконечно развивающейся в непредсказуемом направлении. Общество из своего опыта узнает новое о народном самоуправлении, политической системе то, что невозможно было представить во времена зарождения демократических принципов. Демократия может в своем развитии привести к сегодня не представимым формам управления государством.


II. Демократические принципы

Чтобы быть, демократия должна жить в сердцах и умах людей. Люди должны руководствоваться фундаментальными демократическими принципами в общественной и личной жизни. Понимание этих принципов не должно неизменным переходить от поколения к поколению, но постоянно подвергаться проверке и переосмыслению в свете приобретенных знаний и опыта. Существует несколько подходов к значению этих принципов:

╥ Неизменность принципов. Граждане и политические системы должны постоянно обращаться к фундаментальным принципам, критически оценивать их значение и вновь находить их первоначальный смысл.
╥ Совершенствование принципов. Граждане и политические системы должны быть способны творчески усовершенствовать их в свете их связи с текущим политическим опытом.
╥ Пересмотр принципов. Граждане и политические системы должны уметь переосмысливать и переоценивать их, руководствуясь их применимостью к текущим проблемам общества.

Конфликт принципов. Демократические принципы изначально находятся в противоречии друг с другом (свобода и равенство, права личности и общественное благо, власть большинства и права меньшинства).

╥ Баланс фундаментальных принципов.
В демократической политической системе фундаментальные принципы должны быть сбалансированы между собой в своем приложении к текущим проблемам политической жизни, т.е. необходимо установление баланса между свободой и порядком, правом на информацию и правом на неприкосновенностьчастной жизни.
╥ Вариации баланса фундаментальных принципов.
Не существует единственной, лучшей версии установления такого баланса. Демократии отличаются между собой в той роли, какая придается отдельным принципам, а значит и устанавливают такой баланс по-разному (например, страны, которые уделяют большое значение социальному обеспечению, и страны, которые выше всего ставят права личности на самодостаточность в жизни и независимость от государства, создают разный баланс этих фундаментальных принципов).
╥ Конфликт между фундаментальными принципами.
Принципы изначально противоречат друг другу (личная свобода и равенство). Установление баланса между ними не уничтожает этот конфликт, который проявляет себя в повседневной жизни общества.
╥ Сохранение баланса между принципами.
Ни один из фундаментальных принципов демократии не может быть поставлен по своему значению выше других. Если такой дисбаланс проявляется в обществе (какому-либо принципу придается абсолютное значение, то несоблюдение других принципов угрожает существованию демократии.

III. Переход к демократическому строю в государстве

Невозможно появление полностью развитой демократии. Нет единственного предшествующего ее появлению комплекса условий, который мог бы привести к этому. Демократическая политическая система может прийти на смену другой развитой политической системе. Такой переход может быть единовременным или постепенным. В некоторых случаях политические лидеры могут попытаться ввести демократию или демократические институты в ткань существующей в стране политической системы, несовместимой с ее принципами.

Условия, предваряющие переход к демократическому строю:
╥ Развитая система образования, которая делает доступным широкий круг идей и дает возможность гражданам узнать об альтернативах существующему статусу кво.
╥ Развитие в гражданах понимания себя как личности, обладающей правами, в большей степени, чем представителя какого-либо социального организма
╥ Сознание того, что собственное будущее может зависеть только от своих знаний, способностей и усилий, противопоставленное фаталистическому отношению к существующему порядку вещей
╥ Недовольство существующим порядком вещей в стране, осознание недостатков политической системы
╥ Определенный уровень материального благосостояния граждан в стране, позволяющий им обратить свое внимание к проблемам, отличным от проблемы поддержания своего существования
╥ Распространение демократических идей СМИ, образовательными заведениями
╥ Возможность граждан объединяться в ассоциации для достижения своих целей

Силы, которые могут привести к приходу демократии
╥ Международное влияние
╥ Экономическое развитие, модернизация, интернационализация
╥ СМИ
╥ Миграция населения
╥ Развитие образования
╥ Массовое недовольство недемократической политической системой
╥ Требование народом возможности участвовать в политической жизни, контроля за действиями властей, улучшение качества жизни населения

Процессы в обществе, которые могут привести к демократии
╥ Революция
╥ Крах режима
╥ Массовые демократические движения
╥ Оппозиционные политические процессы
╥ Мирное изменение режима в стране

Факторы, способствующие развитию демократии
╥ Экономические показатели
Свободное время граждан
Экономическая взаимозависимость граждан
Собственность
╥ Экономическое или политическое развитие государства
╥ Система законов
╥ Гражданское общество
╥ Образовательная система
╥ Наличие лидеров и элиты в обществе

