search
main
0

Учиться, чтобы остаться

Один из круглых столов Московского международного образовательного салона был посвящен проблемам и перспективам колледжей малых и моногородов. Увы, спикеров было всего двое – из Иркутской и Свердловской областей, но и они порадовались, что о жизни учреждений, расположенных в сельских территориях, не забыли на столь крупном форуме.

Поскольку работа ММСО протекала в онлайн-формате, то и речь зашла прежде всего о том, как справляются колледжи с удаленным обучением. По словам директора Усольского аграрно-промышленного техникума (Иркутская область) Сергея Пензина, работать, конечно, сложно. В учреждении учится до 40% детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. Не все из них могут использовать дистанционный формат. И дело даже не столько в наличии телефонов или компьютеров, сколько в нестабильности Интернета и электричества. Поэтому выход находят либо в передаче бумажных версий вариантов заданий, либо в том, что некоторые ребята, кто живет близко друг к другу, собираются в доме и учатся вместе.

Как пояснила директор Сергинского многопрофильного техникума (Свердловская область) Светлана Майорова, вопрос цифровой трансформации каждого участника образовательного процесса раньше не стоял, поэтому сегодня многие сельские образовательные организации столкнулись с проблемой высокоскоростного Интернета, недостатка вышек сотовой связи, обеспеченности студентов средствами связи. Конечно, в техникуме сразу организовали закрытые группы в социальных сетях, разработали систему дистанта на сервере сайта образовательной организации, но для ребят из отдаленных сел задания часто читают по телефону, потому что другого варианта передачи просто нет.

В то же время, на взгляд спикеров, не переход на дистант является больной темой для учреждений СПО на селе. К примеру, Сергей Пензин видит проблему в трудоустройстве выпускников. Сейчас порядка 70% ребят по окончании обучения устраиваются на предприятия АПК. И хорошо, что в округе есть несколько таких крупных работодателей. Но, с другой стороны, для этих предприятий, и они это озвучивают, в приоритете все-таки выпускники с высшим образованием и с предпринимательскими способностями.

В этом плане трудно и выпускникам Сергинского многопрофильного техникума. В их районе вообще нет крупных работодателей, а есть семейные фермы, где при всем желании не смогут трудоустроить всех. Кроме того, нужно понимать, что выбор профессии у многих из этих ребят вынужденный. Более 30% студентов – это получатели социальных стипендий, то есть дети из малообеспеченных семей. Мотивировать их на учебу по данной специальности приходится уже в процессе обучения. Хорошим мотиватором при этом может стать будущая высокая зарплата, которую получает хороший специалист. Но хорошего специалиста можно подготовить на современном оборудовании, которого сельским техникумам катастрофически не хватает.

И все же точки роста у каждой образовательной организации есть. Скажем, в Усольском аграрно-промышленном техникуме уже прорабатывается вопрос о создании на базе образовательной организации Центра квалификаций АПК, где студенты будут получать теорию неотрывно от практики. А в Сергинском многопрофильном техникуме есть планы тесного сотрудничества с вузом и внедрения программ бакалавриата.

Система СПО на селе недооценена, как считает Светлана Майорова. Если вдуматься, это реальный способ оставить таланты на родной земле и развивать территорию. Например, большая часть выпускников техникума остаются работать и жить в районе, тогда как выпускники школы, уехавшие после 11‑го класса поступать в вузы больших городов, и это подтвержденные наблюдения, домой уже не возвращаются.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте