Экологическое воспитание ребенка в детском саду – это не только привитие ему любви и бережного отношения к природе. Это познание ребенком себя как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на Земле. Без воспитания чувства восхищения природой, уважения к ее целесообразности, мудрости и красоте невозможно формирование осознанной культуры человека. И первые шаги в этом направлении, безусловно, необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребенок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает.
Как же рассказывать ребенку о природе? Как поведать о ее тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячелетий и к которым продолжает еще идти и идти? Сделать это очень непросто, ведь маленький ребенок живет еще не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно.Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им ее красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – изобразительную деятельность, музыку, так как они являются «…самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…» (В.Сухомлинский).Музыка и рисование развивают сферу чувств, способствуют самопознанию, оказывают одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляют радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображение, фантазию, желание творить и познавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это прежде всего язык чувств, эмоции, и ее суть тождественна самой природе. Ведь все в окружающем нас мире звучит, поет: это и журчание ручейка, и звон капели, и свист ветра, и шум водопада, и, конечно, пение птиц. Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке ее чудесное звучание. Вместе с ними и мы учимся слышать, понимать голос природы. В этом одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая стала основой для развития их способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы эти красота и порядок не были разрушены и жизнь на Земле продолжалась.У нас в Ресурсном центре «Мы и природа» тема природы пронизывает все музыкальные занятия, развлечения, музыкальные спектакли. Начиная с раннего возраста мы учим детей слышать изобразительность музыки, например, в музыкальной игре «Солнышко и дождик» ребенок различает характер музыки солнышка и звучание капелек дождя и соответственно меняет свои движения. Дети поют про дождик и аккомпанируют себе на металлофонах и треугольниках, передающих прозрачность музыки. В старших и подготовительных группах ставим музыкальные сказки, иллюстрирующие особенности времен года. Тематически подобранный музыкальный репертуар, например, музыка А.Вивальди с ее отрывистыми аккордами, надоедающими звуками вьюги, художественное оформление зала, изображение с помощью ритмодекламации и ритмопластики тихого снегопада, красоты зимнего сада, снежной метели, звенящих прозрачных кристаллов-льдинок обогащают представления о красоте и богатстве природы зимой. При этом происходит удвоение художественных впечатлений ребенка. Музыка, окрашивая восприятие сказки, рождает эмоционально-оценочное отношение к персонажам и действию, а сказка помогает восприятию музыки природы, углубляя и усиливая ее воздействие на ребенка. Тонко подмеченная особенность музыкального образа природы помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке. Воспитанники «Дельфиненка» имеют возможность это сделать, так как, приходя в наш художественно-эстетический комплекс «Золотая кисточка», ребенок попадает в мир искусства, в котором царит уникальная творческая атмосфера. Именно она, созданная умелыми руками наших педагогов, привлекает внимание детей, заставляет их по-особому видеть окружающее, сопереживать, творчески овладевать техническими умениями и приемами. Творчество и образное восприятие природы присутствуют даже в обычных упражнениях, закрепляющих навыки владения техниками рисования и художественными материалами. Так, в обучении навыкам рисования мы предлагаем детям разнообразные упражнения с красками, цветными мелками, тушью, фломастерами, но эти линии напоминают волны моря, ломкие ветви деревьев, острые иглы сосен. Дети учатся работать «по-сырому», изображая яркие, красочные лепестки цветка. Освоение таких технических приемов, как рисование, приемом вертикального мазка, пирамидального строения (ели), волнообразно-нисходящие линии (береза), рисование концом кисти, рисование всей кистью, использование тонких мазков дают возможность ребенку творчески интерпретировать полученные в другой деятельности впечатления и выразить их, создав свою собственную, не похожую на остальные картину с поэтическим названием «Тихая осень», «Осенний вальс», «Кружевная фантазия зимы».Свое естественное продолжение эта работа находит в экологических праздниках – синтезе знаний, умений и творчества, которые поддерживают у ребенка интерес к чудесному и таинственному миру природы. Ведь «…самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки…» (А.Эйнштейн). Экологический праздник для ребенка – волшебный мир без границ во времени и пространстве, это гимн Жизни, это воспитание патриотизма и любви к Родине.Ольга ЛЮКШИНА, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2337 «Дельфиненок», руководитель Ресурсного центра «Мы и природа»
Комментарии