Индикаторы движения общества к демократии

Наследие недемократического общественного строя
╥ Менталитет и поведение граждан
Пассивность и отсутствие личной инициативы
Зависимость от государства
Неуважение к закону и предрасположенность к агрессивному решению конфликтов
Восприятие закона, как орудия в руках сильного
Несовместимость религиозных убеждений и практик с нормами демократии
Недоверие к власти и согражданам
Несогласие с принципом равенства полов
Отчуждение, цинизм, отсутствие гордости за свое положение гражданина страны
Отсутствие гражданских и политических навыков и знаний

╥ Социальные, экономические, политические препятствия наступлению демократии
Отсутствие порядка и безопасности в стране
Этническая вражда и фрагментация общества
Неравенство полов
Бедность населения и экономическое расслоение общества
Отсутствие среднего класса
Централизованная, командная экономика
Угнетенная и неразвитая пресса, отсутствие альтернативных источников информации
Нежелание политических партий и лидеров следовать общепризнанным в мире нормам
Политическая пассивность армии
Неуважение государством жизни своих граждан
Пропаганда извращенных и идеологизированных взглядов на историю страны
Доктринарная система образования
Отсутствие демократических традиций в государстве

IV. Характеристики развитого демократического общества

Суверенитет народа
Приверженность демократическим принципам
Верность защите прав личности и общественного блага
Полнота демократических элементов, действующих в обществе
Функционирование общественных институтов
Стабильность
Положение в международном сообществе

V. Преодоление препятствий по пути сохранения и совершенствования существующего демократического строя

Угрозы демократии

╥ Неэффективное управление государством
╥ Социальная и религиозная фрагментация общества
╥ Экономические трудности
╥ Эрозия веры в демократические ценности
╥ Конституционный кризис
╥ Социальные язвы
╥ Отсутствие веры в будущее

Сопротивление антидемократическим тенденциям в обществе

╥ Преследование антидемократических объединений граждан
Ограничение свободы выражения своих взглядов
Запрет политических организаций
╥ Ограничение деятельности антидемократических организаций, использующих демократические методы в своей деятельности.

Гражданин √ ключевая фигура в определении судьбы демократии

Демократия преобразует мир, и мир влияет на демократию

Демократические государства существуют в международном контексте, который определяет многое в характере и качестве демократий, действующих в государствах. Одно дело утверждать, что определенная страна должна стремиться к демократии. Другое дело заявлять, что демократия является единственно правильным способом управления любым государством и является стандартом для всей мировой политики. Последнее утверждение порождает вопросы, не имеющие определенных и очевидных ответов, которые приведены ниже.

I. Имеют ли демократические ценности универсальное значение?

Универсальность подразумевает, что нечто применимо в любое время, в любом месте, в любой культурной среде. Что-то признаваемое универсальным может восприниматься как исходящее из самой природы вещей или из свойств человека, наблюдаемых в течение жизни человеческой цивилизации. Несмотря на то, что недемократические ценности превалировали в течение большей части мировой истории, демократические ценности существовали в той или иной форме и были в некотором смысле универсальны.

Демократические ценности можно признать имеющими универсальное значение в той мере, в которой:

Они отражают человеческую природу и:
╥ Обеспечивают существование личности.
Стремление к самоуправлению происходит из врожденного стремления к безопасному существованию.
╥ Обеспечивают самоопределение граждан.
Демократическая приверженность к принципу индивидуального или коллективного принятия решений выражает общечеловеческое желание самому определять свою судьбу.
╥ Обеспечивают участие в принятие решений.
Естественно, при отсутствии установленных политических структур возникает стремление разделить ответственность между членами своей группы
╥ Обеспечивают гражданам возможность сопротивляться угнетению властью.
Люди обладают инстинктивным стремлением сопротивляться любому угнетению и непреодолимую склонность принимать участие в принятии решений, которые влияют на их жизнь.

Они присутствуют явным образом в культуре человечества:
╥ В человеческих отношениях, дружбе и семейных связях.
╥ В недемократических государствах всегда присутствуют элементы демократии. Авторитарные режимы, например, часто прибегают к процедуре выборов, чтобы легитимировать свою власть, используют демократические процедуры при управлении страной, проводя консультации с представителями некоторых сегментов общества.

Демократические ценности выражают политические устремления людей и обеспечивают моральные стандарты их существования:
╥ Устремления личности отражают демократические ценности: желание справедливого отношения к себе, желание выразить свои взгляды и чувства, желание принимать участие в принятии решений, которые касаются этого человека, желание совместно добиваться каких-либо общих целей.
╥ Убеждение личности в том, что существует связь между естественными устремлениями человека и демократическими ценностями.
╥ Обладают привлекательностью для личности. Демократические ценности обладают привлекательностью для людей, убедительностью (например, политическое равенство, равенство перед законом).

