В прошлый раз («УГ» №28 от 10.07.2007) мы начали разговор о защите прав потребителей в России. Исследовали теоретические аспекты потребительских знаний: информацию, которую необходимо знать потребителю, и действия, которые ему нужно предпринимать для защиты своих прав. Сегодня мы рассмотрим некоторые практические аспекты данной темы.
Продавцы весьма часто предлагают некачественные или бракованные товары. Нередки случаи, когда качество предлагаемых изделий не соответствует тому, что указано в рекламе или на упаковке. Во-первых, помните, что обменять или возвратить товар можно не только в том случае, если он бракованный. В соответствии со статьей 25 Закона «О защите прав потребителей» новый товар можно вернуть в течение 14 дней, не считая дня покупки. Во многих странах, где действует подобное правило, потребители часто пользуются им, приобретают товары и после кратковременного использования под различными предлогами возвращают их в магазин. Но это уже пример злоупотребления. Если вы не успели износить новый товар и решили его вернуть и получить обратно деньги, вам по закону ничто не мешает это сделать. Правда, при этом почти наверняка придется выдержать перепалку с продавцами и менеджерами магазина. Если на товар дается гарантия, обменять его можно в течение всего гарантийного срока.
Проблемы могут возникнуть, если покупка, которую вы решаете обменять на другую или на деньги, приобрела признаки «поношенности». В данном случае продавец вряд ли согласится удовлетворить ваши требования, да и суд, скорее всего, не встанет на вашу сторону. А во всех остальных ситуациях закон занимает сторону потребителя. Так что если продавец не желает обменять товар или вернуть деньги (а происходит это почти всегда), то необходимо обращаться в суд. Как правило, перспектива судебного разбирательства заставляет продавца пойти навстречу покупателю.
Но вам необходимо помнить одну деталь – есть определенные группы товаров, которые не подлежат возврату и обмену. К ним относятся:
– лекарственные препараты;
– предметы гигиены;
– парфюмерия и косметика;
– строительные и отделочные материалы;
– текстильные товары;
– белье, носки и чулки;
– одноразовая посуда, столовые приборы;
– емкости для хранения продуктов;
– бытовая химия и агрохимикаты;
– растения;
– мебель;
– ювелирные украшения из драгоценных металлов;
– автомобили, мотоциклы, велосипеды;
– книги и брошюры.
В случае обмена или возврата товара можно столкнуться с рядом проблем и сложностей. Вы значительно облегчите свою задачу, если сохраните товарный чек. Но помните, что обменять покупку можно и без наличия товарного чека. Просто с ним будет намного проще доказать свою правоту, и процедура обмена займет гораздо меньше времени.
Отметим еще несколько деталей, которые важно знать. Часто потребители считают, что в определенных ситуациях они не имеют права на обмен или возврат товара, в то время как Закон «О защите прав потребителей» вполне позволяет им отстоять свои интересы.
Существует миф о том, что вскрытые продукты питания к возврату не принимаются. Это не так. Особенно если заметно, что продукт испорчен (например, видны следы плесени).
Еще одно заблуждение: товар не примут обратно, если не сохранилась оригинальная упаковка. Не обязательно (но желательно) возвращать товар в оригинальной упаковке. Но главное, чтобы вами был сохранен оригинальный товарный вид самой вещи.
Следующий миф: вещь, купленная в период скидок, обмену и возврату не подлежит. На товары со скидкой распространяются те же законы, что и на все остальные.
Евгений СМЫШЛЯЕВ, преподаватель экономики лицея города Лобни, учитель года Московской области-2006
Комментарии