Все маленькие дети очень большие мечтатели. Они не боятся делиться своей мечтой с окружающими. Взрослые реагируют на их мечты улыбкой, недоумением, иронией, воодушевлением, часто пытаются помочь в осуществлении этой мечты. Но случается, что иногда они путают свои мечты и мечты своих детей, объединяя их в одно целое. В результате ребенку навязывается чужая мечта, которую он должен осуществить, часто даже не понимая зачем. В итоге так называемая мечта становится чем-то ненавистным и неприятным. Как правило, настоящая мечта появляется в результате какого-либо увлечения, хобби. Когда что-то интересно, хочется добиться большего, достичь вершин в этой области знаний или умений. Случается и наоборот: для осуществления своей мечты приходится много трудиться, снова и снова преодолевать возникающие препятствия, ты увлекаешься и в какой-то момент понимаешь: вот она, сбывшаяся мечта! Вот оно, счастье! А ведь только тот, кто умеет мечтать или чем-то увлечен, по-настоящему может радоваться жизни и дарить это счастье другим.
Лада ПЫЛИНА, учитель английского языка прогимназии №1882:
В моей жизни тесно переплелись и мечты, и увлечения. Английский язык стал частью моей жизни, когда я была совсем ребенком. Это произошло благодаря моим родителям, которые привили мне любовь к изучению зарубежных культур. Однажды мне подарили книгу английского писателя о приключениях девочки Алисы. Книга мне понравилась, но было много непонятных моментов и странных персонажей. Я загорелась желанием прочитать это произведение в оригинале. Для этого необходимо было достаточно хорошее владение английским языком. Нет ничего невозможного! Увлеченно изучая английский, я им очаровалась, прониклась уважением, и спустя некоторое время моя мечта осуществилась! Правда, потом появилась другая – побывать в Великобритании, познакомиться с жизнью в этой стране. Немного прилежания и терпения – и моя поездка в Лондон и Эдинбург состоялась!
В необходимости изучения иностранных языков в настоящее время уже никто не сомневается. Родители понимают, что знание иностранного языка стало не только фактором образованности современного человека, но и основой его социального и материального благополучия в обществе. Все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранному языку почти с рождения. Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно: они лингвистически гениальны. Для малыша выучить язык не проблема. Это у родителей возникают сложности, как сделать так, чтобы ребенок этого захотел. Превратите обучение в увлекательную игру! Опыт работы учителем английского языка с дошкольниками и младшими школьниками позволяет мне поделиться некоторыми «секретами» раннего обучения иностранному языку.
С момента рождения ребенок слышит речь взрослых, состоящую из фраз, предложений. Никому не приходит в голову общаться с ребенком отдельными словами. Несомненно, мы выделяем голосом отдельные слова, показывая важность того или иного предмета или картинки. Постепенно, слово за словом, малыш начинает понимать нашу речь. Так же постепенно он пытается начинать говорить те слова, смысл которых он хорошо понимает. Дети с удовольствием слушают песни, стихи и сказки, смотрят мультфильмы, наблюдают за общением ровесников и взрослых. Активная речь складывается постепенно, по мере понимания все большего числа слов.
Такой же подход стоит использовать и в обучении иностранному языку. Постепенно, слово за словом, фраза за фразой, и ваш малыш начнет говорить сначала простые предложения, затем – простые истории, а потом и удивит вас замысловатыми сочинениями. Не стоит делать подстрочный перевод слов и фраз, не переводите каждое слово в отдельности, важен смысл.
Идеальный вариант изучения иностранного языка – погружение в языковую среду. Поэтому, если родители знают язык, они должны общаться на нем как можно больше. Если их познания в иностранном языке невелики, то им нужно создать такие условия, чтобы ребенок слышал иноязычную речь носителей языка.
Главное в процессе обучения иностранному языку, чтобы ребенок больше слышал звучание иностранной речи. Если родители будут изучать иностранный язык вместе с малышом, то результаты их приятно удивят!
На начальном этапе эмоциональная составляющая важнее, чем умение связывать свои мысли. Общение – это не только речь, звуки. Это еще и мимика, и жесты, и тембр звучащего голоса. Для детей важно не только то, что им говорят, но и с какой интонацией, с каким выражением лица это произносится. К тому же мы часто сопровождаем свои слова жестами, чтобы ребенку было понятнее. В процессе изучения иностранного языка эти незаметные детали становятся очень важными.
Понимание иноязычной речи ребенком и активное включение в нее будет постепенным, возможно, не так скоро, как вам бы хотелось, зато оно будет твердым и уверенным. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны, подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Поэтому важно часто менять виды занятий: свое внимание дети обратят только на то, что вызовет у них непосредственный интерес.