Демократические ценности и принципы позволяют понять различные политические системы. Демократические ценности позволяют сформулировать критерии, которые помогают понять ту или иную политическую систему.
С другой стороны, демократические ценности могут затруднить оценку функционирования недемократических политических систем.
Являются наполнением международных норм и законов о защите прав личности.
╥ Развитие международных правовых норм. Желание народов установить нормы поведения государств возникло в глубокой древности, в Месопотамии и античной Греции. На отношения между государствами огромное влияние оказывало то, как в этих государствах относятся к своим гражданам, т.е. положение в них с правами личности.
╥ Права личности – основа международного права.

Демократические ценности высоко ценятся во всем мире и являются моральным императивом и критерием при создании норм международного права, конвенций и соглашений, касающихся:
Военных преступлений
Запрета рабовладения
Принудительного труда
Свободы ассоциаций
Геноцида
Прав человека
Прав женщин
Прав ребенка.

Демократические ценности – залог мирного сосуществования.


II. К каким изменениям в мире привели идеи демократии?

Национальное государство
╥ Демократия и деколонизация. Демократия, желание самим определять свою судьбу, сыграла значительную роль в разрушении системы колониализма.
╥ Демократия и национализм. Границы, доставшиеся нам от прошлого, часто разделяют национальности между соседними государствами, что приводит их к стремлению объединиться в одно государство и самим решать свою судьбу.

Статус личности
╥ Статус личности и право потребовать отчета от властей.
╥ Равенство политических прав граждан.
╥ Демократия и либерализм.
╥ Ценность человеческой личности.
╥ Новое понимание ценности человеческой личности, конфликт принципа равенства и свобод личности в развитых либеральных гоударствах.
╥ Гражданин мира, демократические ценности и возможность защитить права личности только в национальном государстве.
Мировой рынок
╥ Потеря веры в командную экономику.
╥ Необходимость рыночных реформ.
╥ Политические реформы и создание мирового рынка.
╥ Мировые рынки и распространение демократии.

Гражданское общество
╥ Развитие международных гражданских организаций.
╥ Прозрачность деятельности международных организаций.

Наука и техника
╥ Демократия и коммуникационные технологии.
╥ Угрозы демократии, которые несет технический прогресс. Развитие техники и, в частности, средств связи может привести к ограничениям в доступности информации, нарушениям права неприкосновенности частной жизни, привести к созданию культа профессионализма, что несовместимо с демократическим подходом к принятию решений в обществе.

Концепция времени
╥ Демократия и будущее человечества. Желание получить немедленно положительный результат может привести к неучету далеко идущих последствий для человечества в будущем.
╥ Демократия и оценка прошлого. Существует опасность, что принимаемые на основании воли народа решения отражают желание преодолеть отрицательное наследие прошлого или восстановить положительные факторы, а не решить проблемы наиболее на сегодня эффективным способом.

Международные отношения
╥ Демократическая солидарность.
╥ Демократический империализм. Существует тенденция считать, что если демократические принципы имеют универсальный характер, то они одинаково реализуемы в любом национальном государстве. Это порождает попытки навязать политическое однообразие всем государствам, несмотря на различие обстоятельств, в которых они существуют.

Мировые стандарты практик и институтов
╥ Демократические идеи как мировые стандарты.
╥ Демократия √ золотой стандарт политических систем.

III. Какие проблемы стоят перед демократией в контексте национального государства и на субнациональном и транснациональных уровнях

Национальное государство
╥ Суверенитет и международное право.
╥ Совместимость демократии и национального государства. Признание суверенитета национального государства в международных отношениях может привести к ошибочному мнению, что государство обладает суверенитетом над своими гражданами, которые, в соответствии с демократическими принципами, наоборот являются носителями суверенитета и единственным источником суверенитета своего государства в международных отношениях.
╥ Угрозы суверенитету национального государства, проистекающие из передачи власти от центральной к региональной и от признания государства субъектом международных отношений.
╥ Ограничения суверенитета государства.

Демократия и национальное государство
╥ Необходимость политических соглашений (конституций) для практической реализации демократии в национальных государствах.
╥ Необходимость выделения каждого политически организованного народа (такой народ, демократически самоуправляя государством, стабильно и самостоятельно живет на ограниченной территории) из остального человечества.
╥ Национальное государство создается конкретным политически организованным народом, граждане которого ощущают себя совладельцами его как предприятия и сопротивляются попыткам других присоединить его ко всему остальному человечеству.
Такое государство обладает самодостаточностью, которая позволяет ощутить себя непохожим на других и защитить свою независимость.
Оно устанавливает политические отношения, отличные от семейных или этнических отношений и превосходящие их по значению, предоставляет возможность народу выражать свою волю через институты, которые характеризуются длительностью существования, последовательностью в своей деятельности и общественной активностью.
╥ Ряд функций национального государства могут быть переданы региональным органам власти, транснациональным (Европейский Союз) или субнациональным (органы местного самоуправления) на основе подписанных соглашений.

