Виктор БОЛОТОВ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Для нас очень острый и больной вопрос: «Что будет с сельской школой?». Пример: в первый класс пришли всего три ученика. А если вводить подушевое финансирование? Допустим, один ученик обходится сельской школе в 12 тысяч рублей в год. Тогда как выжить школе на 36 тысяч рублей в год? Сдавать площади в аренду? Нет у нас таких полномочий. Закрыть школу – преступление. Пока выход в том, чтобы подвозить детей на автобусах. А как быть в районах, где между школами расстояние в 50-60 километров? Бытует мнение, что одного ребенка можно обучать на базе детского сада, Дома культуры, но если думать о здоровье ребенка, то должны быть спортзал, столовая. К проблеме сельской школы нужны особые подходы.
Проблема сельской школы одна из самых острых в системе образования. В прошлом году был завершен эксперимент по реструктуризации сельских школ. Итогом его стало обобщение опыта по обеспечению доступности качественного образования для учащихся из сельской местности, использованию современных информационных технологий, передвижных лабораторий, подвозу детей, созданию культурно-образовательных комплексов. При этом любой из подходов связан с большей стоимостью обучения ученика на селе по сравнению с городом. Но это те издержки, на которые мы обязаны идти.
Органы управления образованием в решении этих вопросов должны заботиться о будущем: учитывать демографическую обстановку, анализировать миграционные и другие процессы, чтобы предвидеть, сколько учеников пойдут в начальный класс в ближайшие несколько лет. К сожалению, часто неожиданно оказывается, что в текущем учебном году в школу пришли три ученика. А ведь эту ситуацию можно было бы предугадать три-четыре года назад.
Насколько готова материальная база вузов и объекты социальной сферы (общежития) к вынужденной миграции студентов, обусловленной двухступенчатой системой высшего образования (бакалавриат и магистратура)?
Введение бакалавриата и магистратуры не предполагает вынужденной миграции студентов. Что же касается материально-технической базы и общежитий, то эта проблема существует, и Федеральное агентство по образованию будет активно работать над ее решением.
Комментарии