Нравится ему петь – пойте, нравится рисовать – рисуйте, но с комментариями на иностранном языке. Если малыш предлагает поиграть вместе, родителям нужно соглашаться не раздумывая! Обучение в игровой форме – самое приятное и полезное занятие. Ребенок будет очень рад, если вы посидите вместе с ним на диване и почитаете ему книжку на иностранном языке или вместе послушаете аудиозапись к этой книге. Вы можете посмотреть видеофильмы на изучаемом языке, повторяя одну и ту же запись много раз, недублированные мультфильмы или использовать обучающие компьютерные программы. Вам полезно, а для ребенка это будет лучшей мотивацией. Пусть для вашего малыша изучение иностранного языка станет интересным, увлекательным и любимым.
Изучение любого языка начинается с кончиков пальцев. Дайте ребенку возможность потрогать и ощутить окружающий его мир. Пусть он играет в игрушки, называя их; помогает маме, рассказывая о своих действиях и ощущениях; занимается творчеством и комментирует процесс на иностранном языке. Ребенок, который начал изучать иностранный язык раньше, будет иметь более обширный словарный запас, а степень уверенности и спонтанности речи у него будет гораздо выше, чем у ребенка, начавшего заниматься позже и говорящего в основном заученными фразами. Поэтому разговаривайте с ним больше и не бойтесь, что вас он не понимает. Детям любого возраста необходимы разговоры об их переживаниях и опыте. Дайте им возможность высказать свое мнение о людях, событиях. Не игнорируйте вопросы ребенка, старайтесь дать полный ответ, расскажите о своих волнениях и радостях.
Особенность детской памяти такова, что они легко запоминают рифмовки и стихи, песни и скороговорки. Дети любят их повторять много раз подряд, получая от этого удовольствие. Взрослым стоит набраться терпения, чтобы внимательно слушать, незаметно исправлять ошибки и обязательно хвалить за успехи. Очень важно приучить ребенка работать со словарем, пользоваться справочным материалом, энциклопедией как неотъемлемыми составляющими для успешного обучения в школе. Поощряйте походы ребенка в библиотеку. Не забывайте про такой источник информации, как Интернет, возможно, у него появится друг по переписке из страны изучаемого языка. И тогда изучение английского языка превратится в поистине увлекательный процесс.
Чтобы поддержать интерес ребенка к изучению иностранного языка, занимайтесь вместе с ним любым делом. Важно, чтобы ваше общение не превращалось в урок или скучное заучивание – это противоречит психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пусть ребенок осваивает иностранный язык играя, получая от этого радость. Не отказывайтесь поиграть в игру, в которую ребенок играл с друзьями. Пример родителей бесценен для ребенка. Изучение иностранного языка – замечательный повод познакомиться со страной изучаемого языка, с ее людьми и традициями. Расскажите о том, какие люди там живут, чем они занимаются, чем отличаются от нас. Если вы любите путешествовать, отмечайте на карте страны, где вы были и на каких языках там разговаривают люди. Бывает, что ребенок, занимаясь в группе – в классе, дома, все еще не говорит. Не спешите, не переживайте. Существует «норма молчания» – три-четыре месяца, тем более дома, где нет той самой «языковой среды». Поэтому наберитесь терпения. Следует помнить, что каждый малыш будет двигаться в своем темпе, что есть люди, а значит, и дети, которые не предрасположены к изучению языков вообще, и результатов придется ждать еще дольше.
Если школьник получил плохую оценку, не стоит его ругать за неудачу. Лучше убедите, что это лишь временная неудача, такое может быть с каждым, и если приложить усилия, то успех обязательно придет. Постарайтесь выяснить причину неудачи. Не заставляйте ребенка говорить на иностранном языке, когда он этого не хочет. Чаще проявляйте интерес к успехам ребенка, хвалите его и помните: что закладывается в детстве, то сохраняется в сознании до глубокой старости. Если у вас растет дошкольник, то пусть ваши занятия дома будут не по расписанию, а по настроению. Но они должны быть ежедневными и систематическими, если даже и по десять минут. Проявляйте искренний интерес к тому, что происходит в школе у вашего ребенка. Очень хорошо, если вы знаете ежедневные домашние задания. Убедитесь, что у вашего ребенка комфортное рабочее место. Чтобы координировать активность своего ребенка дома, вам необходимы знания о прошедших, текущих и будущих событиях в школе.
Все родители надеются, что их ребенок будет хорошо учиться, а ощущение успешности сделает школьные годы счастливыми и принесет свои плоды в будущем. Но часто родители забывают или просто не хотят понимать, что их роль в успешном обучении детей в школе едва ли не самая главная, что ребенку очень тяжело добиться вершин мастерства в одиночку. Давайте же уделять столько внимания нашим детям, сколько им этого необходимо, невзирая на нашу занятость и предубеждения. Английский – это увлекательный мир. Раскройте его для себя!
Комментарии