Конфликт между демократией и национальным государством. Существуют угрозы демократии при двух моделях национального государства. Это:
╥ Бюрократический статизм. В Европе национальные государства возникли как абсолютные монархии, противостоящие мировой власти католической церкви и Священной римской империи. В настоящее время остатки монархического авторитаризма порождают статизм, концепция, предполагающая абсолютную и независимую от народа власть государства.
╥ Популистский тотализм. Хотя концепция самоуправления является основой демократии, мысль о том, что народ √ недифференцированная масса людей, несовместима с демократией, особенно с либеральной демократией, т.е. когда государство рассматривается как:
╥ Однородная политическая единица, в которой каждый гражданин соответствует общим для всех требованиям к убеждениям и правилам поведения, т.е. принадлежность к народу выше личных качеств гражданина.
╥ Органическое целое, жизнь которого независима от жизни индивидов, его составляющих, т.е. коллектив выше содружества индивидов.

Независимость и автономность национального государства и суверенитет народа. Условие существования суверенитета народа √ независимость, автономность государства в международных делах.

Субнациональные и транснациональные ассоциации
╥ Субнациональные ассоциации.
╥ Транснациональные ассоциации.
Правительственные ассоциации.
Неправительственные ассоциации.
╥ Отношение к иностранцам – экспатриантам.

IV. Как мир влияет на демократию

Международная экономика и финансы
╥ Международные экономические институты и организации.
╥ Экономические преимущества международных связей для государств.
╥ Мировая экономика и демократическое гражданство.
╥ Экономическая составляющая политического участия граждан.

Война и мир, дипломатия
╥ Влияние войны на демократию.
╥ Влияние мира на демократию.
╥ Дипломатия и демократия.

Критическая масса демократических государств в мире. Стремительное увеличение числа демократических государств в мире заставляет недемократические режимы производить в своих странах реформы в соответствии с демократическими ценностями и принципами. Однако это часто приводит к тому, что автократические государства пытаются рядиться в демократические одежды.

V. Как концепции и практики демократии формируют отношения между государствами

Отношения между государствами, логика этих отношений не зависит от форм управления государств-участников. Демократические принципы могут определять или противоречить процессам взаимоотношений государств.

Государственные интересы. Эти интересы заставляют государства преследовать в отношениях с другими прежде всего свои интересы, стремиться к безопасности своего государства в мире, к своему превосходству на международной арене.
Требования демократии. Ценности и принципы демократических государств часто определяют международные отношения этих государств и могут не способствовать сиюминутным интересам государства. Такая приверженность идеалам приводит к идеалистическим подходам в международных отношениях.
Противоречия и баланс между интересами государства и требованиями демократии. Соблюдение государственных интересов и требования демократии ставят вопрос о том, в какой степени в международных отношениях национальные государства должны учитывать два этих подхода.
Проблемы формирования зарубежной политики в демократических государствах. Демократии при решении международных проблем прибегают к широкому обсуждению в обществе этих проблем и путей их решения, что, с одной стороны, помогает избежать крайностей в их решении, а с другой – мешает предпринимать решительные и своевременные действия на международной арене.
Отношение демократического государства к проблемам войны и мира. Демократии стремятся к мирному решению конфликтов путем переговоров и достижения компромиссов. Однако, полагая своей главной обязанностью в мире защищать безопасность и другие интересы своего народа, демократическое правительство может выбрать войну как средство достижения этих целей. Это же средство может быть выбрано для защиты прав человека и права народов на самоуправление, для свержения репрессивных режимов или правителей.

VI. Какую роль должны играть демократические государства в распространении демократии во всем мире

Почему демократические государства заинтересованы в политических процессах в других национальных государствах? Это происходит потому, что:
╥ Недемократические государства представляют угрозу демократии.
╥ Репрессивные или неэффективные режимы усложняют жизнь демократических государств.
╥ Непредсказуемость таких режимов.
╥ Угроза агрессии.
╥ Чувство человеческой солидарности.
╥ Верность демократическим идеалам.
╥ Желание распространить демократию во всем мире.

Какими средствами демократия продвигается в мире?
╥ Прямым введением, например, после военного поражения государства с недемократической формой правления.
╥ Военным вмешательством.
╥ Экономическим стимулированием.
╥ Созданием и развитием политической инфраструктуры и гражданского общества.
╥ Политикой невмешательства. Многие демократические государства придерживаются точки зрения, что лучше не вмешиваться в жизнь других государств, полагая при этом, что демократические ценности, принципы и институты должны возникать в ходе естественного развития государства и накопления политического опыта его гражданами. В демократии существует вера в то, что даже лучшая форма политической жизни должна быть свободно выбрана народом и только с согласия народа демократия может победить.

Перевод с английского
Андрея Воскресенского,
Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте